Тофик Аббасов. Армения сегодня: ярость реваншизма и культ страха
Разыгранный несколько дней назад фарс под названием «выборы президента НКР» не стал поводом для горького разочарования ни для азербайджанской стороны, ни для международных институтов.
Внешние силы, как один, по всем статьям осудили квази-кампанию волеизъявления. Разочарование настигло лишь тех, кто был в роли кукловодов позорного зрелища.
И в Ереване, и в Ханкенди не скрывали неудовольствия тем, что международные структуры, американские власти, Совет Европы и руководство Европейского Союза, махнув рукой на дешевый спектакль, оценили «выборы», как не соответствующие букве международного права. Во всех оценках фигурировал еще и такой пассаж, что подобного рода «инициативы» вредят процессу армяно-азербайджанского примирения.
Задолго до так называемого дня выборов уже было известно, что затея обречена на провал. Прессинг азербайджанской дипломатии загодя сделал свое дело. Но это не помешало армянскому истеблишменту представить значение так называемых выборов в расфуфыренной форме, закрепить за ними только им ведомое историческое значение.
Все то, что стало причиной больших бед для армянского народа, отбросило его на обочину развития, наконец, подорвало веру людей в наступление долгожданного поворота к лучшему, продолжает оставаться в руках власть предержащих главным политическим инструментарием.
Ничего не меняется, никто не берет на себя смелость осудить захватническую линию Еревана. Все несогласные выражают свои протесты лишь тем, что любыми путями покидают тонущий национальный корабль, спасаются, как только могут.
Но даже в условиях, когда в стране, как говорится, людей осталось всего ничего, власть продолжает насиловать долготерпение сограждан идеей воссоединения, хотя известно, что на всех парах насаждается клише «независимости карабахских армян».
В свое время бессмертный Уинстон Черчилль, измываясь над американцами, говаривал, что они умны лишь после того, как перепробуют все имеющиеся альтернативы. Не исключено, что патриарх мировой политики имел веские основания, чтобы нелестно говорить о своих стратегических союзниках.
Время лихолетий, что выпали на долю легендарного британского премьера и его американских современников, действительно были ожесточенными и непредсказуемыми перед лицом стремительно меняющегося мира.
На глазах распадались империи, совершались дерзкие революции. Неведомый доселе передел сфер влияния болезненно отзывался в восприятиях не только простых людей, но даже и у видавших виды политических деятелей.
Британский политик, удивляясь неповоротливости заокеанских союзников, бичевал их за не мобильное мышление, следствием которого становились непростительные внешнеполитические промахи.
Но надо принять во внимание и такой факт, что все, что происходило во время и после второй мировой войны, наблюдалось сообществом впервые. И было чему удивляться, сокрушаться и негодовать.
Для того, чтобы в большой политике сделать безошибочный выбор, есть альтернативы, множество страховочных механизмов, о которых политические лидеры достаточно осведомлены. Как минимум, национальные элиты воочию демонстрируют возможность точного выбора, когда на карту поставлены стратегические интересы, судьбы новых поколений.
Вне всяких сомнений, в этом ряду особнячком стоят армянские политики, для которых дорога к высшему субстрату лежит через вековую месть, невиданный по ярости реваншизм, в основе которого стоит территориальный синдром.
Однобокость продолжает сохранять стойкость, когда в мире политические границы постепенно превращаются в эфемерную категорию, взаимодействие предоставляет ключи для решения застарелых конфликтов, наконец, интеграционные механизмы становятся панацеей от многих бед.
И надо же умудриться, чтобы умирать от жажды, находясь в двух шагах от животворящего и целительного источника.
Практика жесткого противостояния с Азербайджаном выходит Армении боком. Силы противоборствующих сторон не равны, чтобы Ереван мог себе позволить и дальше тягаться в силе, упорстве и настойчивости.
Увы, признаков прозрения у армянского руководства не видно. Стена отчуждения по его милости растет в высоте и ширине.
Одной из причин этому видится нежелание сделать возможным сближение на уровне общественности двух народов. И это дорога определено ведет в никуда.
Чувство ответственности, как первейший признак зрелости, накладывает на людей, облеченных властью, долг перед настоящим и будущим, обязанность сделать верные шаги не только перед собственным народом, но и перед лицом мирового сообщества.
Правильно замечено, что только недальновидные и тугодумы упорствуют в упрямстве. И будет справедливо к этому добавить - ставшие на путь преступного оболванивания тоже.
Вне зависимости от причин, ответить за многолетние страдания и лишения, кровь безвинно убиенных на войне придется.
Тотальный изоляционизм, который ныне проповедует официальный Ереван, своей сущностью повторяет тот путь, который проводят классические диктаторские режимы. Тиранам не с руки, чтобы сограждане знали о лучшей доле, о преимуществах взаимообогащения, намерениях соседей, которые превратили свою страну в центр действия.
Рано или поздно, брешь в стене невежества будет пробита. И тогда все станет на свои места. Без места в истории останутся лишь те, кого хватило на культивацию страха, недоверия и безнадежности…
Тофик АББАСОВ
Главный редактор газеты New Baku Post