Mo-nika. Острова свободных велосипедов - ФОТО | 1news.az | Новости
Точка зрения

Mo-nika. Острова свободных велосипедов - ФОТО

15:15 - 18 / 08 / 2012
Mo-nika. Острова свободных велосипедов - ФОТО

Уже начал накрапывать дождь и северное небо грозилось вот-вот положить преждевременный конец концерту, когда ко мне подошла пожилая женщина в грубой рыбацкой куртке и сказала по-английски:

- Пожалуйста, передайте вашему музыканту, что эта мелодия на балабане, которую он сыграл, была просто прекрасна… И еще, спросите, он еще будет выступать? Очень хотелось бы послушать.

Это один из эпизодов выступления азербайджанских музыкантов в Мариехамне – столице Аландских островов.

1news.az уже писал об этом проекте, так что мне остается только добавить, что Эмиль Афрасияб и Ко показали истинный класс, и попытаться рассказать о самих островах, на котором все это действо происходило. Не в качестве путевых заметок и уж тем более не для того, чтобы «с ученым видом знатока» давать советы потенциальным туристам, но рискну предположить, что Аланды сами по себе заслуживают того, чтобы быть описанными.

Место, где мирно, как в предместье рая; красиво, как в фильмах про рыбаков, декоративно претендующем на Оскара в 10-и номинациях; и скучно, как в коме. Хотя насчет комы не уверена, не была.

Именем императрицы, приказываю…

По большому счету, Аландские острова начинаются уже на пароме, отплывающем со шведского побережья Ботнического залива. В момент отплытия вы резко, аки Алиса в кроличью нору, попадаете в другое измерение. Стрелки часов перебегают на час вперед, а благопристойные шведские законы оказываются бессильными.

На семиэтажном пароме – слегка потрепанном, ровно настолько, чтобы, не косить под пафосный авиалайнер – чуть ли не на каждом углу вас поджидают «однорукие бандиты» и прочие игровые автоматы, в которые с упоением и знанием дела играют даже дети.

Магазины Duty Free полны относительно недорогого алкоголя, а стоя на палубе, можно впасть практически в медитативный транс, наблюдая за проплывающими мимо крохотными островками, населенными разве что духами викингов, погибших в многочисленных битвах.

Впрочем, кажется, скандинавская мифология предусматривает для викингов свой персональный «тот свет» со всеми удобствами, так что им нет нужды ютиться где попало.

Аландские острова – автономия, относящаяся к Финляндии, но населенная в основном шведами. «В основном» - это 95%. Некогда архипелаг входил в состав Российской Империи, и сама столица Мариехамн названа в честь русской императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Что примечательно, после того, как империя рухнула и столица обрела относительную независимость, столицу переименовывать не стали.

Более того, недавно в ней появился свеженький памятник этой самой императрице – подарок России. Неплохой пример для большинства постсоветских государств, в которых города и улицы переименовываются по 30 раз… Но это так, антилирическое отступление.

Изобретая велосипед

Город, прямо скажем, небольшой. Численность населения – примерно с один бакинский микрорайон. И практически все эти маленькие и большие островитяне передвигаются по своему городу на велосипедах. В принципе, именно количество оных и бросается в глаза в первую очередь, стоит сойти с парома и пройти пару метров. Численность любой семьи можно примерно угадать по количеству стоящих возле дома великов – по одному на каждого домочадца за исключением разве что совсем маленьких.

Вот уж воистину не роскошь, а средство передвижения. Приезжие же могут взять велосипед в аренду – всего за 8 евро в сутки. И, кстати, человека, не умеющего ездить на велосипеде, тут воспринимают примерно так же, как не умеющего читать и писать. В общем, мне было стыдно.

Особенно, перед 12-летней девочкой, которая терпеливо и сочувственно успокаивала меня после очередной неудачной попытки оседлать это строптивое двухколесное животное: «Ну ничего, еще получится… Для начала очень неплохо, правда…». 

Машин здесь очень мало и все они находятся в таком угнетенном положении, что впору устраивать революцию, выстроившись перед зданием парламента и яростно сигналя – ездят на скорости 30-40 км/ч и уступают дорогу любой кошке, не говоря уже о пешеходе.

Общественный транспорт в данном случае это почти буржуазный пережиток. Такси – только на заказ и дорогое, как ковер-самолет. Зато туристам предлагают прокатиться на специальном инновационном автобусе, который работает на топливе на основе рыбьего жира… Местные жители к сему гениальному изобретению относя скептически.

В общем, экология такая, что с непривычки задохнуться можно. И такая нереально-красивая природа, будто нарисована витражными красками на стекле. Кстати, о природе – единственная достопримечательность, которую мне довелось увидеть, находится примерно в получасе езды от города.

Это останки безвременно погибшей русской крепости Бомарсунд. Останки эти сохранились настолько хорошо, будто были построены совсем недавно в качестве декораций к какому-нибудь историческому фильму.

И, честно говоря, особого впечатления на меня лично не произвели… А вот вид, открывающийся с откоса на залив, спелый крыжовник и малина на кустах, красная от избытка гранита земля под ногами и густое холодное небо над головой – всем этим можно любоваться до  умопомрачения.

Памяти доброго самогонщика

Ресторанный критик из меня неважнецкий, но все же позволю себе крохотную рекламу – если какая-то нелегкая вдруг занесет вас на Аланды, сходите в ресторан “Nyska”. Во-первых, этому месту уже лет 100 и за это время в ней практически ничего не меняли, а если и меняли, то очень бережно. Во-вторых, он назван в честь одного очень доброго человека, который во времена Сухого закона продавал морякам самогон, благодаря чему и остался в памяти народной навеки.

А в-третьих, ресторан стоит на причале, так что, поедая свои селедку под миллионом разных соусов, можно смотреть на качающиеся на воде яхты, лодки и корабли, а в некоторые из них – даже забраться, ухватившись за канат и проявив минимум ловкости.

Да и вообще, просторное деревянное строение, бывшее в прошлой жизни корабельным доком, перевернутые ящики, заменяющие столы, длинный манящий пирс, колоритная обшарпанность, сочетающаяся с идеальной чистотой…

Даже трудно описать то ощущение свободы и умиротворения, которое охватывает среди всего этого. И в ненастную погоду, когда надо кутаться в любезно предложенный хозяевами плед, и при ярком солнце, покрывающем море тонким хрупким слоем позолоты.

И ты оставляешь недопитый кофе и идешь гулять, забыв, в каком году, каком веке и в какой вообще реальности находишься, а, вернувшись, обнаруживаешь, что из твоей чашки уже пьет один из нахальных воронов, которых здесь так много, будто бог Один выбрал Аланды в качестве питомника для этих своих любимых птиц, отдал острова в их полное распоряжение, а людей приставил так, в качестве обслуживающего персонала…

Волки и лоси

В Мариехамне нет тюрьмы – задержанных отправляют в Турку или Хельсинки. Согласно какому-то там международному соглашению, на острове запрещено хранение оружия. Здесь всего две аптеки, а кафе и магазины дружно закрываются часов этак в 5-6 вечера.

Правда, моему другу и коллеге удалось найти паб, работающий аж до полуночи – прибежище всех местных алкоголиков и тунеядцев, в котором подают грушевый сидр (по вкусу мало чем отличающийся от дюшеса), а допотопный музыкальный автомат, взимая плату в 1 евро, крутит песни Queen, Beatles, Doors и странным образом затесавшейся в эту компанию победительницы нынешнего Евровидения Loreen.

Наверно, если прожить тут год, можно либо свихнуться, либо получить Нобелевскую премию. Потому что заняться ж все равно нечем – сиди и твори себе. Благо, за премией и ехать недалеко – до Стокгольма-то рукой подать. Точнее, паромом.

Но в пятницу вечером оживает даже этот наитишайший городок. Ну, во всяком случае, несколько его точек. В одной из них – на террасе отеля Архипелаг – наш русский язык привлек внимание бритоголового бодрого мужчины из Саратова с толстенной золотой цепью на шее и красивой спутницей-латышкой, который после каждой законченной мысли прибавлял пару сочных, но очень непечатных слов…

- Так вы с Кавказа?! – почему-то обрадовался он, - у нас в Саратове все воры в законе с Кавказа,  (пииии... вырезано цензурой).

- Мы не воры, мы музыканты! – возмутилась делегация.

Но мужчине, кажется, было все равно.

- А тут все волки – поделился он своими натуралистическими наблюдениями. И я так и не поняла, что же он имел в виду. Волки…? Хм. Ну,  не знаю, как волки, но, говорят, лоси в местных лесах водятся в изобилии.

Mo-Nika

Поделиться:
4510

Последние новости

Все новости

1news TV