Солдатские смерти и бизнес оппозиции
Сколько было участников акции?
Журналисты бегают друг за другом с этим вопросом. Не больше 300, говорит один. Ну, максимум – 500, завышает планку другой. Минимум – 2000, пытается внушить журналист оппозиционного сайта. Все 5 тысяч, кричит четвертый!
Такая история повторяется из раза в раз после несанкционированных акций протеста, которые время от времени пытаются провести оппозиционеры на Площади фонтанов. С санкционированными таких проблем не возникает – все как на ладони. Больше 1000-1500 собрать не могут на разрешенные митинги, что уж говорить о неразрешенных акциях, когда все тихо-спокойно не обходится.
Опытные и объективные журналисты, знающие почти всех участников акций в лицо (всегда 90% участников – одни и те же люди), выдают близкие к реальности цифры. А вот оппозиционные приплюсовывают и своих коллег, и правозащитников, причем даже иностранных, ну и, безусловно, отдыхающих. Сложно представить, чтобы на Площади фонтанов по воскресеньям было мало людей – не меньше пары тысячи хоть в 12:00, хоть в 18:00.
Такая же арифметика была и сегодня, когда группа оппозиционных активистов попыталась провести акцию протеста на указанной площади. Причем, вновь разнилось как число участников, так и задержанных. Никто ведь точные цифры не знает. Может говорить только то, что сам видел, а не бегать за слухами: «Акция не только здесь, но и на бульваре», «Столько же человек вышло на акцию в районе садика «Сахиль», «Десятки были задержаны до начала акции» и т.д.
В общем, с подсчетами всегда проблема. Как альтернатива: можно ориентироваться на данные со стороны. К примеру, мировые информационные агентства сообщили о 300-500 участниках. В общем, один «шадлыг сарайы».
Что хотели
Главный лозунг протестующих - покончить с небоевыми потерями в армии. А кто же этого не хочет? Нормальное, вполне понятное желание. Но тут явно чувствуется корысть.
С какими другими общественно значимыми лозунгами оппозиция может выйти на улицу? Да ни с какими. Ситуация в армии, точно также, как в здравоохранении, образовании, правоохранительной сфере, касается большей части населения. Но если в остальных указанных сферах негатив пощупать непросто, то небоевая потеря в армии – наглядное и шумное событие. Причем, даже если выявляют и наказывают виновных по каждому случаю, все равно труп молодого солдата, как это кощунственно не звучит, - повод для отработки на Площади фонтанов.
Небоевые потери в армии были всегда, они бывают в большинстве армий мира, а тем более в тех, где на фоне военного конфликта нервы у некоторых не выдерживают. Но раньше оппозиционеры этим не пользовались. Бились в голову об «Истефа!» и ничего путного не добивались, что и невозможно – глава государства пользуется широкой поддержкой населения страны.
Не известно, сами оппозиционеры додумались, или им дали подсказу из-за рубежа, но, скажем так, они приземлились. Теперь играют на чувствах матерей и отцов, сыновья которых служат или будут служить в армии. В принципе, это подрыв боевого духа в армии.
Как хотели
Показушно. Главное – попасть в объективы камер. Главное – промелькнуть в фото, видео, бумажных отчетах, и все! Твоя жизнь здесь или за рубежом обеспечена. Так уже давно сделали «старшие товарищи», так теперь делают «младшие научные сотрудники».
Что не удивительно: наиболее активными организаторами акций являются эмигранты. Это же так просто – сидишь у себя в Париже на полном обеспечении, поносишь свою страну, подгоняешь остальных на неразрешенные акции, и ты не напрасно катаешься в сыру.
Что до местных организаторов, то это, в основном, штабисты молодежных крыльев оппозиционных партий и организаций. Продолжают дело отцов. Родители монополизировали понятие оппозиционности, сыны – «молодых активистов». Знакомые все лица, знакомый бизнес на оппозиционности.
Подрывники – что-то новое
Накануне акции были задержаны активисты одного из молодежных движений, которые, как они сами же рассказали в эфире телеканалов, намеревались в ходе акции закидать полицейских «коктейлями Молотова» и другими «не мирными игрушками».
Свинью они подложили другим не только тем, что шли (решением суда все трое арестованы на 3 месяца) на общественно значимое преступление, но и тем, что, благодаря им, полиция сразу же после старта попытки проведения акции, облила из водомета почти всех присутствующих. Мало ли, может эти трое не единственные, кто собирается бросаться горючей смесью. Огонь тушат водой.
Что еще плохо. Полиция ведь может продолжить бить из водяных пушек на последующих акциях, а, знаете, не очень-то приятно быть облитым водой, тем более ты вовсе не участник акции.
Что дальше
А дальше еще шесть предвыборных месяцев. Сейчас понятно, что оппозиция тренируется. Точно также, как и полиция. Попытки проведения несанкционированных акций будут учащаться – есть внешние силы, заинтересованные в нагнетании ситуации в Азербайджане. Будут они финансировать оппозицию и дальше, точно также, как обеспечивать информационную поддержку и забирать в эмигранты.
Так было и в начале прошлого года, за несколько месяцев до бакинского «Евровидения». Тогда через фонды вкачали в оппозицию из-за рубежа пару-тройку миллионов долларов, те и отрабатывали свои деньги. Правда, не думаю, что заработали все. Лидеры – да, а вот рядовые оппозиционеры могли бы когда-то и спросить: где деньги, Зин?!
С.Г.