Фуад Алескеров: «Вопрос политзаключенных должен подниматься в отношении любой страны, либо не должен подниматься вообще»
Интервью с заведующим отделом по работе с правоохранительными органами Администрации Президента Азербайджана Фуадом Алескеровым.
- В последнее время в прессе вновь широко обсуждается проблема политических заключенных. Поводом для этого послужила отмена докладчиком Парламентской Ассамблеи Совета Европы Кристофом Штрассером своего визита в Азербайджан, а также его обширное интервью, опубликованное в одной из газет. При этом позиции по данному вопросу довольно значительно разнятся. Хотелось бы узнать и ваше мнение в связи с происходящим.
- Прежде всего считаю необходимым пояснить, что информация о том, что докладчику Штрассеру было отказано в визе в Азербайджан, не соответствует действительности. Докладчик не получал официального отказа в выдаче визы.
Он намеревался посетить нашу страну 4 ноября, однако 28 октября было распространено сообщение о том, что докладчик отменяет свой визит в связи с тем, что не было получено согласие азербайджанской стороны. Согласитесь, отсутствие ответа, хотя до планируемого визита еще оставалось определенное время, и официальный отказ в выдаче визы – это не совсем одно и то же.
В эти же даты, то есть 28-29 октября, было опубликовано интервью господина Штрассера. В интервью были допущены высказывания, которые не просто вызывают удивление, но являются абсолютно несовместимыми со статусом докладчика и идут вразрез с решением комитета ПАСЕ.
- О каком решении идет речь?
- 5 октября этого года Комитет ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека принял решение об изменении названия будущего доклада по этому вопросу. Если первоначально доклад назывался «Определение политических заключенных / Продолжение рассмотрения вопроса политических заключенных в Азербайджане», то теперь он будет называться «Пересмотр вопроса политических заключенных». Соответственно, доклад должен касаться не только Азербайджана, но и ситуации в странах-членах Совета Европы в целом.
Азербайджан неоднократно заявлял о том, что в своей деятельности Совет Европы не должен допускать дискриминацию и применение двойных стандартов, то есть должен неукоснительно придерживаться своих собственных принципов.
Вопрос политических заключенных должен подниматься в отношении любой страны, в которой их наличие предполагается, либо не должен подниматься вообще.
Мы последовательно отстаивали эту позицию на протяжении многих лет. В этой связи полагаю, что решение ПАСЕ о переименовании доклада, о его распространении на другие страны означает победу здравого смысла и проявление более объективного отношения к проблеме.
Однако, несмотря на решение комитета ПАСЕ, господин Штрассер в своем интервью заявил, что будущий доклад будет касаться исключительно Азербайджана. Более того, он заранее, без рассмотрения каких-либо материалов, заявил, что доклад не будет положительным для нашей страны. Такие заявления докладчика вызывают серьезные сомнения в его объективности и непредвзятости по отношению к Азербайджану.
- В своем интервью докладчик заявлял о том, что Азербайджан - не единственная страна, в отношении которой поднимался вопрос политических заключенных. Он напомнил, что понятие «политический заключенный» и критерии для их определения применялись и в отношении Армении.
- Если мы обратимся к истории вопроса, то мы увидим, что в 2001 году эксперты, назначенные Генеральным секретарем Совета Европы, действительно рассмотрели два дела в отношении Армении. В обоих случаях лица, чьи дела рассматривались, не были признаны политическими заключенными.
Больше ПАСЕ к вопросу политических заключенных в Армении никогда не возвращалась, хотя, казалось бы, события в Армении неоднократно давали повод для этого. После 2001 года ПАСЕ не приняла ни одного документа по политическим заключенным в Армении.
То же касается и критериев. Они принимались исключительно для рассмотрения дел предполагаемых политических заключенных в Армении и Азербайджане. Как я уже отмечал, за исключением двух дел в 2001 году, к Армении они больше не применялись, хотя Азербайджан неоднократно поднимал в ПАСЕ вопрос о наличии в Армении дел, требующих рассмотрения.
Ни одна другая страна-член Совета Европы не давала свое согласие на применение этих критериев по отношению к себе. Таким образом, Азербайджан является фактически единственной страной, к которой данные критерии применялись на протяжении ряда лет.
Вместе с тем абсолютно очевидно, что если доклад по вопросу политических заключенных касается любой страны Совета Европы, то все страны должны посредством Парламентской Ассамблеи выразить свое отношение к существующим критериям, согласиться с их применением, либо разработать новые критерии, единые для всех.
- С учетом решения Комитета Парламентской Ассамблеи об изменении названия доклада по политзаключенным, каким, по вашему мнению, должен быть обновленный мандат докладчика?
- Я полагаю, что после того как Ассамблея выскажется по поводу возможных критериев, докладчик должен рассмотреть ситуацию во всех странах, в которых ПАСЕ предполагает наличие политических заключенных. Думаю, доклад должен касаться как минимум всего региона Южного Кавказа. Кстати, это не только мое мнение, но и мнение ряда местных и зарубежных правозащитных организаций.
Еще в 2010 году организация Human Rights House Tbilisi от имени ряда международных НПО опубликовала открытое письмо, адресованное председателю ПАСЕ Мевлуту Чавушоглу, Генеральному секретарю Совета Европы Торбьерну Ягланду, комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммербергу, председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу и председателю Европейского парламента Ежи Бузеку.
В письме утверждалось, что на тот момент в Грузии было около 60 политических заключенных. НПО призывали Совет Европы направить в Грузию группу независимых экспертов, а также до конца 2010 года направить докладчика ПАСЕ по вопросу политических заключенных во все три страны Южного Кавказа.
- Хочу вернуться к заявлениям, которые господин Штрассер сделал в своем интервью. Помимо прочего он указал, что Азербайджан посредством неких лоббистов пытается давать взятки членам Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека и другим лицам. Как вы прокомментируете это его заявление?
- Я уже говорил, что в рамках своего интервью докладчик Штрассер неоднократно демонстрировал свое пристрастное отношение к нашей стране. Однако это его высказывание является не просто проявлением пристрастности. Он заявляет о совершении деяния, которое, согласно законодательству всех стран и международным соглашениям, является уголовным преступлением.
Любой человек, делающий подобные заявления, должен либо представить убедительные доказательства своей правоты, либо столкнуться с последствиями своих необоснованных утверждений.