Тофик Аббасов. Нереальные реалии Ирана: почему сон разума рождает чудовищ?
В 2006 году в казахстанском Актау мне довелось третий раз в жизни пересечься с Олжасом Сулейменовым в рамках гуманитарного форума народов Каспийского моря.
Всемирно известный аксакал тюркского сообщества, выдающийся мастер слова и мысли уделил мне добрый час. Большую часть времени заняли обсуждения возможных форм диалога между родственными культурами и перспективы формирования нового гуманитарно-культурного пояса с участием народов пяти Каспийских государств.
Олжас Умарович в деталях делился ощущениями, ставшими для него откровением от посещения гробниц Хафиза, Саади, Хайяма, ар-Рази, Шахрияра и других корифеев иранской и тюркской поэзии.
Не трудно было проникнуться пониманием, что в душе великий казах стал наиболее яростным сторонником нынешних потомков великих иранцев. Он считал, что негоже всем миром идти на народ, который внес в мировую сокровищницу много титанических мыслей, философских открытий.
Это еще и означало, что народ, подаривший миру поистине великих зодчих человеческой мысли, по определению не способен на тлетворные дела, на философию разрушений.
Меня мысленно возвратила к той памятной встрече с Олжасом Сулейменовым история с арестом в Иране азербайджанских поэтов Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде. Как ни парадоксально, их держат взаперти не где-нибудь, а в колыбели восточной поэзии. Случай из разряда «сон разума рождает чудовищ».
Вопрос даже не в том, что миссия служителей муз никак не вяжется с ремеслом разведчика или же добывателя информации из святая святых другой страны. Скорее всего, двое наших молодых поэтов точно так же, как и их великий казахский современник, осуществили мечту поэтического хаджа. Поехав на творческий конкурс коллег по цеху, очутились совсем не в той стихии, о которой мечтали, которую вынашивали в мыслях.
Даже при таких неординарных способностях невероятно представить, что молодые поэты подались в страну со знакомой культурой, общностью исторического и ментального субстрата, подспудно вынашивая планы, далекие от призвания.
Так или иначе, иранские власти насильно погрузили молодых азербайджанцев в суровые будничные реалии, наклеив на них ярлыки шпионов.
Бесспорно, в этом инциденте просматривается рельефный след тех противоречий, которые обозначились в азербайджано-иранских отношениях за последнее время.
Стоит вспомнить, что в большинстве своем поводом для каскадных обострений становились откровенно недружественные выходки в адрес Азербайджана иранских правительственных чиновников, религиозных деятелей, военных чинов. Предпринимались дерзкие попытки представить в зеркале действительности северного соседа все белое черным.
Нельзя было не заметить, что высшие представители властей двух соседних государств понимали абсурдность существующих реалий и неоднократно предпринимали направленные действия для нормализации отношений. Однако к коренному улучшению ситуации, к предотвращению нежелательных эксцессов это, увы, не привело.
История с «поэтами-шпионами» стала в своем роде верхом геополитического «гения» иранских специальных служб, которые смогли за уши притянуть к одной точке поэтов-агентов и наркоманов в одном лице. Насколько известно, ни одна солидная спецслужба не имеет профессионального обыкновения привлекать к разработкам людей с неустойчивой психикой, моральной несостоятельностью, а также слабых на волю. А ведь все эти отрицательные качества как раз и характеризуют людей, испытывающих слабость к дурманящим средствам.
Парадоксально, что это имеет место на фоне обостряющихся противоречий Исламской Республики Иран с мировым сообществом. Тегеран в непростых для себя условиях расширяет пояс конфронтации не с заклятыми недоброжелателями, а с непосредственными соседями, которые связаны с иранцами неразрывными узами общности и дружбы.
Когда внешнеполитические ведомства западных государств предостерегали своих граждан от поездок в Иран, в Тегеране взахлеб утверждали, что такого рода предупреждения являются следствием недружественной пропаганды в отношении правительства и народа ИРИ. Сегодня же МИД Азербайджана предупреждает своих граждан об опасности визитов в пределы южного соседа. И это тоже не бредовый сон, а жесткая реальность, и причиной этому нарастающий пыл неприятия, которым заправляют пропагандистскую машину иранские идеологи.
И как тут не поверить, что антиазербайджанизм превращается в знаковый элемент иранской внешней политики?!
Пока же множится число обращений соотечественников к самым высоким персонам иранского истеблишмента, которые продолжают хранить достойное лучшего применения стоическое молчание. Похоже, и ответить-то нечем на наблюдаемый сущий бред.
Небезынтересно знать, как бы на эту историю прореагировал Олжас Сулейменов, который шесть лет назад встал на баррикады, защищая страну, которую незаслуженно бичевали недруги?!
Тофик АББАСОВ
Главный редактор газеты New Baku Post