Армения грезит новыми военными базами?
«Чем больше будет вовлеченность России в военную сферу Азербайджана, тем больше это будет способствовать безопасности в регионе», - с таким оригинальным заявлением в интервью «Медиамакс» выступил первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян.
На вопрос о том, какую позицию занимает Армения относительно наличия Габалинской РЛС в Азербайджане и возможной смены ее статуса, Тоноян ответил: «Эксплуатация Габалинской РЛС имеет для России определенное стратегическое значение».
«В советские времена она входила в систему противоракетной обороны СССР, а сейчас позволяет Вооруженным силам России следить за обстановкой с широким радиусом. Учитывая союзные отношения Армении и России, мы не только не рассматриваем эксплуатацию Россией Габалинской РЛС в качестве действия, направленного против интересов Армении, наоборот, думаю, чем больше будет вовлеченность нашего стратегического партнера и прочих стран-партнеров в военную сферу и сферу безопасности нашего соседа, тем больше это будет способствовать безопасности всего региона», - сказал Тоноян.
Отметим, что этот комментарий армянского замминистра навеян недавним визитом министра обороны России в Азербайджан, в ходе которого были обсуждены вопросы дальнейшей судьбы Габалинской РЛС.
Несомненно, после высказываний Давида Тонояна на ум приходит мысль, что «форпостное» мышление Армении и на этот раз дало себя знать, поскольку это государство больше думает не об укреплении своей независимости, а о том, как бы еще услужить внешним силам и доказать им свою вассальную верность.
Иначе и не понять слова Тонояна: «Чем больше будет вовлеченность нашего стратегического партнера и прочих стран-партнеров в военную сферу и сферу безопасности нашего соседа, тем больше это будет способствовать безопасности всего региона». Замминистра обороны Армении мыслит категориями прошлого и, видимо, застрял где-то в начале 1990-х годов, когда еще существовали надежды на восстановление былой мощи СССР в виде СНГ или ином формате.
Однако опыт показал, что стабильность и процветание Южного Кавказа зависят не от того, в какой военный блок, альянс или иной военно-политический союз вступят страны региона, а от того, какие региональные экономические, транзитные и энергетические проекты может предложить государство своим соседям и удаленным странам-партнерам.
Армянские власти и не ведают, что залог стабильности, процветания и успеха государств в 21-м веке зависит не от «количества танков, а от количества танкеров». И речь тут идет не только о нефтяных или газовых танкерах (как сразу могут подумать некоторые «политруки» арменпропа), а речь идет в целом об умении реализовывать взаимовыгодные проекты с соседями и зарубежными партнерами.
Уметь торговать, созидать и создавать новые транзитные коридоры, соединяющие различные страны, регионы и даже материки. Все это называется долгосрочным стратегическим мышлением и осуществляется во благо своего народа и процветания государства.
Это и есть цель любого независимого государства, однако в Армении, которая является номинально независимой, бытует, видимо, другое мнение по поводу векторов обеспечения процветания и укрепления страны.
Даже скажем так: армянскую политическую элиту больше интересует не процветание своего народа, а то, как защитить себя, имея территориальные претензии к 3-м из 4-х соседних государств: к Азербайджану, Турции и Грузии. При таком образе мышления армянской элиты ей только и остается, что искать защитников на стороне и мечтать о большей военно-политической вовлеченности внешних сил на Южном Кавказе.
Такие как Д.Тоноян видят «стабильность» в дальнейшей милитаризации Южного Кавказа и превращении его в коллекцию военных баз и вооружений различных держав. Ведь насколько проще армянской политической элите «зазывать» в регион внешние военные силы, чем ломать голову над тем, как спасти Армению от социально-экономического коллапса, поголовной миграции и демографического кризиса, которые ставят под угрозу само существование армянской государственности на Южном Кавказе.
Политическое и военное руководство Армении считает нормальным «путем развития» для своей страны продолжение оккупации азербайджанских земель на фоне перспективы получения новой Карабахской войны или же исчезновения с политической карты мира, как несостоявшегося государства-банкрота.
Однако именно такая нерадостная для Армении перспектива вынуждает Д.Тонояна желать дальнейшей милитаризации Южного Кавказа внешними силами, поскольку в таком случае армянский агрессор думает, что будет «спать спокойнее».
Мы ни в коей мере не говорим о том, что государства Южного Кавказа (или любые иные) должны полностью игнорировать интересы ведущих держав и партнеров, однако осуждаем стремление Армении жить только за счет проведения в жизнь чужих интересов.
При этом власти армянского «форпоста» мечтают получить взамен не экономическое развитие своей страны, а только поддержку в дальнейшем проведении агрессорской политики по отношению к своим соседям. Армения может, сколько хочет, мечтать «обложиться» со всех сторон чужими военными базами и жить в роли форпоста, однако такое положение никогда не длится долго, поскольку интересы ведущих держав меняются по ситуации, к тому же иногда в диаметрально противоположном направлении. И тогда не удастся избежать справедливого возмездия со стороны Азербайджана, подвергшегося армянской агрессии.
Ведь армянские политики, так любящие вспоминать «историю Армении» аж 5000-летней давности, почему-то не замечают, что главной исторической бедой или «граблями» армянского народа является неумение строить добрососедские отношения. Вместо этого они стремятся зазвать в регион внешние силы. Ведь это и есть причина хронической недолговечности армянской государственности, то там, то тут спорадически возникавшей в Малой Азии и последние 100 лет на Кавказе.
В итоге из-за неудачных попыток создания армянской государственности, построенной на бесконечных претензиях к соседним народам, сам армянский народ веками является скитальцем, переселяющимся из одного региона в другой. В результате сегодня насчитывается не менее 27 «Армений» от Малой Азии до Кавказа и Крыма, тогда как все они - своего рода временные стоянки на пути перманентного кочевания армянского народа в силу фатальной недальновидности его лидеров и идеологов.
Нашу мысль о том, что армянский народ вновь стоит на пути кочевания подтверждает факт массовой миграции из Армении. Население Республики Армения за прошедшие 20 лет сократилось почти вдвое.
Все идет к тому, что армянский народ вновь ищет для себя тихую пристань, которая в перспективе станет очередной «Арменией», и если проследить маршрут миграции армян, то основной его целью является причерноморское побережье и соседние с ним регионы России на Северном Кавказе. Видимо, армянские лидеры веками интуитивно ведут свой народ обратно на Балканы, где еще очень давно из Фригии хайские племена начали свой длинный путь в Малую Азию и затем на Кавказ.
Ризван Гусейнов