Анар, Эльдар Касумов, Надежда Исмайлова, Бахрам Багирзаде и Мурад Ариф в фото-проекте «Баку, я люблю тебя» - ФОТО
БАКУ, 25 янв - 1NEWS.AZ
«Для Вселенной 20 лет - мало», - пелось в одной песне военного времени.
Для Вселенной, возможно, и мало, но для молодого государства вполне серьезный срок. Не случайно нам хочется поздравлять и поздравлять друг друга и весь Азербайджан с праздником 20-летия независимости. И, воспользовавшись столь чудесным поводом, признаться в любви городу Баку – сердцу этой страны.
Мы все любим его одинаково сильно, но, конечно же, по-разному. Потому что у каждого в этом городе есть свое «особенное» место – место, с которым связаны самые приятные воспоминания, где легче всего дышится, где всегда можно найти – кому-то душевный покой, а кому-то - вдохновляющее волнение.
Места, которые сформировали нас или которые, может быть, особой аурой наделили мы сами. Место, куда хочется возвращаться снова и снова, «разделяя» их с друзьями, приводя за руку возлюбленных. Чего ради? Сегодня знаменитости, лучшие представители азербайджанского искусства приглашают вас на прогулку, чтобы ответить на этот вопрос и «поделиться» своими самыми любимыми уголками Баку…
Этот проект мы посвящаем самому знаменитому из «парней из Баку» - покойному Анару Мамедханову, с уходом которого город, увы, потерял очень много…
Анар, народный писатель Азербайджана:
Одно из самых дорогих для меня мест в Баку – здание Консерватории, в котором ныне размещается Бакинская музыкальная академия, носящая имя Узеира Гаджибейли.
Во-первых, я 10 лет проучился в музыкальной школе, располагавшейся на первом этаже здания. Здесь я встретил свою судьбу - познакомился с будущей женой. Она, в отличие от меня, продолжила занятия музыкой в Консерватории и стала музыковедом, а я пошел на филологический факультет БГУ.
Во времена нашей учебы ректором консерватории был сам Узеир Гаджибейли. В ту пору, разумеется, перед зданием еще не стоял его памятник - площадка была свободна, и мы играли на ней в футбол.
Проезжая мимо на своей машине, Узеир бек видел, как мы тут гоняем мяч, смотрел на нас укоризненно, но замечаний никогда не делал. Позже мне не раз доводилось при разных обстоятельствах встречаться с ним, помню, как он приезжал на дачу к моим родителям. Так получилось, что вся деятельность Узеира Гаджибейли прошла красной линией и по нашему творчеству – я снял о нем фильм «Аккорды долгой жизни», а моя супруга стала автором нескольких научных работ, посвященных ему, и издала его партитуры.
В музыкальной школе при Консерватории учились мои младшие сестры и очень близкие друзья - Эмин Сабитоглу, Вагиф Самедоглу. Эмин стал знаменитым композитором, Вагиф - литератором.
Сегодня некоторые из них ушли в мир иной, но у здания Консерватории всегда вспоминаю детские годы, когда мы, беззаботные мальчишки, играли на площадке перед ней и представляю, будто и те, кого сейчас уже нет, снова со мной рядом».
Надежда Исмайлова, сценарист, режиссер, журналист: «Дом на набережной»
«Назначьте мне встречу, где захотите», - сказал Сеймур Закаряев, и я, не задумываясь, назвала адрес. Дом на Набережной, бывший Караван-сарай, недалеко от Девичьей башни. Самый любимый перекресток в Баку. Скрещенье встреч, историй, ситуаций. Дом моего детства и юности. С видом на дивной красоты бульварное побережье. Сеймур приехал с фотографом: девушка с ходу начала съемку, которая «увековечила» меня во множестве поз – даже обнимающую родные стены под шквал ветра, дующего с моря.
… В тот вечер в середине лета 1961 года, когда мы подошли к моему дому, тоже дул Хазри, буквально сбивал с ног. И мой спутник изо всех сил пытался прикрыть меня от ветра. Это удавалось с трудом, и мы от души веселились. Мы познакомились три часа назад на вечеринке у друзей. «Расим, - представил его мой коллега, - учится во ВГИКе, будет проходить практику на АзТВ». Компания собралась незаурядная. И повод был не рядовой. Наш коллега собирался жениться, и они с подружкой обсуждали с друзьями сценарий предстоящего торжества.
За столом мы с Расимом оказались рядом, и он сразу перешел на «ты». В этом обращении было что-то теплое и очень личное. Не рановато ли? – подумала я. Но он был так мил, так скромен, так естественен, этот юноша с зелеными глазами.
И так замечательно рассказывал о ВГИКе по дороге домой. Между двумя порывами ветра, еле удержав меня в равновесии, он вдруг сказал: «А давайте мы тоже поженимся в один день с ними?!» (подразумевались хозяева вечеринки).
У первой любви есть много разных историй. Я хотела, чтобы моя была яркой, ослепительной. Я мечтала о чем-то особенном и высоком. А тут случайная встреча, будничное предложение. Я почувствовала себя, нет, не обманутой, а задетой, разочарованной. «Нормальные люди не женятся за компанию», - ответила резко и ушла, не попрощавшись.
Я была девушка консервативная и начитанная, цитировала великих французов: «Часто бывает, что женщина скрывает от мужчины чувства, которые к нему испытывает, в то время как он изображает те чувства, которые не испытывает». Да, и мама, которая не раз выходила замуж, была убеждена, что любовь с первого взгляда придумали романисты.
Но странное дело, перебирая в постели подробности вечера, я ни на минуту не сомневалась, что этот юноша был искренен, полон тепла, ума и великодушия, и что я… по уши в него влюблена.
Через 11 дней Расим стоял у дома на Набережной. С букетом белых роз. Он сказал, что наша встреча была не случайной. Он пришел на вечеринку к моим друзьям, чтобы познакомиться со мной, потому что раньше уже видел меня на АзТВ: «… в конце коридора, - напишет он потом в своем дневнике, - появилась девушка.
Она прошла мимо, оставив в воздухе терпкий аромат «Красной Москвы»; у нее был чудесный профиль, веселые, ласковые глаза. Я понял, что хочу услышать ее голос, узнать, что она тут делает, как ее зовут, хочу взять ее за руку… хочу жениться на ней. Все эти мысли пронеслись в голове, пока девушка не скрылась за дверью русской редакции».
Вся эта история пронеслась в моей голове, пока ребята трудились над фотосессией. Как давно это было, как будто в другой жизни. Ой… на какие-то минуты я лишилась дара речи. Ведь объяснение с Расимом произошло в тот же день, в тот же месяц, только 50 лет назад. Совпадение или опять какой-то знак? Я посмотрела на свой Дом. На него опускались сумерки. Но мне показалось, что он улыбался.
Эльдар Касумов, победитель конкурса «Евровидение – 2011»:
Мой любимый уголок Баку - улица Низами. Я, в отличие от многих других, и сегодня называю «Торговой» всю часть города, начинающуюся от перехода на проспекте Нефтяников (рядом с Бульваром), Площадь фонтанов и улицу Низами вплоть до Театра оперы и балета.
За все мои 22 года эта улица стала неотъемлемой частью моего летнего отдыха и вечерних прогулок в любое время года. В Баку я могу назвать лишь одну улицу, которая каждый день объединяет стольких разных людей. Сюда стекаются со всех уголков нашего прекрасного города. «Торговая», как мне кажется, уже давно приобрела статус достопримечательности нашей столицы. Те, кто хоть раз побывал в Баку, навсегда запоминают слово «Торговая» и эту красивую улицу. Могу похвастаться тем, что знаю её досконально. Мне дорог каждый миллиметр этого прекрасного и очень дорогого мне места в нашем красивом городе.
С «Торговой» связаны самые запоминающиеся - приятные и не очень - моменты моей жизни, встречи и расставания, радости и ссоры. К сожалению, сегодня я нечасто имею возможность прогуливаться по любимой улице и наслаждаться ею, и потому особенно благодарен тебе, Сеймур, за то, что после большого перерыва вы снова свели меня с моей любимой улицей… Люблю тебя, «Торговая», и надеюсь, что скоро встречусь с ней еще!».
Мурад Ариф, популярный шоумен, композитор:
Баку… Некогда для меня это слово звучало как нечто далекое, из другого мира, будто речь шла о другой стране, о другом государстве… Видимо потому, что я жил в другом городе. Но сегодня я даже не представляю свою жизнь вдали от Баку. В детстве каждый год во время зимних каникул я приезжал в Баку с папой. Без устали гуляли по бульвару. Я подолгу всматривался в каждую улицу, изучал каждое здание, парки, запоминая, будто кадры мультипликационного фильма. А после возвращения домой с нетерпением ждал, когда по АзТВ покажут программу «Новости», в конце которой передавали прогноз погоды, сопровождая текст бакинскими видеозарисовками. Любить Баку издалека - особое удовольствие.
Сегодня Баку – это другой, быстро развивающийся город, который украшают не только новые здания, но и люди, очень изменившиеся за последние годы, за которыми я люблю наблюдать. Приезжаю в «Яхт-клуб», с балкона которого открывается невероятно красивая панорама города, и, смотря на вереницу беззаботно прогуливающихся по вечерам бакинцев, испытываю большое удовольствие.
Бахрам Багирзаде, актер, издатель: «Воспоминание - единственный рай, из которого нас не могут изгнать…»
Местом для съемок я выбрал улицу Гуси Гаджиева. Она делит на две части – верхнюю и нижнюю – не только город, но и мою жизнь. Первые важные и интересные события моей жизни проходили именно на этой улице. Моя первая детская фотография была сделана именно на этой улице сорок лет назад, когда мне было сорок дней. Фотограф Бахадур Джавадов запечатлел меня вместе с мамой и папой. Первая школа, куда я пошел в первый класс (189-я) находится на верхней стороне улицы Гаджиева.
Мой покойный отец, полковник полиции, работал в МВД, здание которого расположено по адресу Гуси Гаджиева, №7. Моя мама тоже работала на этой улице – преподавала в школе №190. Она до сих пор называет эту улицу по старинке – Базарная. Я же зову ее «Гуси Гаджиева», как делали все в годы моей юности, а мой сын, даст Бог, будет называть эту оживленную магистраль «Проспект Азербайджана», как недавно ее нарекли…
Надо ли говорить, что с этим местом у меня связано много счастливых воспоминаний. Так уж получилось, что именно здесь я много чего пережил в первый раз... Каждое утро на троллейбусе №4 или №8 ездил по этой улице в школу №189, а после уроков по ней же возвращался домой на 65-м, 52-м или 57-м автобусах.
На этой улице я впервые играл с ребятами в футбол – во дворе здания дома «Монолит». Тогда было модно устраивать футбольные матчи между жильцами того или иного ЖЭКа, и нас позвали играть за команду приписанного к нему дома, которая называлась «Радуга».
На Гуси Гаджиева я встретил свою первую любовь, и здесь же произошла моя первая драка – в сквере Сабира, рядом с проходом в Ичери шехер мы дрались «школа на школу» с мальчишками из 134-й.
По этой улице я ходил в гости к своим бабушкам. Одна из них, та, что по материнской линии, жила на два квартала выше, в доме по Видади, а направляясь ко второй, я поднимался от Гуси Гаджиева вверх - по Чадровой (ныне – Мирза Ага Алиева).
Впервые в своей жизни в игрушечный и канцелярский магазины я тоже попал на этой улице - то были отделы ЦУМа, которому в этом году исполняется 50 лет. С тех пор в любом городе мира я обязательно заглядываю в игрушечный и канцелярский магазины…
Здесь же, но уже в музыкальном магазине «Тарана», я покупал свои первые нотные тетради, в тесном филателистическом магазинчике – альбомы с марками, а неподалеку от него нашел свою первую библиотеку.
Работать я тоже начал на Гуси Гаджиева – в издательстве «Азернешр». Может, потому впоследствии и стал издателем, но начинал простым рабочим и получал 114 рублей два раза в месяц: 5-го числа аванс, а 20-го – зарплату…
Теперь, 30 лет спустя, моя дочка ходит в расположенную на Гуси Гаджиева Шахматную школу – занимается там и уже успела стать чемпионкой Азербайджана по этой игре. Да и нынешний офис находится неподалеку, на одной из перпендикулярных улиц. Так что, как и в детстве, я продолжаю бывать в этих краях каждый день.
Есть такая фраза: «Воспоминания – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Пожалуй, она бы могла послужить эпилогом к этому моему рассказу…».
Автор проекта – Сеймур Закаряев.
Фото – Заур Заман, Набиб Самедов и Афа Бессонова.
Продолжение следует…