Рабийят Асланова. Национальная идея: Вопросы теории – Часть II
Национальная идея: на пути, пройденном от символа независимости к будущей модели развития государственности
Идея и политический лидер
Основная сила, превращающая национальную идею в национальную реальность и историческую судьбу – это фактор лидера. Это подтверждается и мировой историей, и историей нашей независимости. Консенсус в вопросе фундаментальных ценностей, поддерживаемых народом и остро чувствуемых политическим лидером, является неизменным условием стабильности и развития государства.
Базирование вопросов развития и управления в современном мире, демократическом обществе преимущественно на принципах элитарности, решающая роль элиты, обладающей высоким статусом и способностями, являются научной аксиомой. Элита – это сообщество людей, отличающихся своими интеллектуальными, политическими, культурными, экономическими, психологическими, нравственными, организаторскими способностями, больше, по сравнению с другими группами, служащих миссии государственности.
Национальная элита независимого государства может объединиться вокруг национального лидера, консолидировать потенциальную энергию народа, мобилизовать ее на созидательные работы.
В обществе элита условно делится на политическую, военную, экономическую, культурную, технократическую и другие. Однако нет необходимости доказывать, что всех их объединяет служение национальной государственности.
Сегодня в развитых странах интеллект и политика, объединившись в единый фронт, служат интересам государственности. Гарантом успехов этих стран является именно то, что элита ставит развитие государственности превыше всего. Сюда относятся формирование национальной идеи, служение ее реализации, выдвижение новых идей и концепций развития общества в новых условиях, представление образа, в котором объединены идеалы и ценности всего социума.
Как гласит восточная мудрость, «если не знаешь куда плывешь, тогда тебе не поможет ни один попутный ветер». Справедливость этого изречения наглядно демонстрирует то положение, в котором находился Азербайджан в 90-х годах XX века. Хотелось бы подчеркнуть, что незаменимую роль в реализации идеи играет фактор национального лидера, направляющего национальную идею в гармонии с общественной активностью и духовной энергией народа, определяющего вектор движения с помощью четко поставленных целей. В тяжелые для государственности моменты ощущается большая потребность в идеях, объединяющих людей во имя единой цели. Естественно, понимание идеи, ее теоретическое оформление и осознание, представление всегда возлагаются на интеллектуально-политическую элиту. Самая досадная ситуация возникает тогда, когда и существующая элита оказывается не в состоянии видеть потребность в новой идее, демонстрируя равнодушие.
С точки зрения сказанного азербайджанский народ в 90-х годах XX века не был в безвыходном положении.
Политический лидер и элита непосредственно присутствуют во всех трех параметрах национальной идеи: 1. Осознание национальной идеи. 2. Ее научно-теоретическое представление. 3. Определение национального идеала, связывающего прошлое, настоящее и будущее народа. Политическая элита обеспечивает право народа на постоянное развитие с сохранением своих корней и истоков.
В конце XIX – начале XX веков национальная идея не смогла реализовать свою основную цель – стать непреодолимой силой, обеспечивающей национальное единство и независимость.
В 90-х годах прошлого века гений политики современной эпохи, общенациональный лидер Гейдар Алиев в трудный исторический период за короткое время смог превратить национальную идею в воплощение национального бытия. Академик Рамиз Мехтиев в статье «Современный Азербайджан как воплощение национальной идеи» пишет: «Ход негативных общественно-политических процессов настойчиво диктовал, что только личность поистине исторического масштаба, способная выступить как в роли олицетворения определенного набора ключевых ценностей азербайджанской нации, так и в роли сильного и волевого источника нестандартных политических решений, может спасти Азербайджан от угрозы полного развала или расчленения. Только крупному государственному деятелю под силу спасти нацию, воплотить ее идею в жизнь».
Впервые в истории реализация национальной идеи в суверенном формате взяла начало от этатизма в традиции государственности. Благодаря политическому становлению независимого государства национальная идея укрепилась и поднялась на большие высоты. В начале XX века национальная идея не смогла реализовать свою основную цель - этатизм. Такое историческое достижение, как обретение статуса суверенного государства, осталось нереализованной мечтой. То есть еще не были сформированы статус национальной идеи, ее структура, принципы и функции, совершенные стратегические и тактические цели.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев превратил эти общемировые цели в реальность в независимом Азербайджане. Траектория исторических, политических успехов нашего народа стала носить продолжительный, непрерывный характер. Во второй половине XX века, когда глобальные трансформации и потрясения происходили параллельно, когда некоторые страны терпели крах, а другие возрождались, наш народ смог утвердиться на политической карте мира, преодолеть этапы национального самопознания. Миссия идеи на примере национального идеала – общенационального лидера - на тот период завершилась триумфом. Впервые в истории Азербайджана было создано независимое государство. Впервые национальная идея, не оставаясь лишь теоретической схемой, обеспечила существование государства, вписала его в мировую историю как «вечный, нерушимый и неотвратимый» (Гейдар Алиев) феномен. Все это возвысило политического лидера - Гейдара Алиева, регулировавшего сложные отношения идеи и времени своим все еще не постигнутым до конца гением, сверхусилиями во имя Азербайджана, на вершину Национального идеала, общенационального лидера. Окончательно был положен конец неоднократно происходившим в нашей истории кратковременным или долгим перерывам, периодам поражений и краха, другим негативным явлениям, становившимся препятствием на пути национальной идеи, мешавшим устойчивому развитию традиции государственности.
Это - историческая заслуга личности Гейдара Алиева, феноменального субъекта нашей национальной идеи конца XX века, являющегося Национальным идеалом и примером для многих поколений азербайджанцев. Наряду с обеспечением преемственности исторического опыта и теоретических положений, общенациональный лидер выдвинул на первый план в качестве центрального положения нашу коллективную и индивидуальную идентичность, государственную идеологию – азербайджанство. Смысл этого можно понять на примере деятельности Гейдара Алиева, его заслуг перед государственностью и народом.
Если государство способно обеспечить своим гражданам все возможности, благосостояние и прогресс, в которых гармонично сосуществуют материальные и духовные принципы, составляющие основу реального развития, то это является как идеей, так и моделью. Такая модель становится образцом не только национального, но общечеловеческого значения.
Становление и генезис национальной идеи в Азербайджане следует рассматривать как в плоскости истории государственности, так и общей цивилизации. В гуманитарной мысли есть те, кто считает, что национальная идея безальтернативна, и те, кто убежден в бессмысленности дискуссий по этому вопросу. Существование таких полярных позиций говорит о том, что в реальности это очень важные вопросы.
Национальная идея рассматривается с различных позиций: онтологической, культурологической, политической, этнической, позиции гражданской культуры и др. Национальная идея выражает усилия каждого народа развиваться, сохраняя свои корни и истоки.
Обсуждения национальной идеи вступили в интенсивную фазу параллельно с созданием независимого Азербайджанского государства. Главной причиной этого была потребность в объединяющей народ в нерушимое целое объединительной идее. Если нет базовых ценностей, то невозможно говорить о гражданском мире.
В ходе поисков национальной идеи долгое время продолжалась динамика между различными полюсами (тюркизм, исламизм, туранизм и др.). Опыт Азербайджана показывает, что преподнесение национальной идеи как лозунга и призыва, трата времени на поиски именно таких лозунгов, есть не что иное, как пустая потеря и времени, и национальной энергии. В обсуждениях о национальной идее идейный фундаментализм (ригоризм), идеологический фанатизм, радикализм, проявления непримиримых крайностей шагают параллельно с деидеологизацией.
Во многих постсоветских странах все еще идет поиск «национальной идеи». В отличие от стран постсоветского пространства, до сих пор ищущих свою национальную идею, приглашающих из-за рубежа специалистов для ее формирования, поиски Азербайджана не пропали даром, дали грандиозные результаты.
После распада советского режима остро ощущались идеологический кризис, процессы деидеологизации на всех уровнях – в обществе, науке, образовании, мировоззрении.
Похвально, что сегодня Азербайджан не входит в число стран, которые до сих пор не знают свою историко-культурную, духовную биографию, не понимают, откуда идут и куда движутся. С большой гордостью можем сказать, что наш народ преодолел грандиозный двадцатилетний путь от идеи до ее реализации. Одно из основных проявлений национальной идеи – это интегративные символы, отраженные в национальных атрибутах.
Говоря о национальных вопросах, нам, естественно, нужно рассмотреть концепции о нации, национальной идее, национальной модели западной науки, в которой феномен «национальности» появился раньше. В этой области существует чрезвычайно глубокое научное наследие. Правда состоит в том, что слово «национальный» употребляется в значении «государство». Поэтому, чтобы не допустить неправильного толкования национальной идеи, мы должны четко представлять, что именно данный контекст является для нас основным.
Национальное государство, заменившее традиционную и имперскую государственную систему, как уже было отмечено, является европейским феноменом. Вместе с тем, национально-историческая память, национальная психология и другие моменты говорят о том, что его истоки уходят в глубокую древность и охватывают большое географическое пространство. Нация, национальная идея, которые образовались во Франции как синонимичные государству понятия и с тех пор претерпели различные изменения, и сегодня являются предметом последовательного изучения. Основная причина этого в трансформациях, происходящих в сути национального государства в условиях меняющихся реалий, в особенности в глобализирующемся мире.
Азербайджанский народ воспринимает национальную идею как силу, обеспечивающую его нерушимое единство именно в вопросах государственности, как гражданскую идентичность. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по Шехидляр хиябаны, где можно увидеть имена представителей живущих в нашей стране различных народов, которые в трудное для государства время взялись за оружие, проявили самоотверженность, пожертвовали своими жизнями, поставив государственность превыше всего. Гражданская идентичность – уровень азербайджанства - сформировалась как естественный результат пройденного нашим государством исторического пути, осознания людьми таких высших ценностей, как национальный долг, национальная обязанность.
Национальная идея означает наличие базовых ценностей, которые разделяют и принимают все граждане. Если бы этого не было, не было бы и нынешнего развития.
Национальная идея – это не то, что формируется само по себе. Если социальные институты – наука, образование, СМИ - не имеют своих ежедневных целей, не прилагают четких усилий, то конечный результат может быть плачевным. Правовая база многонациональных, многоконфессиональных отношений в нашей стране закреплена в Основном законе.
Вместе с историей меняются и идеи, и идеалы эпохи. У каждой эпохи формируется свой идеал. Да, сегодня Азербайджан испытывает радость победы в связи с 20-летием своей независимости. Азербайджан имеет моральное право гордиться этим! В то же время для того, чтобы будущие поколения Азербайджана также могли переживать это чувство победы, наполняющее сердца гордостью, чтобы эта победа стала неиссякаемым источником, необходимо постоянно укреплять такую основу, как национальная идея. Это нужно для того, чтобы чувства единства и победы никогда не оставили наш народ. Важнейшими средствами достижения этого выступают национальная идея, ее суть, осознание ее обновляющегося содержания в контексте меняющейся реальности.
В этой проблеме существуют два основных аспекта. 1. Идея национальности. 2. Идея миссии.
Важно не путать эти аспекты. Так, если миссия направлена главным образом из Азербайджана в мир, в частности, нацелена на будущее, то национальность ориентирована на внутреннее пространство, в настоящее. В качестве миссии может служить мудрое изречение: «Наша независимость вечна, нерушима, непоколебима», - которое определило цели на века вперед.
Нераспространение национальной идеи на национальное сознание открывает путь для всяческих угроз. Это ослабляет все устойчивые механизмы системы государственности. С этой точки зрения перед обществоведами стоят важные гуманитарные и социальные задачи по ее разъяснению и доведению до общественного сознания.
История подтверждает, что государство, обладающее национальной идеей и идеологией, намного сильнее государства, в котором господствует деидеологизация. Идея выступает как стратегия успеха. Идея была мечтой всех существовавших на протяжении истории поколений азербайджанского народа и сегодня стала действительностью.
Гегель писал: «Только новое является единственным феноменом, имеющим право на будущее. Перспектива есть только у нового».
Определение нравственных основ национального развития Азербайджана в XXI веке столь же важно, как и 20, 100 лет назад. Статья академика Рамиза Мехтиева вносит ясность в вопрос о том, что сегодня думает большинство общества о настоящем и будущем. 20 лет независимого развития Азербайджана показали, что ни одна перспективная политика, устойчивое развитие не могут оставаться безразличными к представлениям, существующим в сознании граждан. А это, в свою очередь, подразумевает не изобретение чего-то, в том числе национальной идеи, а выявление ценностей, которые граждане носят в своих мыслях.
С этой точки зрения статья академика особо подчеркивает, что национальная идея должна обладать конструктивным, прагматичным, творческим содержанием, отражающим в себе то, что есть, а больше, - то, что еще будет. Идея, определяющая будущие цели, должна также отражать реальные условия, пути их достижения. Национальная идея – основа стратегии перспективного развития. То, что Азербайджан – это страна, самодостаточная политически и экономически, является составной частью национальной идеи. Реализация национальной идеи на политическом институциональном пространстве, в политических процессах и государственном управлении в действительности выступает как основной критерий ее правильности.
Продолжение следует…
Рабийят Асланова,
председатель комитета Милли Меджлиса по правам человека, доктор философских наук, заведующая кафедрой истории философии и культуроведения БГУ