Рабийят Асланова. Национальная идея: Вопросы теории - Часть I | 1news.az | Новости
Точка зрения

Рабийят Асланова. Национальная идея: Вопросы теории - Часть I

15:40 - 30 / 07 / 2011
Рабийят Асланова. Национальная идея: Вопросы теории -  Часть I

Национальная идея: на пути, пройденном от символа независимости к будущей модели развития государственности.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в подписанном им Распоряжении «О 20-й годовщине восстановления государственной независимости Азербайджана» расценил строительство светского и демократического государства как самое большое историческое достижение за 20 лет независимости страны. Глава государства также подчеркнул, что дальнейший последовательный прогресс Азербайджана возможен лишь в том случае, если он опирается на прочный национально-духовный фундамент и ценности.

Действительно, именно национальная идея, духовное единство являются ответом на вопрос: «Какой фактор превратил нашу независимость в реальность, тесно сплотил нас, чтобы сделать ее необратимой?» Сегодня азербайджанский народ – это более стабильная и уверенная в завтрашнем дне общность, прошедшая этап самоутверждения в мире и, естественно, обладающая большими возможностями духовного развития и выбора, а также 20-летним незаменимым опытом.

Путь, пройденный Азербайджаном до XXI века, и путь, который он пройдет после этого, тенденции развития глобального пространства, национальные приоритеты диктуют необходимость переосмысления статуса национальной идеи сквозь призму реальности, меняющей размышления о национальной государственности. Национальное развитие любой страны начинается, в первую очередь, с определения модели, идеологических основ концепции общества, о котором мечтают и для достижения которого прилагают усилия, масштабных задач по донесению их до широкой общественности. Это также позволяет рассмотреть национальную идею в контексте анализа, осмысления и оценки выполняемой в реальности работы как критерия правильности избранного на новом этапе пути.

По словам Э.Деминга, считающегося одним из отцов «японского чуда», коренное обновление всех сфер в государстве возможно лишь после преобразования соответствующих целей в национальную идею и идеологию.

Не секрет, что различные силы, обеспокоенные и не воспринимающие развитие независимого Азербайджана, мобилизуют все средства, в первую очередь информационные и интеллектуальные ресурсы, чтобы воспрепятствовать национальному строительству в стране. Вместе с тем, в последние годы можно наблюдать некоторый застой в отношении ученых и представителей интеллигенции к данной проблеме, к исследованиям в области многообразия средств, способствующих динамизму национальной идеи с точки зрения ее содержания и реализации. Не так уж много трудов, в которых дается анализ национальной идеи на новом этапе развития, ее отличительных особенностей, если смотреть на нее с высоты последних 20 лет, когда она впервые в истории превратилась в национальную реальность, в свете стратегически значимых положений деятельности Президента Ильхама Алиева в этой сфере.

С контексте сказанного последняя статья «Современный Азербайджан как воплощение национальной идеи» академика Рамиза Мехтиева -  автора многочисленных трудов, содержащих глубокий анализ вопросов строительства национального государства в Азербайджане, демократии, модернизации и глобализации, национальной идеи и идеологии, - будучи ценным исследованием, адресованным научной общественности, каждому, кто думает о будущем нашего государства, одновременно является знаменательным событием с точки зрения развития нашей общественной науки в новом веке.

В преддверии третьего десятилетия нашей независимости эта статья оживляет перед глазами масштабную картину превращения национальной идеи из жившей в сердце азербайджанского народа исторической мечты в парадигму современного развития. Она также является представлением новой теоретической концепции обогащения на нынешнем этапе национальной идеи, как фундаментальной идеологической опоры государственности, адекватным реальности содержанием и выявления ее сути с точки зрения ориентиров будущего.

В статье проанализированы итоги пройденного Азербайджаном 20-летнего славного исторического пути, приведены мысли автора о заявленных на XXI век новых целях национальной государственности. Отмечено, вокруг каких главных идей и целей должен объединяться в дальнейшем азербайджанский народ, подчеркнута необходимость сосредоточить внимание на идейном базисе, требующем коллективной воли народа, общих творческих усилий политической и интеллектуальной элиты. Безусловно, этот труд придаст импульс масштабному обмену мнениями по вопросам национального государства и национальной идеи в истории азербайджанской общественно-политической мысли в зеркале новых реалий, в подлинном смысле слова, внесет свой вклад в обогащение существующих теорий и концепций. Поставленные в статье вопросы проанализированы в аспекте как теоретико-концептуальной актуальности, так и реальной практики, в связи с чем она представляет большую ценность как новый подход в области исследований идеи и идеологии и в национальном, и в мировом обществоведении. Каждый азербайджанец, стремящийся к тому, чтобы наше национальное существование было вечным, многое может почерпнуть для себя в этом произведении. Нам же, в свою очередь, хотелось бы поделиться с азербайджанским читателем своими первыми впечатлениями.

Путь от национальной идеи до национальной реальности

Тема национальной идеи не нова для мира и Азербайджана. Вызывает гордость, что этот жизненно важный вопрос никогда не исключался из повестки дня – ни когда вообще отсутствовала система под названием «национальные государства», ни когда государственность переживала катастрофические события. Прошло уже сто лет с момента первой теоретической и научно-политической постановки данного вопроса в Азербайджане, и сейчас очень важно осознать, что национальная идея, преодолев жизненные и исторические испытания, стала реальностью в лице независимости.

Национальная идея является решающим фактором процессов, которые в современной общественной науке называют «национальным строительством» (nation-building). Его смысл отражает процессы осмысления общих интересов государственности в обществах, считающихся по своему составу полиэтническими, обеспечения национального единства, сплоченности народа, его солидарности в общенациональных вопросах. Национальное строительство – это непрерывный процесс создания и формирования нации плечом к плечу с каждым новым приходящим поколением. Формирование национальной идеи становится возможным благодаря общим усилиям политической и интеллектуальной элиты, государства и общества. Национальное строительство не должно восприниматься как примитивное копирование западного опыта. Это, прежде всего, модель национального развития. Так как и субъектом, и объектом его является азербайджанский гражданин - молодой человек, педагог, ученый и инженер, представитель интеллигенции.

Существует бесчисленное множество теоретических подходов в этой области. Одни считают невозможным формирование единого народа в полиэтническом обществе, приводя многочисленные примеры этого из недавнего прошлого. Другие же высказывают противоположное мнение. Но мировая история знает столько стран, где народы, независимо от религиозно-этнической и национальной принадлежности, общими усилиями участвовали в развитии государственности. К числу именно этих стран принадлежит Азербайджан.

В исследованиях национальная идея преподносится как не имеющий аналогов символ, отдельный механизм объединения людей. Обычно приводится такой показательный пример: когда в Северной Америке началась борьба за независимость, тесно сплоченная вокруг своей цели группа адресовала гражданам «Декларацию независимости». То есть она обратилась к пока еще несуществующему народу. Народ еще не сформировался, население Америки пока не находилось на уровне этой идеи. Как призыв к формированию народа эта Декларация за короткое время стала важным средством в его объединении, обеспечила единство. Зарождение и выдвижение национальной идеи являются чрезвычайно трудным этапом, который, однако, государствам обязательно необходимо пройти.

Тысячелетия назад философия впервые обнаружила, что идея является потенциальной реальностью, и каждый новый период истории подтверждает эту истину. А национальная идея – это относительно новый европейский, западный феномен. В то же время сегодня недостаточно и даже невозможно выдвигать мнение о нации, национальном государстве и национальной идее лишь в рамках теоретических концепций Нового периода, современной эпохи. Так как, во-первых, традиционное содержание нации и национального государства очень изменилось. В настоящее время большинство государств мира (за исключением Японии и Исландии) являются полиэтническими, и в состав населения, наряду с автохтонными народами, входят мигрантские сообщества уже первого, второго и третьего поколений.

Поскольку феномен «национальности» возник раньше, на Западе существует глубокое научное наследие в этой области. Истина состоит в том, что на Западе слово «нация» употребляется в качестве синонима слова «государство», имеет тот же смысл, и чтобы не открывать путь ошибочным понятиям, нужно ясно осознавать, что именно этот контекст считается основным. Несмотря на всю сложность, общеприняты еще два смысла понятия «нация»: нация – как гражданство и как коллективный суверенитет, основанный на общем политическом участии национально-этнических сообществ, которых связывают общая религия, история и культурная идентичность. Национальная идея означает еще и то, что все граждане страны, прежде всего, разделяют и принимают эти фундаментальные ценности.

Если обратиться к историческому опыту, то выясняется, что существуют не только национальная, но и сверхнациональная (транснациональная) идеи (экуменизм, туранизм, глобализм, космополитизм и пр.). Пока еще нет единого мнения о том, являются ли они транснациональной идеей или деидеологизацией. Мы считаем, что для человека и государства не существует альтернативы идеи, и сама «деидеологизация» является идеологией. Философия постмодернистского периода о «конце всего» также имеет идейное содержание. Концепции «конца истории и политики, смерти автора» утверждают, что наступил также «конец национального государства и идеи», началась эпоха постнациональной «безыдейности».

Положения «постмодернистской» парадигмы национального государства демонстрируют совершенно иной взгляд. Согласно постмодернистскому подходу, любую, в том числе национальную, структуру можно «сотворить с нуля», сформировать и без истории, традиции, идентичности.

В истории поиск новых путей всегда начинается с поисков новой идеи, а идеи создают новую реальность. Всемогущая сила идеи заключается в том, что она может господствовать в сознании, для чего конкретные цели преподносятся в конкретных формах, образах, идеалах и символах. Анализируя историю идей, порой даже убеждаешься в правоте Платона, создавшего совершенное учение данного феномена, вспоминаешь его положение о том, что реальным миром является лишь мир идей.

Философия – это сфера, которая, как и во всех областях, первым делом анализирует суть и силу идеи. Учение об идеях Платон назвал «самой правильной наукой». Он говорил: «Здесь ничего нельзя упускать из виду, все должно быть учтено до деталей» (Платон).

Отдельной научной сферы об идеях не существует. В начале XIX века французский мыслитель А.Л.Дестют де Траси впервые ввел в науке понятие идеологии и охарактеризовал ее как науку, изучающую общие закономерности возникновения и динамики идей у людей. Однако первое время это слово употребляли в смысле взглядов, находящихся над или вдали от общественной практики и реальной политики (вспомним слово «идеалист»), а затем для защиты интересов различных социальных сил. С этой точки зрения заблуждаются те, кто полагает, что любая идея становится либо мифологией, либо же утопией. Поэтому есть и такие, кто предлагает вернуться к первоначальной версии идеологии в качестве философской дисциплины - учение об идеях.

Виктор Гюго писал, что «в мире есть сила, которая сильнее всех армий, - это созревшая вовремя идея». Причины же требуют как рационального, так и иррационального разъяснения. Во всех конфликтах и противостояниях, имевших место на протяжении истории, участвовал идейный компонент. Идейные войны являются реальными событиями нашего времени, и это - столкновение взглядов, концепций и мировоззрений.

Самым последним известным примером идейных войн стала «холодная война». На этом этапе политическое, экономическое и военное противостояние между двумя мировыми системами продолжалось, главным образом, в идеологической сфере.

Идейные и временные отношения настолько переплетены, что иногда возникает вопрос: что появляется раньше – новая идея или новое время? К примеру, демократию создает только демократическая идея или же демократическое развитие само постепенно превращает демократию в необратимый процесс? Сказанное непосредственно относится к национальной идее и периоду национальной независимости. Идея, не чувствующая времени, становится препятствием для развития. Чтобы превратить предоставленную временем возможность в историческое достижение, каждый народ должен обладать совершенной системой взглядов относительно национального бытия. В случае если государство не обеспечивает свое независимое существование в реальном времени и пространстве, это остается в истории как «идея-фикс», а еще хуже - превращается в фикцию (вымысел) и утопию. Возникновение идеи имеет и этапы, когда она живет в лице могущественного государства, и этапы поражения, когда она не смогла выдержать испытаний. У национальной идеи есть начало, но нет конца. Меняющаяся особенность идеи – это ее обогащающееся в соответствии с реалиями динамичное содержание, пути и средства ее достижения. Не меняется только одно – это статус безальтернативности, ценность, которыми обладает национальная идея для существования национального государства.

ХХ век был свидетелем как торжества, так и краха идей. Самое худшее происходило тогда, когда кто-то пытался реализовать собственную идею как идею народа, нации и даже человечества. В мировой истории есть достаточно примеров этого. Сегодня, в век знаний и информации, движущей силой цивилизации вновь является идея, скорость распространения которой трудно себе представить. Самое же главное заключается в том, что когда мы говорим «национальная идея», речь идет не только о совокупности чьих-то субъективных представлений, но и о феномене, который, пройдя через испытания столетий, развивает нацию, стал незаменимым критерием способности ее политического становления.

Одна из важных методологических особенностей познания национальной идеи – это уникальность каждого народа, нации, их неповторимая идентичность. Так, способы и методы, характерные и эффективные для других стран, могут и не принести того же успеха Азербайджану. Потому что каждое государство проходит свой путь политико-исторической эволюции. Важными являются также цивилизационная, национально-этническая идентичность, национальная психология и другие вопросы. Именно этот фактор определяет устойчивость государства, его долговечность. Касаясь этого вопроса на примере процесса демократизации национального строительства, академик Рамиз Мехтиев пишет: «Сегодня Азербайджан демонстрирует собственную модель развития, понимая демократию не как самоцель, а как процесс исторического развития, который каждый народ проходит в преломлении исторического опыта и традиций. Демократизация азербайджанского общества — это нескончаемый процесс, который реализуется при условии соблюдения национальных особенностей, независимого государственного строительства и сохранения национальной идентичности. В понимании Президента Ильхама Алиева демократия — неотъемлемый атрибут национального развития и самосознания. Но при этом она должна гармонично сосуществовать с политическим и экономическим уровнем развития общества. Поэтому реформы в стране осуществляются параллельно, не пересекаясь, не догоняя или обгоняя друг друга. Политическая константа должна иметь экономическую основу, и только в этом случае стоит говорить о демократическом развитии и транспарентности в обществе. Демократия не может насаждаться извне, в ущерб национальным интересам и государственной независимости. Демократию каждый из нас «взращивает» в самом себе, затем транслируя ее на общественно-политический уровень. Сегодня нельзя «внезапно привнести», «слепо скопировать», «перенести» опыт, который в других геополитических и этнонациональных пространствах формировался на протяжении столетий».

Существуют политические, экономические, правовые, философские, духовно-культурные и другие критерии, гарантии реализации национальной идеи. В статье дается подробный анализ того, что Основной закон Азербайджанского государства является самым наглядным примером политико-правовой гарантии национальной идеи. Нет необходимости доказывать, что экономический фактор играет роль базиса среди этих факторов. Невозможно говорить об успехах государства, если оно не развито экономически.

Или же возьмем, к примеру, обеспечение обороноспособности страны. Ни одно государство, если оно не в состоянии защитить себя, не может завоевать успех. Отношение Азербайджанского государства к этой сфере говорит о том, что мы находимся на абсолютно правильном пути.

Область популяризации национальной идеи в мире разработана относительно мало. Однако последние исследования доказывают, что чем шире распространяется национальная идея государства в мире, тем выше ее жизненный потенциал. Это важно с точки зрения таких безальтернативных показателей, как четкое определение геополитических позиций, самоутверждение, позитивная энергия общества, целенаправленное, духовное единство.

В настоящее время национальная идея должна подтвердить жизнеспособность не только в рамках национальных, политических, географических границ государства, но и в глобальном масштабе. Ряды ее конкурентов, расширяясь, охватили весь мир. Основная конкуренция идет не только за материальные ресурсы. Она идет больше за исторические корни, национальную государственную идентичность, историческую память, национальный дух и характер, интеллект.

Продолжение следует…

Рабийят Асланова,
председатель комитета Милли Меджлиса по правам человека, доктор философских наук, заведующая кафедрой истории философии и культуроведения БГУ

Поделиться:
5986

Последние новости

Все новости

1news TV