Бен Ладен: победил или побежден?
Воскресный вечер западного полушария окрасился красками, способными на время отвлечь внимание общественности от Ливии, Сирии и прочих проблематичных географических точек региона Северной Африки/ Ближнего Востока.
Причиной переноса внимания и гордости «за державу» явилось выступление президента США Барака Обамы по результатам проведенной удачной операции по уничтожению Усамы бен Ладена силовыми структурами США при содействии пакистанских властей.
В ходе выступления президент Обама заявил, что на данный момент тело бен Ладена находится в распоряжении Соединенных Штатов. Из речи президента не совсем ясны детали операции, но утверждение, что Усама бен Ладен мертв, само по себе является значительным.
Тактический анализ события на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что во-первых, тайное местопребывание Усамы бен Ладена было обнаружено. Данный факт означает, что секретность операций «Аль-Каиды» (или части организации, ответственной за обеспечение безопасности первых лиц организации) скомпрометирована настолько, что создалась возможность физического уничтожения лидера.
Если секретность операций «Аль-Каиды» скомпрометирована, то возникает вопрос, какая часть организации пострадала и находятся ли прочие члены/ руководители организации под угрозой.
Стратегический анализ приводит к заключению, что уничтожение Усамы бен Ладена является выигрышной ситуацией для всех сторон. Американская сторона восстановила кредитоспособность угроз как один из рычагов давления внешней политики; «Аль-Каиды», избавившись от превратившегося в обузу Усамы бен Ладена (охрана, секретность, опасения предательства и измены идеалам, не учитывая иерархические проблемы и приоритеты руководства организацией), приобрела мученика, погибшего за веру и идеалы.
Однако, несмотря на лишнее подтверждение уже подпорченной репутации, абсолютным победителем является пакистанская сторона, даже если и присутствует факт поддерживания Усамы бен Ладена на определенных стадиях (вероятно, данный факт и объясняет проживание Усамы бен Ладена в закрытом элитарном поселке).
Пакистан, не только получил кредит доверия (пусть пока только публичное признание от президента Обамы), и на сегодняшний день в состоянии потребовать расширения военного сотрудничества, что может привести к новой оси США – Пакистан против союза Россия – Индия.
При всем этом, немаловажен тот факт, что Исламабад в состоянии сохранить лицо перед прошлыми союзниками – проживал Усама бен Ладен в хорошо охраняемом поселке Абботабад, по соседству с представителями пакистанской военной элиты.
Меры секретности поражали даже обитателей Абботабада: из коттеджа никогда не выбрасывали мусор, его сжигали прямо на территории, а к дому не были подведены ни телефонная, ни интернет-сеть.
Интересен факт смерти бен Ладена также и тем, что раньше лидеров террористических организаций пытались «брать живыми» – можно вспомнить аресты лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана или лидера перуанской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана, полностью парализовавшие на некоторое время деятельность организаций. Уничтожив, а не арестовав бен Ладена, США принципиально утвердили стратегический выбор бескомпромиссности борьбы, даже если убийство и было единственно доступной опцией на момент проведения операции.
Принимая вышесказанное во внимание, можно предположить, что операция по уничтожению бен Ладена открывает двери для администрации Обамы для начала вывода войск из Афганистана с высоко поднятой головой, независимо от практического воздействия на сетевую мировую террористическую организацию.
При подведении итогов, однако, больше складывается впечатление, что и урон и победа больше символическо-психологические, нежели реальные. Смерть бен Ладена имеет огромное значение, потому что он был и остался посмертно вечным символом «Аль-Каиды» и новый символ такого же масштаба вряд ли в ближайшее время может появиться. Соединенные Штаты могут претендовать на эту большую победу, однако реально, «Аль-Каида» уже давно преобразовалась в сетевую мировую организацию, где смерть лидера не так принципиальна.
В заключение необходимо отметить, что одним из последствий операции по уничтожению бен Ладена будет чувство триумфа в Соединенных Штатах, даже если для некоторых это будет призывом к войне. На данном этапе неизвестно насколько и как глубоко скомпрометирована «Аль-Каида», но маловероятно, что жизнеспособность «Аль-Каиды» пострадала настолько, что невозможно принятие ответных, даже если автономных, шагов.
Рашад Керимов, ведущий научный сотрудник Центра Стратегических Исследований