Армения внутриполитическая: от предсказуемости к непредсказуемости
Пока нет ничего более предсказуемого, чем текущий анализ внутриполитической ситуации в Армении.
Делаю акцент на слове «пока», так как уже в ближайшей перспективе все в этой стране может измениться.
Ну а ныне вся власть в Армении сконцентрирована в руках правящего криминально-олигархического клана. Одна его часть собрана под знаменами Республиканской партии Армении во главе с главой армянского государства Сержем Саргсяном, а другая – под началом партии «Процветающая Армения», официальным лидером которой является олигарх Гагик Царукян, а неофициальным – второй президент этой страны Роберт Кочарян. Никакого идеологического, мировоззренческого различия в платформах этих партий не стоит и искать.. Их связала одна общая забота – сохранение власти в руках правящего клана. Различие лишь в том, кого каждая из этих группировок видит его руководителем, а по совместительству и президентом Армении. Вот вокруг этого вопроса и ведется вся внутриполитическая суета в этой стране. И с этим положением вещей смирилось не только армянское общество, но и те политические силы Армении, которые до недавнего времени являлись главными оппонентами правящего клана.
Вот и первый президент Армении, лидер АНК Левон Тер-Петросян активно пытается убедить армянское общество в том, что ППА можно рассматривать как оппозиционную силу, потому что она больше не представлена в коалиционном правительстве. Формально он прав: возглавляемая тандемом Царукян-Кочарян ППА действительно вышла из коалиции после парламентских выборов 6 мая, которые правильнее было бы называть открытым первенством среди армянской олигархии по раздаче предвыборных взяток, на которых себя победительницей объявила РПА. Но только формально. Ведь всем в Армении и за ее пределами понятно, что правящий клан разыгрывает давно известную модель игры в «доброго и злого полицейского».
В нужные для себя моменты РПА и ППА преспокойно достигают соглашения, совершенно игнорируя мнение как оппозиционных сил, так и общественности. Это можно увидеть на примере того, сколь легко и просто Республиканская партия не только отказалась от своего кандидата на пост мэра в Гюмри, но и поддержала кандидатуру Самвела Баласаняна от «Процветающей Армении». Что это означает на практике? Лишь то, что власть в Гюмри останется в руках представителя правящего клана, а какую он будет представлять партию - РПА или ППА - никакого существенного значения не имеет. Точно так же в рамках договоренности внутри правящего клана планируется решить вопрос о том, кто будет объявлен президентом Армении на предстоящих президентских выборах. Мнение народа, оппозиции тут также будет преспокойно проигнорировано.
Все эти планы и надежды армянской власти, от имени какой бы из двух партий-близнецов - РПА или ППА - она ни говорила, понятны и прогнозируемы. Тем не менее АНК и ее лидер Л.Тер-Петросян решили участвовать в этом фарсе. Не исключено, что это связано с его желанием реализовать в Армении иную, давно известную политтехнологию под названием «разделяй и властвуй». Плюс не исключено, что Л.Тер-Петросян надеется на то, что Запад инициирует свержение правящего в Армении клана, и потому он пытается оставаться как можно дольше на внутриполитическом поле. Тут надежда на «авось понадоблюсь».
На мой взгляд, эти надежды тщетны. Ведь армянское общество устало от присутствия на политической арене Л.Тер-Петросяна ничуть не меньше, чем он правления криминально-олигархического клана, лидерами которого был Роберт Кочарян, а теперь является Серж Саргсян. Кроме того, нынешняя позиция АНК и ее лидера уже подверглась открытой критике со стороны некоторых оппозиционных партий и отдельных политиков, входящих в АНК. Две из этих партий вышли из блока Тер-Петросяна после парламентских выборов. И это – еще одно доказательство того, что Л.Тер-Петросян уже не является фигурой, которую кто-либо всерьез рассматривает на армянской внутриполитической доске. Ведь поиск «третьей силы» в Армении уже идет.
Его активно ведет Запад. И то, с какой частотой Серж Саргсян в последнее время стал говорить о необходимости сближения с Западом, говорит о том, что он понимает, откуда дует ветер возможных перемен для всего правящего в Армении клана. Да, действующий глава армянского государства выступает в такие моменты в роли главы правящего клана. И Роберт Кочарян дал на то свое согласие. Иначе и быть не может. Клан хочет продолжать управлять Арменией по собственному усмотрению, в обмен на это соглашаясь на все условия мировых центров силы. Эти действия президента Армении также прогнозируемы. Зато куда менее прогнозируемо дальнейшее развитие ситуации в мире.
Ясно лишь одно: Армения уже встала на сторону противников Запада по сирийскому вопросу. И эта позиция официального Еревана обязательно аукнется для него уже в самое ближайшее время. И вот тогда ситуация в Армении станет действительно непредсказуемой.
Акпер Гасанов