Неконструктивная Армения: сколько еще будем обсуждать базовые принципы?
Я думаю, каждый, кто родился в 80-х годах в Азербайджане, отлично помнит всю приблизительно 20-летнюю историю переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном по нагорно-карабахскому конфликту.
Все мы помним те долгожданные минуты переговоров в Рамбуйе (2006 год), переговоров по Мадридским принципам (2007 год), выступления Л. Тер-Петросяна в 1999 году о невозможности развития Армении без быстрого решения этой проблемы и открытия границ.
В эти минуты, часы, дни все мы с нетерпением ждали, что вот наконец-то решится проблема, которая, вне сомнения, волнует каждого азербайджанца. Наконец-то мы сможем ездить в Шушу - древний культурный центр Азербайджана – так же просто, как и в Шеки, Лянкаран, Гянджу и т.д.
Однако этот долгожданный момент никак не наступал. Постепенно для нас стало привычным слышать информацию о том, что на линии соприкосновения нарушается режим прекращения огня.
Затем – слышать об очередном факте гибели азербайджанского солдата от пули армянского снайпера. Кульминацией всего стало то, что армянские снайперы, позабыв о всякой морали, начали обстреливать мирных граждан и убивать несовершеннолетних детей.
Сегодня для рядовых азербайджанцев уже не так интересен переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту. Некоторые и вовсе потеряли всякую надежду на решение конфликта мирным путем. Неужели все?
Несмотря на соглашение о прекращении огня, ежемесячно погибают солдаты. Почему же молчат все международные организации? Еще более бессмысленным кажется сам факт того, что, несмотря на существование Минской группы ОБСЕ, она почти ничего не делает для предотвращения случаев нарушения Арменией режима прекращения огня.
Приблизительно неделю назад замминистра иностранных дел АР Араз Азимов официально заявил, что на сегодняшний день никакие переговоры с Арменией не ведутся. Он отметил, что переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту давно зашел в тупик.
Только после этого Минская группа ОБСЕ выразила обеспокоенность по поводу ситуации в переговорном процессе.
Такая ситуация объяснима с точки зрения внутренней политической конъюнктуры в Армении. Армянское правительство во главе с Сержем Саргсяном, находящееся в преддверии выборов, стремится дистанцироваться от вопросов, которые могут нанести еще больший удар его имиджу.
Саргсян понимает, что возвращение Р.Сафарова на Родину означает его внешнеполитический проигрыш. Из-за этого он старается избегать активизации переговорного процесса. Так как только лишь фотографии Саргсяна с Президентом Азербайджана И.Алиевым могут явить перед выборами электорату образ слабого политика и стратега.
В связи с этим активность переговорного процесса значительно снизилась. Тяжелая экономическая и социальная ситуация в стране, миграционный отток, низкие темпы роста экономики, изолированность Армении от региональных проектов, уже негативно отразились на рейтинге сегодняшнего правительства во главе с Саргсяном.
В связи с этим нагорно-карабахский вопрос может окончательно раскачать лодку правительства Армении. Вот Саргсян и стремится всячески саботировать переговорный процесс.
С другой стороны, решение нагорно-карабахской проблемы невыгодно правительству Армении. В случае урегулирования конфликта в Армении уже невозможно будет преподносить Азербайджан в качестве опасного врага. Старый PR-ход - при наличии образа внешнего врага легко объединить моноэтническую нацию вокруг своего правительства, даже если оно работает неэффективно. В случае, если этой «угрозы» не будет, режиму Саргсяна долго править не придется.
В итоге, на протяжении всего этого времени, администрация Саргсяна использует стратегию проведения переговоров ради переговоров. Даже недавние заявления в Армении и обсуждение вопроса о признании т.н. «НКР» являются лишь политическими маневрами, имеющими целью получение дивидендов на внутриполитической арене. Саргсян сам отлично понимает, что признав т.н. «НКР», Армения окончательно загонит себя в тупик.
Азербайджан прекрасно понимает в чем заключается стратегия армянской стороны. Именно поэтому Президент Азербайджана особо подчеркивал, что мы не станем продолжать «переговоры ради переговоров». Как неоднократно отмечалось, Азербайджан не позволит искусственно затягивать переговорный процесс ради сохранения «статус-кво».
Подобная позиция должна стать своего рода предупреждением Армении, что пора уже обсуждать конкретные аспекты урегулирования конфликта, готовить «дорожную карту», а не «сидеть» на обсуждении базовых принципов. Ведь, в конце концов, никто не исключал и альтернативных вариантов решения данной проблемы, в случае если мирные переговоры окончательно зайдут в тупик.
Обобщая, хочу сказать, что армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт на сегодня является главной угрозой безопасности и стабильному развитию всего региона.
От его решения зависят, в целом, будущие интеграционные процессы в Кавказско-Каспийском регионе. Сложно сказать, когда это проблема будет полностью решена. Однако сегодня очевидно, что долго продолжаться эта ситуация уже не может.
Назим Махмудов