Тофик Аббасов: «Рано подводить черту под российским посредничеством»
Интервью 1news.az с азербайджанским политологом Тофиком Аббасовым.
— Чего вы ожидаете от турне по странам Южного Кавказа верховного комиссара Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон?
— Приезд столь высокого представителя ЕС, безусловно, является событием, которое только подтверждает высокую заинтересованность объединенной Европы в Южно-Кавказском регионе и в Азербайджане в частности. Бесспорно, центральным пунктом турне будет Баку, и итоги переговоров с азербайджанским руководством позитивно скажутся на сотрудничестве с ЕС уже в ближайшее время.
Стоит также ожидать более предметного участия объединенной Европы в карабахском урегулировании. Южно-Кавказский регион ныне непосредственно граничит с ЕС, и Брюссель заинтересован в скорейшем разблокировании конфликтов на постсоветском пространстве.
— Насколько велика вероятность того, что К.Эштон сменит французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, и как это может сказаться на процессе урегулирования данного конфликта?
— Не думаю, что К.Эштон заменит французского представителя в МГ ОБСЕ. Занимаемая ею должность в ЕС очень серьезна и объемна, и те нагрузки, которые перепадают на долю К.Эштон, как кажется, не оставляют возможностей для совмещения еще и сопредседательства в посреднической миссии.
Место Франции может, конечно, занять представитель ЕС, однако это даст эффект, если у европейского сообщества окажется принципиально новый план действий, одобренный Москвой и Вашингтоном.
— Как вы оцениваете итоги посредничества России в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
— Пока еще рано подводить черту под российским посредничеством. На фоне избирательных кампаний в РФ в процессе воцарился тайм-аут. Новый заход, скорее всего, произойдет после президентских выборов в РФ. К тому времени в России будет и новый парламент, и не исключено, что Москва сама предложит новый план действий, подразумевающий смягчение позиции Еревана. Ведь фактор агрессии должен получить адекватную оценку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иначе Баку не пойдет на односторонние компромиссы.
— Тогда как вы прокомментируете разг оворы о том, что США готовы перехватить у России роль главного посредника по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
— На то, что США настроены «выдавить» Россию ото-всюду, указывают не только досужие разговоры, но и реальные действия американцев. Перезагрузки американо-российских отношений не произошло, а фантазий об этом хоть отбавляй.
США ныне являются сверхдержавой, которая постепенно утрачивает позиции по миру. Но Россия тоже недостаточно сильна и мобильна, чтобы составить Америке существенную конкуренцию. Москве для перегруппировки сил необходимо утвердиться на постсоветском пространстве и только после этого подумать над усилением позиций в других частях света.
Переформатированием отношений между субъектами СНГ Москва и намеревается создать предпосылки для создания нового порядка на постсоветском пространстве. И от того, как она повлияет на карабахское урегулирование, на ситуацию в Приднестровье, да и в Абхазии и Южной Осетии, можно будет судить о характере и сути нового евразийского партнерства, о котором говорит Кремль.
Полагаю, что у России больше шансов на успешное посредничество в карабахском урегулировании, чем у европейцев и американцев.
— То есть попытку США играть роль главного посредника по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта можно расценивать как часть общей стратегии Соединенных Штатов по усилению собственного влияния в мире и в регионе Южного Кавказа, в частности?
— Именно так и следует расценивать усилия Вашингтона. Однако сбои американской дипломатии на других фронтах показывают, что американцам ныне достаются не только лавры, но и шишки. Это дает шанс конкурентам США, которые имеют естественное желание обойти американцев для завоевания новых партнеров, рынков и ресурсов.
— Как происходящие в мире процессы скажутся на внутриполитической ситуации в Армении?
— Армения является одним из главных для Америки участков дипломатического противостояния с Россией. Здесь заокеанские силы не торопят события, пользуясь принципом «не навреди».
Медленно, но верно наращивается прозападный ресурс. Для США Армения важна еще и потому, что у Еревана имеются плотные связи с Тегераном. Для подрыва пророссийских и проиранских настроений американцы используют ячейки гражданских институтов, народную дипломатию, помимо профессиональной дипломатии.
Подготовка агентов влияния будет продолжаться. Но в силу исторических и географических особенностей повернуть Армению на 180 градусов в сторону Запада не удастся.
Сегодня президент С.Саргсян заигрывает с американцами, но дальше флирта дело не пойдет. Прозападные силы не смогут перехватить власть, даже если произойдет примирение с Турцией.
— Официально в отставку подал спикер парламента Армении Овик Абрамян. Можно ли и данную отставку рассматривать как часть внутриполитического кризиса в этой стране?
— Кризис в этой стране нарастает. Если спикер за несколько месяцев до парламентских выборов покидает свой пост, то это говорит о наличии серьезных проблем в партии власти и в истеблишменте.
Вопрос в том, что традиция сепаратизма, некогда опробованная в Карабахе, ныне разъедает политический организм страны. С его помощью в 1999 году был смещен Л.Тер-Петросян. Теперь снова идет латентная борьба в верхушке и вокруг нее. Определенные силы переманивают членов команды президента, чтобы пустить его под откос на предстоящих выборах. Очень даже может быть, что разыграется еще один сценарий насильственного захвата власти.
Акпер Гасанов