Гурам Мархулия: «В Грузии есть множество героев любой национальности, кроме армян, которые всегда воевали против нас»
Интервью с доктором исторических наук, профессором Сухумского государственного университета, почетным доктором Института истории НАНА, историком Гурамом Мархулия.
- Вы уже много лет углубленно, на основе архивных материалов занимаетесь исследованием армянского вопроса и его негативного влияния на стабильность Южного Кавказа, в частности Азербайджана и Грузии. Ваши исследования и материалы активно публикуются в СМИ разных стран, что вызывает шквал обвинений и оскорблений с армянкой стороны. Насколько верна информация о том, что армянские националисты уже не раз угрожали вам физической расправой?
- Мне постоянно поступают угрозы, как на электронную почту, так и на сотовый телефон. Часто звонят разные люди армянской национальности, угрожают, ругают и оскорбляют меня. В последнее время нередко замечаю за собой слежку со стороны каких-то типов. Недавно позвонила тбилисская армянка и стала кричать, что я преподаю ложь, обманываю своих студентов, рассказывая им о карабахском конфликте, что, мол, я не имею права заниматься преподавательской деятельностью. В своих нападках армяне даже изменили мою фамилию и везде пишут, что я не Мархулия, а Алиев (смеется). Но я не против, пусть называют так – для меня это большая честь.
- Вы активно доносите правду об армяно-азербайджанском конфликте с угрозой для своей жизни. Хотелось бы узнать, что подвигло вас вплотную заняться этим вопросом?
- Сейчас в моем доме в оккупированном Сухуми живет армянин, который некогда клялся мне в вечной дружбе. А когда нас стали выгонять, мой сосед, как и все другие армяне в Абхазии, начал радоваться этому. И тогда я стал искать причину подобного поведения, изучать историю армянского народа. Первоначально я вообще не думал, что буду исследовать вопрос Карабаха. Я изучал историю грузино-армянских отношений. Моя диссертация как раз и посвящена этим отношениям. Постепенно круг исследований расширялся, я подошел к вопросу Карабаха, стал изучать истоки этого конфликта. И понял, что армяне в Карабахе поступили с азербайджанцами точно так, как они это сделали с нами потом в Абхазии.
Когда я начал работать в этом направлении, сразу же армяне стали кричать, что азербайджанцы меня подкупили. Но при этом у меня нет ничего – ни машины, ни жилья. Все осталось в Сухуми.
Армения – это раковая опухоль на теле Южного Кавказа и ее необходимо ампутировать. В свое время эту опухоль вырезали в другом регионе, а через некоторое время эта опухоль появилась на наших родных землях – на Южном Кавказе. Сейчас армяне на каждом углу кричат об «армянских церквях» в Грузии. Но хочу отметить, что в Грузии вообще нет армянских церквей, армяне присвоили грузинские церкви и выдают их за свои. Дело в том, что испокон веков Грузинская Православная Церковь, как и многие другие христианские церкви мира, причисляла армян к еретикам, а учение Армянской церкви к еретическому. Поэтому армянам никто не позволял строить в Грузии какие-то церкви. Однако с течением времени, когда грузинский народ воевал, погибал в различных сражениях, земли грузин пустели, и туда сразу же переселялись армяне. Там на останках разрушенных грузинских церквей появлялись «армянские». А доказать ныне уже ничего не могут. Сейчас эта тактика продолжается и в других регионах Южного Кавказа, к примеру, уже появилось понятие «Армянская Республика Абхазия» на абхазских землях, где, кстати, уже армяне являются большинством населения. То есть оккупированная Абхазия скоро может стать уже 28-й по счету «Арменией» в мире.
Еще один пример «добрососедства» армян. Из Ахалкалаки до Батуми строится тоннель для железнодорожного транспорта. Армяне подписали договор с грузинской стороной о вывозе грунта, высвобождающегося в результате строительства тоннеля. Армяне кричали: «Зачем надо засорять грузинскую территорию этими отходами». В итоге грунт вывозится в Армению, а мы вдруг узнаем, что он богат золотом и серебром. Армяне знали об этом, поэтому так рвались вывозить этот грунт в Армению, где он сейчас очищается, и добытые драгметаллы продаются.
- Насколько в целом грузинское общество информировано о карабахском конфликте и знает его истинные причины?
- Я хочу отметить пассивность грузинского общества в изучении своих соседей. У нас сложилось такое мнение, что грузинский и азербайджанский народы – братские, а значит, нам и не надо особо вникать в остальные нюансы и проблемы друг друга. Проблема в том, что, к сожалению, грузинское общество, особенно молодежь, слабо информировано о причинах и последствиях армянской агрессии против Азербайджана. Грузины недостаточно знают Азербайджан, и по большому счету не понимают, что армянский национализм имеет и осуществляет по отношению к Грузии те же захватнические планы, что и против Азербайджана.
- В чем причина того, что в Грузии так терпимо относятся к деятельности и планам армянских националистов?
- Виновато общество. К примеру, относительно слабой информированности грузин о карабахском конфликте, я не сторонник того, чтобы обвинять в этом только Азербайджан, поскольку и само грузинское общество должно интересоваться тем, что и его касается.
- А что может еще делать Азербайджан для того, чтобы грузинское общество более широко было информировано об армяно-азербайджанском конфликте?
- У Азербайджана, находящегося в состоянии необъявленной войны со стороны Армении, главным оружием является идеология – понимание азербайджанским народом и властями того, что такое «армянский национализм» и как с ним бороться. Я думаю, этот опыт должен активнее доноситься до грузинской стороны и в этом плане большая доля ответственности ложится на обществах и СМИ двух стран.
Было бы хорошо, если бы материалы в азербайджанских СМИ о Карабахе и фальсификациях армян переводились на грузинский язык, чтобы наше общество имело возможность доступа к этой информации. Я, например, свои книги пишу на русском языке. О моих проблемах должны знать другие, а грузины и так их знают. Кстати, именно поэтому меня больше знают не в Грузии, а за ее пределами. Нельзя замыкаться лишь в информационном пространстве своей страны. В свое время мы точно также поступали в отношении Абхазии: мы писали ее историю на грузинском языке. А зачем это нужно было? Грузин и так знал, что Абхазия – это территория Грузии. А абхазы писали свою историю на русском языке. В результате получилось, что мы оказались в Тбилиси (Г. Мархулия родился и вырос в Сухуми, а ныне является вынужденным переселенцем на своей родной земле – Р.Г.). Сейчас у нас появляется новая проблема – Джавахетия. Армяне пишут свою ложь о Джавахетии на нескольких языках, потом распространяют ее в различных изданиях за рубежом, а нам, грузинам, делать переводы и распространять их по миру - просто лень. Я думаю, что именно лень и нежелание понять опасность, исходящую от армянского национализма, и является главной причиной того, что мы опять опаздываем на идеологическом фронте.
- То, как активно муссируется тема Джавахетии армянскими СМИ, как этот вопрос лоббируется властями Армении и армянской диаспорой, становится ясно, что они тут планируют осуществить карабахский сценарий. Как вы считаете, насколько уязвима Грузия в вопросе Джавахетии?
- Армяне по заранее принятому и много раз апробированному плану делают в Джавахетии свое черное дело. К сожалению, Грузия в данном вопросе больше уповает на помощь мирового сообщества, чем на собственные силы. А то, как «активно» мировое сообщество в таких вопросах, мы видим по результатам нагорно-карабахского, абхазского, южно-осетинского и других подобных конфликтов. Поэтому пока мы не уповаем в первую очередь на свои силы, никак не получится пресечь армянскую агрессию на Южном Кавказе.
Армении вообще не существовало на Южном Кавказе до 1918 года. Я изучал один нюанс и был удивлен тем, что в Грузии нет героев-армян, и так было испокон веков. В Грузии есть множество героев-азербайджанцев и любой другой национальности, кроме армян, которые всегда в трудный час воевали против Грузии. Не секрет, что армяне всегда предавали нас. Возьмите, к примеру, абхазскую войну начала 1990-х годов. У меня были соседи армяне. Но как только началась война, они сразу же создали армянский батальон, и стали воевать против нас, грузин. Сейчас в моем родном доме в Сухуми живут армяне. Этот народ невозможно перевоспитать, предательство, вероломство у них в крови. Я сам воевал за свои родные земли, попал в плен к абхазам недалеко от своего родного дома в Сухуми. Там в плену ни абхазы, ни чеченцы, ни другие наемники меня не трогали. Меня бил и пробил череп прикладом автомата именно армянский наемник. Вот так они активны в любом деле, где надо совершить предательство или подлость.
- Недавно стало известно, что указом президента Грузии группа армян Джавахетии была удостоена государственных наград Грузии «за проявленный высокий профессионализм и продуктивную деятельность «Медалью чести»…
- Я думаю, что этим награждением правительство Грузии пытается задобрить армян Джавахетии, приостановить дальнейшее расползание сепаратизма в этом регионе. Но это неизвестно чем кончится. К примеру, высокопоставленные армянские чиновники прямиком прибывают в Джавахетию на всякого рода встречи с армянскими активистами националистических движений. На это нельзя закрывать глаза.
- По вашему мнению, как скоро Азербайджан и Грузия восстановят свою территориальную целостность?
- Безусловно, это когда-нибудь произойдет. Но без ухода России из Южного Кавказа ждать придется еще слишком долго.
- Подведя итоги, хочется поздравить вас с награждением медалью «Терегги» и дипломом Почетного доктора Института истории НАНА за заслуги в развитии научных связей Грузии и Азербайджана.
- Благодарю. Я горжусь тем, что за заслуги в области укрепления дружбы между народами и развитие азербайджанской диаспоры господин Ильхам Алиев наградил меня медалью «Терегги».
Ризван Гусейнов, В.Т.