Гордон Хан: «Иранский вопрос стал осложняющим фактором как в азербайджано-российских, так и азербайджано-американских отношениях» | 1news.az | Новости
Интервью

Гордон Хан: «Иранский вопрос стал осложняющим фактором как в азербайджано-российских, так и азербайджано-американских отношениях»

09:40 - 17 / 07 / 2012
Гордон Хан: «Иранский вопрос стал осложняющим фактором как в азербайджано-российских, так и азербайджано-американских отношениях»

Интервью 1news.az со старшим научным сотрудником вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, американским политологом, специалистом по Кавказу, доктором политических наук Гордоном Ханом.

- Как американский эксперт из Вашингтона может в настоящий момент охарактеризовать развитие азербайджано-российских отношений?

- Начиная с 2008 года, а именно после известных российско-грузинских событий, отношения с Азербайджаном стали очень важны для РФ и занимают особое место в российской политике на Кавказе.

При отсутствии отношений с Грузией у России сложились дружеские отношения с Арменией и Азербайджаном, cо странами, находящимися в состоянии войны, что естественно все усложняет.

Считаю, что главной проблемой в отношениях Баку и Москвы является частичная поддержка Москвой интересов Армении. Другие вопросы вторичны.

При этом Россия продолжает играть большую роль в переговорах по карабахскому урегулированию. А значит, Баку в любом случае продолжает воспринимать Москву как достаточно нейтрального посредника, а также надежного, заслуживающего доверия соседа.

Резюмируя, хочу сказать, что отношения Баку и Москвы могли бы быть гораздо хуже, но могли бы быть и лучше. В настоящий момент Россия и Азербайджан не являются врагами или близкими союзниками.

- В настоящий момент Москва и Баку не могут договориться относительно дальнейшей аренды Габалинской РЛС...

– Постоянно растущая напряженность в тех регионах, которые покрывает радиус действия Габалинской РЛС, делает станцию стратегически важной и увеличивает ее финансовую составляющую.

Поэтому я считаю, что Россия сделает все возможное, чтобы добиться компромисса в этом вопросе.

Повторю, России нужен доступ к этой станции, так как РЛС может стать очень важной козырной картой в переговорах со Штатами по ПРО.

С другой стороны, иранские правители сегодня делают все, что угодно, лишь бы усложнить жизнь Азербайджану. И сделают еще больше, если станция в итоге достанется не только РФ, но доступ к ней будут иметь еще и американцы.

Это к вопросу возможного совместного использования станции Москвой и Вашингтоном. Я уверен, что в таком случае Иран пойдет на все, в том числе на провокации на территории Азербайджана.

Кстати, эти риски также обосновывают повышение арендной стоимости Габалинской РЛС.

Что касается итогового решения по станции, то думаю, что Россия из Габалы не уйдет.

- Сравните развитие азербайджано-российских с азербайджано-американскими отношениями.

– Мне кажется, что азербайджано-американские отношения сегодня переживают более благодатный период, чем азербайджано-российские. Правда, стоит отметить, что с приходом на пост президента США Барака Обамы отношения между нашими странами не стали лучше. Скорее, они остались такими, как были прежде.

Вашингтон вначале решил достичь прорыва в турецко-армянских отношениях, чему противился Баку. Этой ситуацией решила воспользоваться Россия, но в итоге попытка изменить ситуацию в регионе в свою пользу провалилась.

В любом случае иранский вопрос стал осложняющим фактором как в азербайджано-российских, так и азербайджано-американских отношениях.

- Оцените, пожалуйста, нынешнее состояние карабахского урегулирования и посредническую миссию сопредседателей МГ ОБСЕ...

- Несмотря на то, что и Ереван, и Баку неоднократно заявляли, что являются приверженцами мирного решения конфликта, напряженность в зоне конфликта в последнее время возросла. К сожалению, ситуация ограничивается не только перестрелками. Есть жертвы – убитые и раненые.

Попытки РФ в лице тогдашнего президента Дмитрия Медведева сделать все, чтобы конфликт сдвинулся с мертвой точки, как известно, ни к чему не привели. Как результат, чувствуется, что ситуация находится на грани отчаяния.

Переговорный процесс находится практически в мертвом состоянии, он в тупике. И все это на фоне увеличивающейся конфликтности на линии фронта и близлежащих странах.

- Какова, по-вашему, ситуация с религиозным экстремизмом на Северном Кавказе? И насколько ситуация там оказывает негативное влияние на Южный Кавказ?

- Ситуация с джихадизмом на Северном Кавказе не самая лучшая, особенно если рассматривать сквозь призму национальной безопасности Азербайджана. Это результат преобразований внутри джихадистской организации «Эмират Кавказ». Дагестанская террористическая сеть – «Вилайят Дагестан» значительно выросла в последние годы и стала самой мощной на Северном Кавказе.

Ныне 60% терактов и террористических преступлений в Дагестане осуществляется членами этой организации. Более того, центральный и южный секторы - самые мощные секторы «Вилайята Дагестана», и последний контролирует районы, которые граничат с Азербайджаном.

У них даже есть подразделение «Азербайджанский джамааат», который недавно планировал предпринять ряд терактов в Азербайджане, но был во время обезврежен соответствующими органами вашей страны.

Трансформация «Эмирата Кавказа» в более глобальную джихадистскую организацию, близость центра тяжести операций к Азербайджану, и растущая мощь - все вместе представляют определенную опасность и для Азербайджана.

- Как можете оценить нынешнюю ситуацию вокруг Ирана?

- Думаю, что Израиль выжидает. Он ждет результатов выборов в США, надеясь, что победу одержат республиканцы, которые в свою очередь поддержат военную операцию Израиля против Ирана.

Гамид Гамидов

Поделиться:
4876

Последние новости

Все новости

1news TV