Mo-Nika. «Офисный планктон» 300 лет спустя: тридцать три мушкетера в белых воротничках
А поднимите-ка руку те, кто когда-то думал, что мушкетеры из знаменитого советского фильма поют «Мерси, Баку!»… Здесь должен был бы быть смайлик, но не положено.
А фильм, конечно, веселый. Ну и книга культовая. Хотя бы в том смысле, что многие из нас не только в отрочестве, но и во вполне взрослом возрасте, нет-нет, да и отожествляем себя с ее персонажами. Так почему бы шутки ради не взяться за Александра нашего Дюма и не попробовать перенести мушкетеров и Ко на современную азербайджанскую почву… Точнее – на ламинатный пол гипотетического бакинского офиса. Потому что, это ведь тоже своего рода государство. В нашем случае – королевство, со своей иерархией и дворцовыми интригами.
Мушкетеров уже не три, а тринадцать или тридцать три, в зависимости от размеров офиса. Не в голубых плащах, а в рубашках и галстуках. Не со шпагами, а с лап-топами. Не на конях, а на «Опелях» и «Вольцвагенах», которые по утрам так трудно припарковать… И точно так же, как мушкетеры большую часть книги или фильма занимаются непонятно чем, так и наши герои зачастую ежедневно тратят свое время с девяти до шести на что угодно, кроме своих прямых обязанностей. Которые они, в принципе, даже не могут толком описать, если кто-нибудь спросит.
Так же, как Артос, Портос и Арамис, они держатся группами, с недоверием относятся к пытающимся примкнуть к ним новичкам. Хвастаются друг перед другом реальными или мнимыми любовными победами, при этом скрывая имена своих пассий (намус-гейрят мясяляси) и враждуют с «гвардейцами кардинала» - пусть это будут, например сотрудники другого отдела. Бить друг другу морды в курилке, конечно, не получается, так что остается только словесная дуэль. Ну и еще можно сваливать друг на друга вину за невыполненную работу, когда подходит черед отчитываться перед «королем» - президентом/директором/управляющим данной организации. «Ряисом», короче говоря. Ряиси, конечно, бывают разные, но мне сейчас представляется такой «король», каким сыграл его некогда Олег Табаков – глуповатый, самоуверенный, незлой, в принципе, но слабый управленец и самодур.
Кстати, небольшая оговорка: в данном случае гендерное равноправие полностью соблюдено, среди наших «мушкетеров» есть как мужчины, так и женщины. Последние используют против «врагинь» с верхнего этажа еще и такое старое доброе оружие, как сплетни. Прибавьте сюда практически неминуемые служебные романы и интрижки, и станет понятно, как все весело.
В роли кардинала Ришелье может выступать начальник HR-отдела. Хотя… Что бы там не говорил месье Дюма, а реальный кардинал Ришелье был человеком очень неглупым, прогрессивным и в общем-то не заслужил того имиджа последней сволочи, который навязал ему писатель. Бедная жертва черного пиара… Ну да ладно, оставим исторического Ришелье в покое и вернемся к его книжно-кинематографическому образу. Значит, начальник HR-отдела – коварный, хитрый, вредный, как гамбургер из фастфуда, и тайно проворачивающий какие-нибудь темные делишки. Немного гипертрофированный образ получился, конечно…
Его секретарша – стильная, эффектная, стервозная, при взгляде на которую у мужчин повышается слюно- и потоотделение, а женщины инстинктивно вспоминают школьные уроки химии, а точнее – тот ее раздел, где речь идет о ядах, токсичных веществах и кислотах. Ее имя особенно часто фигурирует в офисных сплетнях, и она об этом прекрасно знает. Для большей аутентичности можно даже предположить, что она когда-то была замужем за одним из наших мушкетеров, то бишь, менеджеров среднего звена. Тем более что в Баку вообще куда ни плюнь, все друг другу бывшие жены, мужья или еще кто-то в этом роде.
Ну а на роль королевы Анны Австрийской предлагаю не жену, а, к примеру, дальнюю родственницу нашего лоха-ряися. Не слишком компетентную, взбалмошную, но добрую женщину средних лет, которую он из родственных чувств взял к себе заместителем. Офисные мушкетеры обоих полов питают к ней нежные чувства, а уже упомянутый начальник HR-отдела люто ненавидит и считает существом бессмысленным и подлежащим замене на кого-нибудь более функционального. Тем более что у «кардинала» и своих дальних родственников достаточно и их тоже надо как-то трудоустраивать.
Констанция – секретарша заместителя. Д’Артаньян – амбициозный стажер, страстно мечтающий о чине мушкетера (заветной должности и окладе), и с одной стороны, старающийся не ударить в грязь лицом перед будущими коллегами и переплюнуть их в хвастовстве и браваде, а с другой – понравиться им и стать «своим».
Ситуация, в принципе, ясна… Что мы имеем в итоге? Борьба за власть, дрязги и праздношатание: по коридорам родной конторы или лабиринтам социальных сетей. Пафосные сетования на жизнь и обсуждение последних моделей машин. Томительное ожидание конца рабочего дня и попытки перехитрить остальных кандидатов, дабы вскарабкаться на пост повыше. Бесконечные чаепития (взамен мушкетерского вина) и пересылка друг другу очередного интернет-прикола.
Погоня за подвесками, конечно, была увлекательнее. На наш взгляд. Хотя, возможно, для самих мушкетеров это была почти такая же «текучка», как для наших многострадальных офисных сотрудников… И те, и другие ежедневно совершают привычные подвиги разной степени сомнительности – заколоть незнакомого человека или подставить коллегу, потому что и тот, и другой стоят на твоем пути; вычислить, шпиона и стукача среди приветливо улыбающихся лиц, обойти 1001 препятствие злокозненного начальства, удержаться в кресле или седле. В конце года или романа кто-то получает чин королевского мушкетера, кто-то – премию, кто-то – предложение написать заявление «по собственному желанию».
Хотя мушкетерам повезло все же больше. Они хотя бы дышали свежим, а не кондиционированным воздухом…
Mo-Nika