Удастся ли избавиться от «ляпов», Или еще раз об ошибках в учебниках - ФОТО
«Вот скажи мне, пожалуйста, если девочка потратила треть суммы денег, а на половину оставшихся денег купила билет в кино, сколько у нее было денег изначально?», - позвонив мне на днях, задала вопрос подруга.
Как выяснилось, такая задача встретилась ей в школьном учебнике по математике.
«Ну, видимо, отталкиваться надо от стоимости билета в кино», - нашлась я.
Но решить эту загадку нам так и не удалось. Потому что в условиях задачи не было ни слова о том, на дневной или вечерний сеанс кино пошла девочка. А стоимость билетов зависит именно от времени демонстрации фильмов.
Шутки шутками, но об ошибках и ляпах в азербайджанских школьных учебниках не писал разве что ленивый. Обилие грамматических, орфографических, фактических и логических ошибок поначалу вызывало недоумение и возмущение. Сейчас же, устав возмущаться, мы лишь отшучиваемся, встретив очередную нелепость в «источнике знаний».
«Я верю в благародости достоиснтство человека. Я верю, что духовность и бииорыстие зайтут местогрубоб жестокости илйгдоедстве».
Перед вами отсканированная страничка из учебника по литературе для 6 класса. Увидев это безобразие, мне сразу вспомнился Карлсон, оставивший записку Фрекен Бок: «вмири скасок тожи люби булочкы. Гнум».
И, честно говоря, я даже представить себе не могу, как такое могло произойти. Это ведь совсем не опечатка. Складывается впечатление, что некий «умник», набирал под диктовку абсолютно НЕЗНАКОМЫЕ слова, ориентируясь лишь на собственный слух.
Чудовищные ошибки можно встретить и в заданиях для первоклашек. Вот отсканированная страничка из учебного пособия для малышей.
«Сколько жЫвотных стало?», - вопрошает автор, опровергая железное правило русского языка: «жи» и «ши» пишется через «и».
Как, скажите на милость, после подобных ляпов объяснить ребенку, что он должен ДОВЕРЯТЬ тому, что написано в учебнике? Как убедить его в том, что «ученье – свет», а не пустая трата времени?
Литературная критика - штука сложная. Хотя бы потому, что «на вкус и цвет – товарищей нет». Но, даже пытаясь отстоять талант юного (или не очень) поэта, написавшего «произведение», вошедшее в учебник по чтению для 3 класса, я не нашла веских аргументов.
И сказала Ручка: – дети!
Знаете, а я из нефти!
Подскочил сердито Мячик
Хлопнул крышкой Чемоданчик
Ваза, Хлебница и Лампа,
Пылесос, Совок и Шляпа.
Пытаясь понять сие произведение, я обратила внимание на то, что все эти ручки и шляпы написаны с большой буквы.
«Так вот, вот почему они разговаривают! Это просто чьи-то клички!», - обрадовалась я.
Но почему тогда все они «из нефти?». Впрочем, ответа на этот вопрос я так и не нашла. И успокоила себя мыслью: «писал же Чуковский про лисичек со спичками!»
Правда, в отличие от местного автора, писал он талантливо…
К сожалению, подобных примеров великое множество. Опечатки, ошибки, факты, невесть откуда затесавшиеся в азербайджанские учебники, встречаются, практически в каждом из них. Некоторые из них можно приписать небрежности составителей, другие и вовсе – к откровенной глупости.
Часто в местных учебниках можно встретить задания, тяжелые для понимания не только самих школьников, но и их родителей. Страдает и оформление книг.
Иллюстрации, оставляющие желать лучшего, низкое качество печати и бумаги, хлипкий переплет, и, конечно ляпы, просочившиеся в азербайджанские учебники, вызывают недовольство граждан уже давно.
Однако до недавнего времени представители Министерства образования Азербайджана, относились к этим «милым» ляпам довольно снисходительно, оправдывая многочисленные ошибки в учебниках тем, что, мол, издаются они всего-то с 2000 года. И за столь малый срок даже то, что имеется – огромное достижение.
Халатность псевдоспециалистов
Какая-то доля истины в этом, конечно, есть. После развала СССР все постсоветское пространство столкнулось с проблемой внедрения новых обучающих книг. Поиск собственной, отличной от «совковой» подачи информации для учеников, и подготовка учебников в довольно сжатые сроки привели к тому, что мы видим.
В Советском Союзе учебные пособия готовились по несколько лет, над ними работали десятки специалистов, выверяя каждое слово. Что же мы видим сейчас?
Читал ли хоть один человек: «Я верю, что духовность и бииорыстие зайтут местогрубоб жестокости илйгдоедстве» (фото 1), прежде, чем учебник пошел в печать? Вряд ли. Потому что не заметить подобное просто невозможно. А значит, причина кроется в небрежном отношении, что можно охарактеризовать как настоящее преступление. Ведь страдает от халатности псевдоспециалистов целое поколение азербайджанских детей.
Есть ли шанс, что наши учебные пособия перестанут, наконец, быть неиссякаемым источником возмущения и шуток? Назначение нового министра образования Азербайджана Микаила Джаббарова вселяет надежду на то, что ситуация изменится коренным образом.
Ошибки будут исправлены
Не так давно между министром образования и председателем Государственной комиссии по приему студентов (ГКПС) Азербайджана Малейкой Аббасзаде состоялась встреча, посвященная обсуждению вопроса устранения ляпов и ошибок в учебниках для средних школ.
По словам М.Аббсасзаде, в ходе этой беседы обе стороны пришли к выводу, что ошибки в учебниках должны быть исправлены.
«В случаях, где исправить их невозможно технически, будут изданы дополнительные пособия. Мы постараемся, чтобы школьники Азербайджана обучались по качественным книгам уже в новом учебном году», - говорит М.Аббасзаде.
По мнению председателя Совета по оценке учебников при Минобразования Эльмины Казымзаде, правила тестирования учебников должны быть усовершенствованы.
«Политика оценки учебников должна постоянно совершенствоваться. Сегодня ощущается большая потребность в специалистах по разработке учебников, как авторов, так и дизайнеров. Кроме того, качество школьных учебников во многом зависит от типографий, так как зачастую именно они привлекают авторов к подготовке учебных пособий. Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо увеличить ресурсы и возможности издательств с тем, чтобы они уделяли больше внимания их подготовке», - считает Э.Кязымзаде.
Выступая на Третьем конгрессе Объединения кавказских университетов министр образования Азербайджана Микаил Джаббаров подчеркнул, что процесс глобализации ведет к тому, что кадрам предъявляют все более высокие требования.
«Наша задача - создать такую кадровую базу, которая могла бы оперативно реагировать на все вызовы современности», - сказал М.Джаббаров.
Итак, есть все основания полагать, что новая серия пособий и учебников для школ не будет вызывать прежних насмешек в адрес авторов, а рецензировать их будут высокопрофессиональные преподаватели и лучшие эксперты, прошедшие жесткий отбор.
Что ж, доживем до нового учебного года. Цыплят, как известно, по осени считают.
Лейла Лейсан