Расим Мусабеков: «Вашингтон желал бы видеть в Ереване более самостоятельное правительство»
Интервью с депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, политологом Расимом Мусабековым.
- В последнее время в ряде армянских СМИ усиленно муссируются слухи о том, что в ближайшее время состоится встреча президентов Азербайджана и Армении. В то же время по словам главы МИД Азербайджана, нашей стороне об этом ничего не известно…
- На мой взгляд, вероятность проведения новой встречи в двустороннем или трехстороннем формате, с участием президента РФ Дмитрия Медведева очень низка. Позиции Еревана и Баку сблизить не удалось. Армяне настаивают на том, чтобы получить в результате соглашения механизм легализации сецессии (отделения) Нагорного Карабаха, на что Азербайджан не соглашался в прошлом, не соглашается сейчас и не согласится когда-либо в будущем.
Поэтому переговоры зашли в тупик. Позиция Сержа Саргсяна не оставляла надежд на достижение согласия конфликтующих сторон настолько, что президент Медведев, недавно встретившийся с президентом Ильхамом Алиевым в Сочи, не счел необходимым специально разговаривать с Сержем Саргсяном на саммите ОДКБ в Астане.
- В последнее время заметно участились откровенно провокационные заявления со стороны официального Еревана и лично со стороны президента Армении Сержа Саргсяна. С чем это связано?
- Полагаю, что Серж Саргсян и его команда преследуют цели как внутриполитические, так и внешнеполитические. Этими заявлениями армяне стремятся спровоцировать Азербайджан на ответные угрожающие заявления, которые можно было бы использовать для мобилизации поддержки великихдержав, нежелающих военных осложнений в регионе.
С другой стороны, финансово-экономическое положение Армении настолько безрадостное, что ажиотаж вокруг карабахской тематики необходим криминально-олигархическому режиму Саргсяна для того, чтобы отвлечь внимание населения и хеджировать протестные настроения и действия.
Отражают заявления Саргсяна и его растерянность, так как безрезультатность переговоров и их прекращение вовсе не закрепляет статус-кво. Азербайджан наращивает давление на армян как в ООН, так и на других международных площадках, укрепляет вооруженные силы и не ослабляет блокаду. Ситуация даже без возобновления военных действий с каждым днем для армян только ухудшается.
- Согласны ли Вы с тем, что каждое подобное заявление все больше убеждает азербайджанское общество в том, что единственным способом восстановления территориальной целостности Азербайджана является принуждение Армении к миру?
- Согласен, если под таким "принуждением к миру" понимать не только военную операцию, а весь комплекс воздействия, включая дипломатическое давление, информационную борьбу и главное жесткую транспортно-экономическую изоляцию.
Укрепление вооруженных сил, их модернизация, подготовка личного состава, хорошо организованные масштабные военные учения также являются инструментами "принуждения к миру". Для начала необходимо обеспечить широкую поддержку резолюции о ситуации на оккупированных азербайджанских территориях на Генассамблее ООН.
- Согласны ли Вы с тем, что официальный Ереван, если бы он хотел продемонстрировать свой конструктивный подход к переговорам, мог бы в качестве первого шага вывести армянские войска с оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха?
- Этого прямо требуют четыре резолюции Совбеза ООН, документы, принятые в ОИК, сенатом Италии и т.д. Это понимал экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, который прямо заявляет, что без этого не удастся разблокировать армяно-турецкую и армяно-азербайджанскую границы, по причине чего Армения обречена на медленное угасание.
- Согласны ли Вы с точкой зрения Гейдара Джемаля, который в интервью 1news.az заявил о том, что США хотят привести к власти в Армении политика, который бы полностью ими контролировался и который бы не имел никаких обязательств перед Россией и Ираном и насколько вообще велика вероятность отстранения от власти Сержа Саргсяна?
- Принимая во внимание сложные отношения, которые у армян исторически сложились с турками и азербайджанцами и которые невозможно в короткий срок радикально изменить, любые, даже самые прозападные силы будут обязательно искать и дорожить поддержкой России.
Далеко ходить не надо. Самым прозападным политиком в Армении был и остается Левон Тер-Петросян, который в бытность президентом поддерживал тесные связи с Москвой и даже сейчас не торопится отворачиваться от нее. Американцы очень сильны, но не всемогущи и не в состоянии отменять геополитические реальности, в которых находится та или иная страна с вытекающей из этого политикой.
Но очевидно, что Вашингтон желал бы видеть в Ереване более самостоятельное правительство, а не назначенного руководителя "форпоста" и предпринимает для этого определенные шаги. В частности армянские СМИ утверждают, что диалог АНК и властей начат по инициативе посольства США в Ереване.
На Сержа Саргсяна посредством отказа в продолжении программы "Вызов тысячелетия", а также через диаспору усиливают давление. Насколько эффективными окажутся усилия США и как далеко они готовы зайти пока сказать трудно. Нужно понимать, что Армения и ее проблемы находятся на периферии интересов США.
- Изменится ли политика официального Еревана в армяно-азербайджанском, нагорно-карабахском вопросе при ином, не представляющем интересы «карабахского клана» президенте Армении?
- Определенно изменится, хотя не стратегически, а тактически. Но и это немало. Карабахский клан по определению не может отступиться от заявленной сверхзадачи – легализации отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана.
Ведь в этом случае придется держать ответ перед населением Армении, которое переносит много тягот и лишений, тогда как, дорвавшийся до власти карабахский клан,чинит произвол и стремительно обогащается.
Полагаю, что от карабахского клана в Армении все устали, но принимая во внимание, что у них деньги, сила и готовность с легкостью пустить в ход террор в отношении политических оппонентов, задача отстранения карабахского клана от власти будет нелегкая.
А. Гасанов