Слава Сапунов. Узеир Гаджибеков vs «Лявянги», или Даешь кулинарную экспансию!
Никогда я особо не гонялся за гастрономическими приключениями.
В детстве вообще ничего не любил кроме жареной картошки. Но так уж получилось, что разнообразная кулинария стала частью моей жизни, особенно с тех пор, как лет пятнадцать назад мне довелось стать первым в Азербайджане ресторанным критиком.
Да и поездки за рубеж тому способствовали. Я ел бычий хвост, голубятину, черный пудинг, салат из пальмы, фасоль в кокосовом молоке, мясо тартар, какие-то ракушки и бараньи яйца по-ливански.
Питался китайскими, арабскими, малайскими, турецкими, индийскими, креольскими лакомствами.
Кухней баба-ньонья и французской haute cuisine тоже питался. Немало было интересного, немало странного, немало вкусного. Навсегда полюбил суши, стейки и лазанью. И навсегда же понял: нет ничего вкуснее азербайджанской кулинарии.
Меня не оттащить от дюшбара, могу сочинить оду про плов, восхищаюсь многочисленными видами долмы, а на курице лявянги я мог бы жениться. Если бы, конечно, ранее не выбрал лучший вариант, женившись на девушке, которая восхитительно готовит все вышеперечисленное.
Люблю междусаджевые, и насаджевые, и подсаджевые блюда. Хингали, пити и даже бугламу. Шекербура для меня восторг, а кутабы устойчиво ассоциируются с огромными улыбками. О разнице между кубинской, бакинской и шекинской пахлавой могу говорить годами.
Обижаюсь, когда кто-то не знает, что такое бюкме. Если начну рассуждать про кебабы, вы не дочитаете, а побежите через дорогу в ближайшую шашлычную, прервав рабочий день до конца недели.
Я действительно верю, что у нас самая вкусная кухня, при всей моей параллельной любви к пельменям и ризотто.
Я горжусь, что гости Азербайджана, впервые пробующие местную кулинарию, искренне ей восхищаются и запоминают ее навсегда. Стало классикой гостеприимства, что гостей в Азербайджане кормят до состояния, когда распухший живот сам принимается отодвигать стол и отстреливаться пуговицами.
Он с трудом доходил до своего гостиничного номера в три часа ночи. А в пять утра его уже звали на хаш.
Знаменитый путешественник и фотограф из России, поправившись за несколько дней на несколько килограммов, даже назвал нахлынувшее на него счастье кулинарным экстремизмом.
Все это чудесно. Но позвольте выразить чувство искренней ревности от имени других достижений нашего народа. Мне кажется, что кулинарные атаки на гостей нашей страны нередко затмевают менее калорийные, но более... осмелюсь-таки сказать... возвышенные, более одухотворенные творения.
Ну признайтесь, когда к вам в прошлый раз приезжали гости, водили ли вы их на выставку современного искусства или, скажем, в Музей истории Азербайджана? А ведь кормили наверняка до отвала! А как насчет духовной пищи? Для кого сочиняли Гаджибеков и Караев, Натаван и Мушфиг? Для кого писали свои бессмертные полотна Бахлулзаде и Шарифзаде?
Для кого народные умельцы ткали ковры, выбивали чеканку, мастерили шебеке? В конце концов для кого режиссеры Н.Мамедов и Б.Алиев сняли в 1971 году мультфильм «Лиса совершает паломничество»?
Вы на минутку представьте, что в Азербайджане нет его вкуснейшей кухни. Какой шанс появился бы у нашей музыки, оперы, балета, изобразительного искусства! Гости приехали, а вы их из театра в музей, из музея в кино, из кино на выставку. Глаза сверкают, в ушах звенит мелодия последней увертюры, руки сжимают буклет, где перечислены славные участники вернисажа!
Возможно, стоит распространить эту сокровищницу на весь мир, устроить глобальную кулинарную экспансию. Чтобы азербайджанская кулинария была не менее популярна, нежели, к примеру, итальянская или японская.
Чтобы она стала для жителей прочих стран обыденностью и тогда они, приезжая в Азербайджан, говорили бы: "Что вы нам эту долму предлагаете? У нас в Стокгольме долма-бары на каждом углу, и без питиханы ни один квартал не обходится.
Вы нас в музей поведите, вы "Лейли и Меджнун" дайте послушать, вы балетом "Семь красавиц" порадуйте, в конце концов покажите нам единственный широкоэкранный азербайджанский мультфильм «Шакал, сын шакала»! А лявянги у нас и в Скандинавии завались..."
Вячеслав Сапунов