Гордон Хан: «Администрация Обамы будет вынуждена проявить сбалансированный подход в политике на Южном Кавказе»
Интервью 1news.az с научным сотрудником Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Гордоном Ханом (Gordon Hahn).
- Как вы думаете, чего можно ожидать от новой команды Обамы в вопросах политики на Южном Кавказе? Останется ли эта политика прежней или будут какие-то изменения? Похоже, что Южный Кавказ со своими внутренними проблемами не находится в списке приоритетов американской внешней политики…
- Я сомневаюсь, что мы станем свидетелями какой-то решительной политики США на Южном Кавказе в ближайшем будущем.
Тем не менее, конфликты к югу от региона, могут вызвать повышенное внимание к Южному Кавказу.
Наиболее важными среди них являются растущая угроза «джихадизма» и общая нестабильность в Сирии, Ираке и Иране, которая может подтолкнуть Вашингтон к поиску частичного решения этих проблем за счет усиленного партнерства с Азербайджаном.
Кроме того, Азербайджан и трубопровод Тбилиси-Баку-Джейхан нуждаются в защите, поскольку могут стать мишенью для джихадистов с севера или юга.
Достаточно вспомнить о планах по созданию т.н. «Кавказского Имарата» на Северном Кавказе и присмотреться к угрозам исламизма в Сирии и в других областях к югу от Азербайджана, чтобы понять, насколько данный вопрос серьезен.
- Некоторые аналитики опасаются, что новый госсекретарь США Джон Керри, известный связями с армянской диаспорой, станет придерживаться проармянской политики в регионе. Что вы можете сказать об этом?
- Трудно себе представить, что Керри будет иметь очень серьезное влияние на формирование политики, которая разрабатывается в основном в Белом доме.
В действительности, в некоторой степени хорошие отношения с Ереваном могут способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и даже сказаться на сотрудничестве США с Россией, которая, как известно, имеет более тесные связи с Арменией, а не с Азербайджаном.
Кроме того, примером, свидетельствующим о том, что администрация Обамы будет вынуждена проявить сбалансированный подход, может служить недавняя петиция на сайте Белого дома по признанию трагических событий в Ходжалы.
- Армяне хотят запустить аэропорт в оккупированном Нагорном Карабахе. Баку и сопредседатели уже осудили эти планы. Как может такой шаг, если он будет сделан, повлиять на ситуацию в регионе?
- Это, безусловно, провокационный шаг, который может расшатать хрупкий режим прекращения огня и возобновить открытый конфликт, но я сомневаюсь, что это произойдет.
Наиболее вероятным сценарием является то, что страны-посредники (Россия, США, Франция) смогут убедить Ереван отступить от этих планов или им придется серьезно активизировать усилия по урегулированию конфликта.
- Можно ли надеяться на прогресс в карабахском урегулировании, несмотря на президентские выборы в Азербайджане и Армении в 2013 году?
- Наверное, нет.
- Могут ли последние выборы в США и Израиле изменить планы по иранскому вопросу?
- Я не думаю, что выборы что-либо изменят. Американо-израильские отношения остаются напряженными.
Еще неизвестно, приведет ли предстоящая первая поездка президента Обамы в Израиль в качестве президента к улучшению отношений и лучшему пониманию со стороны главы Белого дома угроз, с которыми сталкивается Израиль.
Несмотря на примирительное отношение Обамы, реальность политики США такова, что если Иран создаст или серьезно приблизится к созданию ядерного оружия, израильтяне и, возможно, США будут вынуждены применить силу, даже если президент этого не очень хочет.
Отказ Ирана от предложения вице-президента Джо Байдена о том, чтобы начать один на один американо-иранские переговоры, демонстрирует невозможность решения вопросов путем умиротворения режима мулл.
Тест политической стабильности на предстоящих иранских выборах может стать последним шансом для того, чтобы предотвратить войну путем внутриполитических изменений в Иране и появления новой власти, готовой к переговорам и тщательному соблюдению режима проверок и прочих предлагаемых решений проблемы, таких, как обмен использованного топлива, предложенный Москвой.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.