Сахиль Искандеров. Долгое эхо Бостонского теракта | 1news.az | Новости
Точка зрения

Сахиль Искандеров. Долгое эхо Бостонского теракта

18:12 - 14 / 06 / 2013
Сахиль Искандеров. Долгое эхо Бостонского теракта

Как правило, по истечении времени проясняются истинные причины и мотивы произошедших тех или иных событий, вызвавших широкий резонанс.

Но история изобилует также фактами, свидетельствующими, что все может произойти и  с точностью наоборот. В особенности, когда дело касается деятельности спецслужб по расследованию и раскрытию громких преступлений.

В таких случаях, чем дальше мы отдаляемся от произошедших событий, тем больше они обволакиваются густым туманом, вместо того, чтобы  прояснялась  суть прожитого. Расследование Бостонского теракта, произошедшего в середине апреля, содрогнувшего не только Америку, но и весь мир, совершенного, по официальной версии, братьями Царнаевыми, можно соотнести именно в ряд таких случаев.  Уже через три дня  ФБР опубликовало изображения подозреваемых в теракте и сообщило, что преступники убили одного полицейского в городе Уотертаун, штат Массачусетс, угнали внедорожник и вступили в перестрелку с полицией во время преследования. В итоге Т.Царнаев был убит, а его брат, Дж.Царнаев, был ранен, но ему удалось скрыться. Но после полицейской облавы он  был арестован и доставлен в госпиталь. В ходе первого же письменного допроса Дж.Царнаев признался, что  вдохновителем содеянного был его брат. А их действия были мотивированы исламским экстремизмом и войнами США в Ираке и Афганистане. Кроме того, он признался, что если бы им удалось уйти не пойманными, то они решили бы ехать в Нью-Йорк, чтобы взорвать Таймс-сквер. В дальнейшем, события вокруг расследования этого теракта стали раскручиваться в духе классического детективного жанра. Впрочем, это закономерно. Так как сотрудники ФБР, которые дорожат честью мундира, и есть самые настоящие детективы.  

Первого мая стало известно также о задержании двух студентов из Казахстана - Д.Кадырбаева и А.Тажаякова, знакомых Дж.Царнаева по колледжу. Им инкриминируется обвинение в сговоре с целью препятствия правосудию. По официальной версии, они  выбросили рюкзак и электронные устройства из комнаты Дж.Царнаева после того, как узнали, что его подозревают в осуществлении теракта. Но интриги в процессе расследования получили свое продолжение 22 мая, когда был убит знакомый Т.Царнаева, иммигрант из Чечни И.Тодашев. Первоначально было сообщено, что И.Тодашев устроил перестрелку с агентами ФБР, в ходе которой  был убит. Позднее в СМИ появились сообщения о том, что при допросе И.Тодашев пытался завладеть оружием одного из сотрудников ФБР и   при нападении использовал нож. Интересно, каким образом у обвиняемого, приведенного на допрос, оказался нож?

Вряд ли высококлассные агенты ФБР способны на такие промахи. Позже сразу два участника допроса заявили о том, что у И.Тодашева не было оружия, и что при нападении он перевернул стол и стул. По утверждению же отца И.Тодашева,  в его сына было выпущено семь выстрелов, один из которых был пущен в затылок. По заявлению полиции, перед смертью И.Тодашев признался на допросе, что в сентябре 2011 года он участвовал в убийстве трёх человек в городе Уолтэме (штат Массачусетс) вместе с Т.Царнаевым. Отец И.Тодашева заявил, что  ФБР не хотело возвращения его сына в Россию, так как его сын, может быть,  знал какую-то информацию, распространения которой не хотела полиция. Поэтому, они и заткнули ему рот. Р.Манукян, вдова И.Тодашева, заявила, что Ибрагим ни в чем не виноват и сотрудничал со следствием. Хотя по официальной версии И.Тодашев признался в причастности к тройному убийству в 2011 году, друзья и родственники И.Тодашева также не верят в это. Все этим моменты, вкупе с остальными подробностями, озвученными в самом начале расследования обстоятельств бостонского теракта, вносят сумятицу и способствуют появлению конспирологических и заговорщических теорий.

Спустя несколько дней после теракта газета «Известия» распространила информацию о том, что в ее распоряжении имеются документы департамента контрразведки МВД Грузии, подтверждающие, что грузинская организация «Кавказский фонд», сотрудничающая с американской НКО «Джеймстаун», занималась вербовкой жителей Северного Кавказа. Сообщалось, что «Кавказский фонд» совместно с фондом «Джеймстаун» летом 2012 года проводил мероприятия и семинары для молодых жителей Кавказа, в том числе и его российской части. На некоторых из них присутствовал и Т.Царнаев. Но американское общественное мнение, главным образом,  взбудоражили действия спецслужб страны, не должным образом реагировавшим на  запросы российских властей в 2011 году, проверить информацию о Т.Царнаеве,  за последний год кардинально поменявшего свои взгляды и собирающегося выехать в один из регионов России для того, чтобы примкнуть к неизвестной подпольной организации. После четырехмесячного расследования ФБР, США сообщили Москве, что поведение подозреваемого не вызывает вопросов. Но не  удовлетворенная ответом российская сторона через месяц отправила повторный запрос в ЦРУ, сотрудники которого также не обнаружили в действиях Т.Царнаева ничего подозрительного, хотя в октябре 2011 года включили его имя в черный список, ежегодно составляемый Национальным контртеррористическим центром, о чем были предупреждены Госдеп, Министерство внутренней безопасности и ФБР. 

Превалирование  косвенных доказательств и непонятного над явными фактами,  в конечном итоге, приводит к скептическому отношению к официальной версии. В этом плане самую интригующую версию выдвинуло  близкое к израильским спецслужбам издание «Дебка»,  считающее, что Т.Царнаев был двойным, а то и тройным агентом. По данной версии, его привлекли  к сотрудничеству с ФБР еще в 2011 году, после поступившего  из России официального запроса, где было указано, что он является радикальным исламистом и готовит теракты. «Дебка» предположило, что он проникся на Кавказе идеями глобального джихада и стал служить новым хозяевам-вдохновителям. Не исключено, что тогда же он был завербован там же. Откровенно говоря, версия, выдвинутая изданием «Дебка», имеет полное право  на существование, хотя бы, по одной простой причине. Так как история изобилует фактами многократных  заигрываний спецслужб ведущих мировых держав с террористическими  организациями в рамках геополитической борьбы и интересов. Отсюда и берет свое начало порочная практика разделения террористов и террористических организаций на «своих» и «чужих» со стороны мировых центров силы. Все действия  «своих» преподносится как «народно-освободительная  борьба» угнетенных наций и народностей,  а «чужих» - подпадает под категорию террористической угрозы в глобальном масштабе. Именно такой дифференцированный подход наносит серьезный удар по эффективности всеобщей борьбы с международным терроризмом.

В этом контексте, тревожным моментом является недооценка угрозы, исходящей от международных армянских террористических организаций. Тогда как существуют многочисленные неопровержимые доказательства о совершенных зверствах и бесчинствах армянскими террористами против мирных граждан на оккупированных азербайджанских территориях и турок в течение более чем ста последних лет.  Отсутствие должной реакции на эти факты со стороны ведущих мировых держав и международной общественности вряд ли способствует консолидированной борьбе против международного терроризма.

Более того, в разгар Карабахской войны по непонятным причинам из тюрем отдельных стран досрочно были выпущены на свободу известные армянские террористы, приговоренные к пожизненным или длительным срокам  заключения, которые тут же появились в зоне боевых действий в Нагорном Карабахе. Настораживающим моментом является также предположение об армянском следе в Бостонской трагедии. Версию о связях братьев Царнаевых, обвиняемых в совершении Бостонской трагедии, с неким лицом армянского происхождения, замешанным в подготовке теракта, высказал их дядя Р.Царни. Чуть позже на пресс-конференции отец братьев А.Царнаев отметил, что некий Миша, сменивший свою веру, семья которого переехала из Баку на жительство в США, после начавшейся там войны, способствовал становлению его сыновей на путь радикального ислама. К сожалению, эти утверждения не стали предметом детального изучения со стороны спецслужб США. Тем более, что  терроризм уже давно возведен в ранг  государственной идеологии Армении.  Об этом свидетельствует книга юриста из Арканзаса, бывшего судьи,  С.Виимса под названием «Армения: Тайны «христианского» террористического государства».  

Игнорирование таких реалий приводит к нарушению принципа детерминизма в борьбе против международного терроризма. Деление террористов на «своих» и «чужих» прослеживается также при расследовании многочисленных терактов, совершенных представителями разных конфессий. Если обвиняемыми оказываются мусульмане, то это сразу интерпретируется как война «джихадистов» против «иноверцев» под эгидой «исламского терроризма», «исламского этнофундаментализма» и «исламского экстремизма». Деяния же «своих», как правило, объясняются социально-психологическими мотивами и актом борьбы «несчастного одиночки» против засилья «чужих». Хотя, следуя  логике, уместно было бы признать также существование таких понятий как «христианский» терроризм, экстремизм и этнофундаментализм».  Ведь, какова бы не была мотивация у террориста, факт остается фактом. Причем, по утверждению маститых экспертов, последнее время теракты, совершенные террористами-одиночками, становятся более кровопролитными, чем организованные террористическими группировками.

Здесь главную отрицательную роль играет фактор внезапности и неожиданности. Так как абсолютное большинство террористов-одиночек до преступного поступка не вызывают своим поведением никакого подозрения ни у окружающих, ни у спецслужб, главным образом специализирующихся  на борьбе против «исламского терроризма». При этом,  не задумываясь о том, что  нет принципиальной разницы  между террористом-одиночкой и террористическими организациями, представляющими ту или иную нацию и конфессию и совершающими теракты по той или иной причине.

Именно на это обратил внимание Президент Азербайджана во время встречи с участниками конференции «Мусульмане СНГ за мир и стабильное развитие», прошедшей в Баку в мае текущего года: «К сожалению, несмотря на все наши усилия, в мире идут тревожные процессы. Идет антиисламская пропаганда, исламофобия. Сколько бы мы ни старались, все равно и в средствах массовой информации эти термины используются. Террористов называют исламистами. Террорист не имеет ни национальности, ни религии». 

К сожалению, западные общества и спецслужбы так увлеклись  своим занятием по выявлению «исламских экстремистов», что не приняли во внимание простую статистику, более чем красноречиво подтверждающую слова Президента Азербайджана. Примерно месяц назад Фонд «Новая Америка» опубликовал любопытную статистику по террору в США. Оказалось, что из 380 человек, обвиненных  в терроризме после сентябрьской трагедии  2001 года, 77 преступникам удалось непосредственно приобрести или сделать взрывное устройство или его компоненты. Из этих 77 человек - 48 были ультраправыми, и только 23 являются «джихадистами». И если всего из 380 обвиненных в терроризме за 12 лет 207  «джихадистов», которые смогли убить 17 человек, то  остальные «не-джихадисты» убили 29 человек. Насколько на фоне этих цифр выглядят непредвзятыми множество статей, появляющиеся на страницах западных СМИ, утверждающих, о расползании исламского терроризма по всему миру? Тем самым, пользуясь моментом, способствующим  разжиганию этноконфессиональной розни в международном масштабе.

Не помешало бы обратить внимание на еще один весьма серьезный аспект. По сообщению газеты «The Washington Post», обвиняемый в совершении теракта в Бостоне Дж.Царнаев, который по официальной версии связан радикальными исламистами,  в своих показаниях следователям признался, что согласился совершить это нападение, чтобы отомстить США за войны в Ираке и Афганистане.

Вполне допустимая и логическая версия, которая достойна особого внимания. Так как неоправданно чрезмерно высокие показатели жертв среди мирного населения в этих странах, практическая безнаказанность американских военных, совершивших тяжкие преступления в этих войнах, факты издевательства над узниками тюрьмы Гуантанамо, дают прекрасный шанс исламским ортодоксам для завлечения в свои пропагандистские сети молодых людей, не разбирающихся в тонкостях большой политики. Свою деструктивную роль в этой плоскости, играют и периодические оскорбительные высказывания в адрес Пророка Мухаммеда и карикатуры на его образ, сожжение Корана, вызывающее возмущение в исламском мире.

Отсутствие достойного осуждения и отпора на эти вопиющие факты со стороны официальных властей западных стран, объясняющих свое индифферентное отношение уважением к свободе слова и совести, является другой стороной этой медали.   Так как эти принципы вовсе не означают вседозволенность и оскорбление других ценностей, чем непременно в своих пропагандистских интересах пользуются исламские радикалы. Странно, что при расследовании причин, побудивших того или иного индивида совершить теракт, игнорируются социальные аспекты данного явления. В частности, было озвучено, что Т.Царнаев был неплохим спортсменом и мечтал попасть в состав сборной команды США по боксу. Но после провала стал очень замкнутым и злым. Скорее всего, здесь сыграл свою отрицательную роль следующий момент. У большинства людей на планете образ США ассоциируется с неким государством-раем, где все сказочно богаты, везучие. Стоит только ступить  в эту страну, как тут же перед тобой открываются сказочные возможности для самореализации, независимо от твоих способностей и трудолюбия.

При первых же трудностях происходит  переоценка представлений, и некогда полных радужных надежд человек превращается в озлобленного и мстительного индивида, начинающего винить общество, в которое  он так вожделел интегрироваться. Теперь же он старается, во что бы ни стало,  отомстить этому обществу, не сумевшему оценить его способности и достоинства. К тому же последнее время США с трудом справляются с ролью плавильного котла. Еще одной серьезной головной болью стала проблема всемирной паутины—Интернета и социальных сетей, где навыки по терроризму, организации массовых беспорядков и изготовлению взрывчатых вещей являются чрезмерно легкодоступной продукцией.

Все изложенные факты доказывают, что Бостонская трагедия не должна рассматриваться как частный случай, или же  исключительно проявлением «исламского радикализма». На самом же деле, она свидетельствует об отличающихся  подходах мировых держав в вопросе интерпретации понятия «терроризм» и к цивилизационным ценностям. И чем скорее они откажутся от такого принципа, тем эффективнее будут результаты борьбы с международным терроризмом, и долгое эхо Бостонского теракта наконец-то прекратится.

Сахиль Искандеров, политолог

Поделиться:
5485

Последние новости

Халг Банк - 20 лет

Сегодня, 16:44
Все новости

1news TV