Потерянное архитектурное чудо Баку - храм Александра Невского - ФОТО
Как много их было в мировой истории – архитектурных чудес света.
Начиная от Вавилонской башни, садов Семирамиды, Александрийской библиотеки, не так давно стертых с лица земли американских небоскребов-близнецов, а также других мемориалов человеческой мысли, ума и величия.
Сегодня уже не так важно когда они перестали существовать и почему ныне являются лишь воспоминанием о былом величии. Главное то, что их существование до сих пор вызывает различные чувства и ассоциации. Ведь это, согласитесь, значит намного больше, чем просто факт физического существования.
Так или иначе, но и нам есть много чего вспомнить по данному поводу. Не углубляясь в глубину веков, вспомним лишь то, что лежит буквально на поверхности. Это и разрушенный до основания после землетрясения город Шамаха, в котором уцелела по счастливой случайности лишь мечеть, и Гянджа, которая неоднократно разрушалась до основания то монголами, то землетрясением, то, уже позже «доблестными войсками» Цицианова, а затем Красной Армией. Кстати, сегодня немногие из нас знают, что именно в Баку на деньги армянина Томаса Айвазова был установлен памятник Цицианову.
Говоря о Баку конца XIX начала XX века, нельзя не вспомнить о православном храме Александра Невского, который находился на месте нынешних трех школ – им.Бюль -Бюля, №189, №190. Этот храм был крупнейшим во всем Закавказье и являлся рукотворным символом христианства, он был виден со всех сторон Баку, даже из Баладжар.
Вот как описывался храм в церковных книгах того времени: «Собор этот о трех престолах был обделан внутри лепными работами и отчасти живописью. Все иконостасы из Кутаисского и заграничного мрамора, пол из мозаичного мрамора. Далеко виден он (храм) и с моря, и с суши, блистая своей позлащенной главой и ежеминутно напоминая русскому сердцу имя своего великого основателя».
Имя основателя было –Александр III, который специально приехал в Баку 8 октября 1888 года и лично участвовал в символической закладке фундамента будущего храма. Через 10 лет, в 1898 году, когда строительство было окончено на открытии церкви принимал участие уже сын Александра III – Николай II. В память о таком знаменательном событии Зейналабдин Тагиев пожертвовал 10 тысяч рублей на нужды православных церковно-приходских школ и на начальные училища Бакинского уезда.
Храм был настолько великолепным и величественным, что с приходом Красной Армии был просто обречен на гибель.
Смена идеологии повлекла за собою смену приоритетов. И вот, в 30-е годы вышло постановление взорвать церковь. Наше будущее уходит своими корнями в прошлое. Хотелось бы привести отрывок из церковной книги повествующей об открытии храма: «С утра, в день освящения собора, подул сильный ветер, с моря осыпавший прохожих пылью и песком, но, к счастью ко времени крестного хода он умерился»… Знамение более чем важное.
Итак, принятое Коммунистической партией решение должно было быть исполнено. Приступив к работе, рабочие с ужасом обнаружили, что снести храм просто не могут. Его взрывали три дня. Ведь церкви в те времена строили на совесть, так, что даже динамит не брал. Очевидцы событий рассказывали, что ощущения от взрывных работ были просто ужасными. Но вот, расправа с беззащитным храмом закончилась.
На фундаменте бывшей церкви много позже были возведены три школы – им.Бюль Бюля, №189 и №190.
По обычаю, всегда рядом с церковью располагался погост – кладбище. К территории храма Александра Невского прилегало обширное кладбище. Оно тоже было снесено. И на месте того самого кладбища сегодня стоят дома, радующие наш взор стройностью архитектурного ансамбля – Монолит, Урологическая больница и т. д.
Позволим себе еще один экскурс в историю, уже за тем, чтобы отобразить нравы времен дореволюционного Баку: «Простота нравов бакинцев удивительна. В летнее время все они безбоязненно спали с открытыми окнами, и на весь город был один духан (кабак). Однако войти в него каждый боялся и стыдился. Содержателем духана был армянин. В 1840 году в Баку была одна гостиница. Ее содержал русский». Это выдержки из книги «Истории православных церквей и приходов Бакинской губернии». Книга особенно ценна для нас описанием быта и досуга бакинцев. О простоте нравов рассказывает нам и почти анекдотичный рассказ о священнике, любившем разводить свиней, которые совершенно вольготно гуляли по всему городу. Как-то раз, ночью свиньи подкопали подъезд здания полицейского управления, вследствие чего подъезд рухнул. По этому поводу полиция написала хозяину письмо, с угрозой привлечь его к ответственности по статье. При этом церковному служителю деликатно напомнили, что «свиньи и разного рода птицы постоянно производят нечистоту перед зданием полиции». Оскорбленный подобным посланием священник отвечал, что у подъезда полицейского управления образовалось целое озеро из вылитых на улицу помоев и нечистот, в котором плавают не только его свиньи – но и свиньи другого рода. Так возникло целое судебное дело «о свиньях и их невежестве».
Весною бакинцы любили ходить на маевки. Излюбленным местом для них были «Волчьи ворота». Ранней весной склоны близ “Волчьих ворот” покрывались свежей зеленью и цветами.
Сегодняшние “Волчьи ворота” мало изменились. Но нам все не досуг любоваться весной, как когда-то делали это наши деды. Ощущение от жизни с каждым годом становится все сумбурнее, не до природы, нам стало, тем более что не до себя.
Время меняет улицы, людей. Другие здания, другие условности и обычаи. Многого из того, чем восхищались наши прадеды, уже просто не существует – как, например, некогда приковывавшего к себе взоры православного собора именуемого в простонародье – Гызыллы Килисе (храм Александра Невского), мечети Биби-Эйбат и многого другого.
Но мы с вами - потомки тех самых людей, поражавших, когда -то иноземцев своей простотой и честностью, мы - хранители генной памяти, истории, самобытной культуры Азербайджана. И для того, чтобы вернуться к истокам, нужно просто захотеть вспомнить, и память откликнется…
Материал представлен Б.Багирзаде