ФОРМУЛА УСПЕХА. Джамиль Гусейнов: «Если ты – трус, то возьмешь себе слабого помощника, чтобы на его фоне казаться сильнее… и наоборот»
Интервью с владельцем клуба Eleven restaurant & lounge Джамилем Гусейновым.
Eleven restaurant & lounge за достаточно короткий срок стал самым популярным местом проведения досуга бакинцев и гостей столицы.
Великолепный сервис, вкусная кухня, разнообразие музыкальных программ (на любой вкус!) и постоянно приглашаемые всемирно известные звезды а, самое главное – атмосфера клуба – все это увеличивает день ото дня количество поклонников заведения.
О том, как добиться столь стремительного успеха для себя и своего «детища» - в нашем интервью с Джамилем Гусейновым – человеком, который, что называется, пришел, увидел и победил.
Мы пришли в Eleven в тот редкий день, когда в 16.00 в клубе еще нет народа: вечером ожидалось корпоративное мероприятие. С Джамилем мы до этого были знакомы едва, и лишь по «Фейсбуку». Если честно, мы с нашим фотографом, идя на интервью, ожидали увидеть этакого представителя «Золотой молодежи» со всеми вытекающими.
Но были приятно удивлены: Джамиль с первых минут знакомства расположил к себе достойной манерой держаться, простотой общения, прекрасным чувством юмора и невероятной харизмой. И чем дольше мы с коллегой слушали его непринужденный рассказ о жизни, тем большим уважением проникались к нашему сегодняшнему герою рубрики «Формула Успеха».
Предлагаем читателям – из тех, кто еще не знает Джамиля Гусейнова лично – познакомиться с ним поближе.
- Джамиль, как давно Вы в ресторанном бизнесе?
- Почти два года.
- Как? Всего два?
- Да. Я? вообще-то, авиатор, закончил Авиационную Академию, и до недавнего времени работал в аэропорту, начав рядовым работником в BCT и дойдя до начальника VIP-зала – системы, которая занимается обслуживанием пассажиров. Кстати, это хорошая «школа», где можно научиться тонкостям работы с людьми.
- А почему Вы не летали, если уж закончили Авиационную академию?
-Налетался во сне (смеется). Если серьезно, то я не учился на пилота, меня привлекала как раз работа в наземных службах. Мне с детства казалось, что в аэропорту люди какие-то другие, как будто попавшие или в иное измерение или в некий «портал», перемещающий их из одного мира в другой – впрочем, если вдуматься, так оно и есть.
Ведь неслучайно говорят, что вокзалы и аэропорты – немые свидетели гораздо большего количества искренних слез и чувств, нежели ЗАГСы. Но не только проявлением чувств интересны люди в аэропорту – в чем-то похожие, в чем-то нет. Но в любом случае, наблюдать за ними очень интересно. Это какой-то особый мир.
- Но, если Вам была так интересна Ваша работа, почему же появился клуб Eleven?
- Открою Вам « тайну»: клуб появился, потому что я был обижен и зол на одного из своих близких друзей и решил доказать ему, что я и без него смогу работать (смеется).
Вообще же убеждался не раз, что подобные кардинальные решения, к которым относится и резкая перемена работы и, как следствие, жизни - всегда провоцируются какими-то сильными эмоциями. Человек должен быть или влюблен или зол.
- В контексте сказанного, Вы были злы? А влюблены не были?
- Влюблен тоже был. На мое решение повлияла совокупность этих факторов (смеется). Честно говоря, я начал ремонт в помещении клуба на таком адреналине, что вообще не понял, как мне удалось воплотить в реальность свою сумасшедшую идею.
Ведь у меня не было ни проекта, ни конкретного дизайна, ничего – все было сделано «на ура» и, можно сказать, опираясь на интуицию и помощь друзей которые и сейчас меня не оставляют наедине с трудностями.
- Сразу вопрос: Вы сказали про резкую смену работы. С одной стороны – это так, но с другой – Вы точно так же каждый день сталкиваетесь с огромным количеством людей.
- Да. Но есть нюанс: когда я возглавлял VIP зал в международном аэропорту, туда было нелегко попасть, так же, как сегодня в Eleven. Мы собрали здесь определенную публику, на 90% состоящую из моих друзей, для которых у нас всегда забронированы места.
Когда человек прилетает в тот или иной аэропорт, он всегда энное количество времени проводит в ожидании – багажа, прохождения таможни и т.д. В Eleven – то же самое: внизу стоит охрана, и порой человек не уверен на все 100% , пропустят его сегодня наверх, или нет.
Поэтому наши посетители стараются «соответствовать» уровню клуба, и мне это нравится. Нам удалось установить определенную «планку», и я считаю, что это наш успех.
- Как получилось, что Вы решили сделать ресторан именно здесь? Почему не в другом месте?
- Я коренной Бакинец и люблю свой город! Благодаря мудрой политике правительства страны во главе с Президентом наш город стал очень красивым городом, и подходя к окнам нашего ресторана вы понимаете, что лучшего места просто не найти.
К моему огромному счастью я лично знаком с владельцем отеля Искендером Агасалимовичем, и скажу вам ,что с самого детства наблюдал за его профессионализмом в ведении бизнеса и всегда хотел учиться у него. Он создал для меня все условия, чтоб я смог и себя показать, и, как говорится, рисковать научиться, за что я ему очень благодарен.
На месте нынешнего ресторана был когда-то ресторан, куда я иногда заходил, и всегда ловил себя на мысли: как обидно, что помещение не задействовано в полную силу… Рисовал что-то в уме, знаете, как это бывает: «Вот я бы тут переделал вот так и вот так…».
Поэтому, когда пришла идея заняться именно этим бизнесом, я сразу вспомнил именно про это место, и стал действовать. Посоветовавшись с Искендером Халиловым и получив его добро, я взял помещение в аренду и начал ремонт. Помогали мне исключительно друзья и родные – мое главное богатство в жизни.
- Джамиль, то есть, тонкостям ресторанного бизнесам Вы учились, что называется, «по ходу пьесы»?
- Можно сказать и так ... Я просто стал читать литературу, так или иначе связанную с этим бизнесом, благо, сейчас для этого есть «всезнающий и всемогущий» интернет. Советовался с друзьями, которые уже давно в этом деле.
Для меня ресторатор номер один – это Аркадий Новиков. Я его очень уважаю, ведь он начинал свой бизнес буквально с нуля, у него был крошечный ресторанчик. И чем больше я о нем узнавал, тем сильнее укреплялся в мысли, что для того, чтобы стать хорошим ресторатором нужен вовсе не диплом о получении специального образования. Нет. Нужно просто четко знать, чего ты хочешь от этого бизнеса, кем ты хочешь стать в нем.
Для меня конкуренцию в нашей стране составляют те люди, которые от ресторанного бизнеса ждут реальной прибыли и которые заинтересованы в его развитии. А не бизнесмены, которые открывают ресторан просто ради престижа. Потому что только первые будут реагировать на любое замечание или пожелание посетителей.
Вторым же на это просто не хватает времени и сил. Кроме того, их прибыль совершенно не зависит от того, как работает их ресторан, поскольку живут они за счет прибыли с другого бизнеса и основное свое время и силы отдают туда и это абсолютно нормально .
- Кто же, в таком случае, Ваш конкурент на сегодня?
- Мои главные конкуренты – мои друзья Мурад Бабаев первый его проект (OPERA LOUNGE) а также Азер Алиев (ZEYTUN) Я бы назвал их «Бакинскими Новиковыми», потому что эти люди могут сделать из заурядной «забегаловки» ресторан экстра-класса.
- Друзья и конкуренты в одном лице? Не сложно ли?
- Нет, что Вы! Прежде всего, они мои друзья! Они оба очень помогли мне в процессе работы: Мурад - с установкой аудиосистемы, Азер - в выборе места, где сейчас располагается кухня . Вообще же – повторюсь! – без друзей я бы не справился с поставленной задачей. Поэтому обо всем, что касается Eleven, я никогда не употребляю местоимение «Я», а всегда говорю «Мы». Это Новиков имеет право сказать «Я это сделал», так же, как и назвать себя ресторатором. Я же отдаю себе отчет в том, что всего добился благодаря работе команды своих единомышленников.
Помню, не так давно мне предложили сочинить о себе легенду – мы, говорят, делаем книгу, давайте напишем, что Вы учились ресторанному бизнесу в Москве. Я отказался категорически! Это же смешно, несерьезно и глупо – врать о себе.
- Да, но есть люди, которые на это идут, и ничего – переживают.
- Я таких людей не понимаю. Сегодня, допустим, в Eleven придет 250 человек, из которых как минимум 180 я знаю лично. Соответственно, они меня тоже знают. Эти люди мне доверяют. Как Вы думаете, правильно ли будет с моей стороны обманывать их? Я уже не говорю о том, что это просто не в моем характере!
- Получается, что формула Вашего успеха целиком зависит от Ваших личностных качеств.
- Нет. От моих взаимоотношений с людьми, в частности, с друзьями.
- Но ведь их наличие уже зависит от Вас.
- Наверное. Я как-то всегда так жил… Мне необходима вот эта атмосфера: близких людей вокруг, шума, радости, каких-то событий…
- Говорят, удача всегда приходит к тем, кто относится к жизни легко.
- Согласен, но это не означает, что мне не приходилось проходить через трудности. Я не был отличником, более того – я учился средне, в школе постоянно попадал в какие-то драки, попадал в милицию и в списки на отчисление из школы…
- То есть, Вы были таким нормальным подростком.
- Скажу Вам больше: я и сейчас нормальный (смеется).
- Да уж, занудой Вас точно не назовешь.
- А вот занудой я быть могу – для того человека, в которого влюбляюсь.
- Значит, все же влюбляетесь? Тогда почему не женитесь до сих пор?
- Судьбу еще не одарила меня той самой единственной и неповторимой (Та Самая попросила дать ей время на обдумывание) (смеется).
- Вас еще не называли «одним из самых завидных женихов Баку»?
- Нет. Потому что я далеко не самый завидный жених.
- Но Вы можете влюбиться в обычную девушку? Скажем, в одну из посетительниц Eleven?
- Да запросто! Я совершенно лишен каких-либо предрассудков или стереотипов. Для меня главное – человек, а в человеке – честность.
- То есть, сами Вы тоже честный?
- Да. Вернее: теперь да. Было время, не скрою, когда я считал, что ложь во спасение – это нормально. Уточню: речь шла о моем спасении (смеется). Ну, а потом пару раз обжегся на этом, и понял, что врать – очень глупо. Правильно говорил мой дед в свое время: человек учится на собственных ошибках, как бы ты его ни воспитывал. Даже близнецы вырастают разными людьми.
- Близнецы, говорите? То есть, и в гороскопы Вы не верите?
- Как раз верю – в то, что касается совпадения характеров знаку зодиака. Я – козерог, как и три моих друга. И мы все – совершенно одинаковые.
- В каком смысле?
- Мы способны на принятие внезапных и совершенно сумасшедших решений. Одним из моих таких решений было как раз открытие Eleven. Фактически, я рискнул всем, и если бы я прогорел, даже не знаю, что бы я делал сейчас. Я ведь вложил сюда большие деньги.
И если бы не вера в меня моей мамы, я бы точно или руки опустил, или дело загубил. Она мне очень помогла тем, что верила в меня. Помню, уже потом, когда ресторан стал работать и набирать популярность, я спросил у нее: «Мама, как ты думаешь, если бы папа был жив, ему бы понравился мой ресторан?», на что она ответила: «Если бы папа был жив, у тебя бы не было ресторана!».
- Одна из составляющих формулы успеха – это вовремя рискнуть. Согласны?
- Да.
- Есть ли у Вас какие-то правила жизни?
- Сложный вопрос. Правила в бизнесе – одни, в семье – другие…
Скажу от противного. Допустим, фраза «Один раз живем – делай, что хочешь» - не моя фраза. Я – за принципы, которых необходимо придерживаться, коль ты называешь себя человеком в первую очередь и мужчиной во второй. Я хочу, чтобы в Баку вернулась прежняя атмосфера, с теми правилами жизни, порядками, моральными устоями и нравственностью, которые отличали бакинцев от всех.
Что же касается работы, то я, как уже сказал, всему учусь постепенно, на практике, и каждый день. Кроме того, на меня работают настоящие профессионалы.
- Мудро.
- Да. Этому меня научил тоже мой дед. В свое время на мой вопрос, каких надо брать работников, он ответил: «Все зависит от тебя: если ты – трус, то возьмешь себе слабого помощника, чтобы на его фоне казаться сильнее. И наоборот, если ты сам – сильный человек, то и в помощь возьмешь сильных людей, потому что это – твоя первая помощь. Сильный человек понимает, что помощь должна быть надежной и профессиональной».
- Вашим воспитанием, как я понимаю, занимались все члены Вашей большой семьи.
- Я скажу так: я очень благодарен родителям за то, что они рано выпустили меня на улицу и не «дергали» по мелочам, не изводили излишней опекой, а дали мне определенную свободу. Своего сына, когда он у меня, Бог даст, появится, я намерен воспитывать так же.
Отец сам, того не ведая, установил для меня определенную «планку», ниже которой я не могу, не хочу и не имею права опуститься. Поэтому с определенного возраста в какие-то жесткие правила я стал вгонять себя сам. Потому что до сих пор есть люди, которые знают и любят меня потому, что когда-то знали и любили моего отца.
- Но ведь работа Клуба - это и Ваша заслуга в том числе. Чем Вы сами объясняете его огромную популярность? Ведь Eleven за короткий период стал синонимом не только престижности, но и уровня. Сюда можно прийти отдохнуть с семьей, здесь можно провести корпоратив, или же просто отдохнуть в уик-енд.
- У меня есть свой подход, с которым многие, возможно, не согласны. Но, тем не менее, я считаю, что в ресторане главное – это хорошее обслуживание. То есть, профессиональные официанты, которые могут быть только из числа людей, которые, во-первых, получили достойное воспитание и, во-вторых, сами могут себе позволить пойти в «уровневый» ресторан.
К сожалению, во многих «питейных заведениях» долгое время придерживались (и до сих пор продолжают) иного принципа: на работу берут, как правило, либо людей с низким достатком, либо людей, которые в силу многих причин просто озлоблены на жизнь, и их нельзя в этом винить. Более того, долгое время отношение к профессии официанта в нашем обществе было, мягко говоря, не очень хорошее.
Сегодня ситуация изменилась: официантов стали уважать. Почему? Потому что они сами, в первую очередь, стали понимать, что их профессия – достойна уважения.
Вообще же надо понять всем, что обслуживающий персонал, то есть, те люди, кто обеспечивают сервис – это одни из самых важных людей. Тогда многое изменится в нашей жизни. Я лично горд тем, что официанты Eleven гордятся своей должностью.
- Но поначалу, наверное, было сложно?
- Не то слово: верите, иногда я приходил домой в буквально истерическом состоянии. Нервы не выдерживали напряженности работы. Когда в течение одного вечера приходится улыбаться и общаться с каждым из 500 посетителей – это просто «сносит крышу».
- Но разве Вам необходимо быть здесь постоянно?
- Нет. Но мне это на самом деле нравится. У меня есть официальный управляющий, Муталлим Алышанов. Помимо того, он - мой близкий друг, которому я запросто могу доверить все свои дела, а также с полной уверенностью могу сказать, что он является одним из сильнейших специалистов в ресторанной сфере.
Но мне приятна сама атмосфера, которая здесь сегодня есть. А к тому, что все посетители – мои знакомые или друзья, и надо каждому уделить хотя бы минуту внимания, я постепенно привык. Более того, я убежден, что личностный фактор в выборе приоритета того или иного ресторана играет почти первостепенную роль.
И то, что многие приходят потому, что идут к «Джамилю Гусейнову» - меня только радует. При этом я ведь все время в зале, у меня нет «кабинета с телефонами» и прочих атрибутов «важной должности».
- То есть, Вы не «зазвездились»?
- Лучше этот вопрос задайте моим друзьям. Они ответят честнее. (смеется).
- Почему все же Вы не стали военным или юристом и не пошли по стопам старших?
- Не знаю. Профессии военного или юриста меня никогда не прельщали. Никакой романтики или престижа я в этом не видел.
- Да, но многие из тех, кого так же не прельщает эта профессия, идут в нее просто ради престижа.
- Да. И многие из этих «многих» не отказались бы от моего образа жизни, от моей свободы. Я – сам себе хозяин. Меня привлекает в моей работе в том числе и это ощущение свободы, но главное – тут живешь в ощущении постоянного «драйва», испытывая азарт, как в казино. Выигрываешь – делаешь новую ставку. И затягивает этот бизнес так же. Но здесь можно как заработать, так и потерять все в одночасье.
- Но разве нельзя как-то подстраховаться?
- Никогда в жизни не подстраховывался. Разве что, когда шел в бытность подростком на драки – предупреждал друзей, где меня искать.
- Джамиль, успех Eleven не натолкнул Вас на идею открыть сеть подобных заведений?
- Натолкнул. Планирую к весне будущего года открыть два новых ресторана. Но это будут уже другие заведения, просто – By Eleven, потому что бренд сумел за короткое время заявить о себе.
- Вы сказали, что не назовете себя ресторатором. А как тогда Вы себя назовете?
- Организатором. У меня есть команда, без которой я не смогу ничего. Кстати, команда будущих ресторанов набирается сегодня здесь, в Eleven.
- Да, но как Вы будете «разрываться» между тремя ресторанами?
- У меня есть друзья, которым я доверяю все. В том числе, рестораны. В дружбу, как уже говорил, я верю свято.
- На что у Вас еще хватает времени сегодня? Есть какие-то увлечения?
- Нет. До недавнего времени я совмещал работу в Eleven c работой в аэропорту. Потом понял, что меня просто физически на все не хватает. Сегодня я полностью посвятил себя ресторану. Хобби у меня нет, спортом я тоже не занимаюсь.
- Ну, учитывая Ваше отрицание «страховки» - может быть, Вы любите экстрим?
- С удовольствием прыгнул бы с парашютом.
- То есть, страха высоты у Вас нет. А какой есть?
- Страх завтрашнего дня.
- Вы не похожи на человека, который боится завтрашнего дня.
- Ерунда. Все боятся. Но, возможно, я не совсем точно выразился. Скорее, я стал осознавать ответственность за завтрашний день перед теми, кто мне близок и дорог. И, несмотря на то, что люблю рисковать, сегодня я понимаю, что любой риск должен быть обдуман.
Кроме того, нет ни одного мужчины, который был бы способен устоять перед женщиной или деньгами. Потому что деньги – это колоссальная проверка для любого человека.
Пока что мне упрекнуть себя не в чем, я какими был, таким и остался. Но однажды я сказал своему другу: «Если когда-нибудь ты увидишь, что у меня изменилась походка, что я «зазвездился» - дай мне хороший подзатыльник». Та что - это тот единственный случай, когда я «подстраховался».
- Во что Вы верите?
- В Бога, само собой. Но я считаю, что от человека самого многое зависит. Ведь Всевышний дает нам выбор, но сделать его можем только мы сами.
Я убежден, что надо всегда настраиваться на хорошее, и категорически нельзя вгонять себя в тоску. А еще Всевышнего надо не только просить, а и благодарить. Причем, благодарить как раз в первую очередь. Я каждый день благодарю Всевышнего за все – за друзей, за веру в меня мамы, за успех, за здоровье.
- Спасибо Вам за беседу. Успехов Вам!
Натали Александрова
Фото: Тофик Бабаев