Южный газовый коридор: Кто где стоит? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Южный газовый коридор: Кто где стоит?

20:40 - 27 / 06 / 2013
Южный газовый коридор: Кто где стоит?

Почти после десяти лет интенсивных обсуждений и переговоров относительно рынка и европейского маршрута транспортировки газа, добываемого со второй фазы разработки месторождения «Шах-Дениз», ожидается, что в течение недели консорциум «Шах-Дениз» предоставит список тех стран, в которые будет поставляться азербайджанский газ.

Стоит отметить, что в течение последних нескольких лет мы были свидетелями не только очень существенного сдвига на европейском рынке в целом, а также на рынке стран назначения, в частности – куда будет поставляться газ со второй фазы месторождения «Шах-Дениз».

Есть целый ряд вопросов, которые предстоит рассмотреть. Цель данной статьи – рассмотреть три из них: изменение условий на мировом газовом рынке в связи с ростом добычи сланцевого газа в США, положение, в котором «Газпром» устанавливает цены в Европе, а также вопрос транзита через территорию России энергоресурсов, добываемых другими партнерами по СНГ, особенно газа из Туркменистана.

Мировой газовый рынок

Относительно аспекта предложения, поставка СПГ из Северной Америки (существует также возможность вклада Канады) в 2015-16 гг. приведет в действие «прибрежных потребителей», например, Испанию (главным образом Fenosa), Великобританию (BG Group и другие), Францию (главным образом Total) для дальнейшей либерализации рынка и будет управлять ценообразованием по отношению к полной газовой индексации. Однако это не очень сильно повлияет на уровень абсолютной цены, как и в контексте общего европейского рынка ожидаемые объемы не должны быть огромными. По данным некоторых исследований, большая часть СПГ из Северной Америки будет поставляться на рынки Азии, где цена, как ожидается, будет $500/1000m3, в то время как в Европе по расчетам составит около $300/1000м3.

Стремительно развивающаяся экономика стран Южной Азии и ядерная катастрофа в Японии, за последние 10 лет, создали новый динамичный рынок для СПГ. Маржа компаний США значительно выше в восточном направлении, однако такие высокие цены могут оказаться недолговечными, учитывая политику диверсификации, которую сейчас проводят Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея.

Чем больше спрос на энергию в Европе и падение цен на внутреннем рынке, тем менее привлекателен рынок для поставщиков СПГ. Например, в 2012 году поставки СПГ на гибкий рынок Северо-Западной Европы сократились на 40%.

Вопросы ценообразования

Несомненно, все эти изменения повлияли на переговоры с европейскими потенциальными покупателями как по линии TAP, так и по линии Nabucco West, относительно цены на газ с месторождения «Шах-Дениз-2» (ШД-2). К тому времени, когда газ ШД-2 поступит на рынок, безусловно, индексация хаба будет преобладать в долгосрочных контрактах (ДК), и, по словам вице-президента по инвестициям и маркетингу ГНКАР господина Эльшада Насирова, консорциум ШД намерен быть гибким в  ценообразовании. По некоторым данным, несколько потенциальных покупателей газа ШД-2 представили предложения консорциуму на основе 100%-й индексации газа, а некоторые даже представили предложения с дисконтом к цене хаба. Независимо от выбранной консорциумом ШД рыночной ориентации – рынок Центральной и Юго-Восточной Европы или Южной Европы, такие изменения в ценообразовании не улучшат экономику проекта ШД-2.

Если бы Азербайджан за экспорт 1000 тонн нефти получал бы $800., с газом это составило бы лишь $50/1000m3. Но и это будет достигнуто, только если средняя цена на газ на рынке будет находиться в диапазоне от $350-400/1000m3. При таком развитии рынка не удивительно, что некоторые потенциальные покупатели предложили консорциуму ШД цену за $300/1000m3, которая может сделать весь мега-проект коммерчески нежизнеспособным.

Причина, по которой европейские потенциальные покупатели теперь могут вести переговоры по такой низкой цене с консорциумом, в том, что они благодаря «Газпрому» имеют сильный козырь. В течение последних шести месяцев «Газпром» сделал два раунда впечатляющих скидок для своих европейских клиентов, а также был пересмотрен механизм ценообразования – например, согласие увеличить процент индексации цен на хаб в долгосрочном контракте. Кроме того, для стран, расположенных вдоль маршрута трубопровода Nabucco West,  были сделаны скидки: Болгарии – 22%, Румынии – 5%, Венгрии – 2% и Австрии – 11%. Для стран трубопровода TAP – Греция получила 12% скидку (текущий ДК истекает уже в 2016 году; переговоры о продлении контракта продолжаются), Италия – 11%. Все балканские страны получили скидки на российский газ от 12 до 24%. Интересно, что «Газпром» обнародовал все цифры на скидки и цены на газ для своих клиентов в Европе в январе 2013 года.

Может возникнуть вопрос: почему «Газпром» предлагает такие большие скидки только сейчас, когда консорциум ШД ведет переговоры по заключению соглашения о поставках и купле газа (СПКГ) с потенциальными покупателями? Является ли изменение рынка в Европе единственной причиной, или он делает такие необычные искажения, чтобы поставить под сомнение Южный газовый коридор, особенно трубопровод Nabucco West.

В случае с Nabucco West – некоторые рынки этих стран полностью зависят от российских поставок. Будут ли скидки «Газпрома» закреплены в долгосрочной перспективе в долгосрочных контрактах, или российский монополист по экспорту газа пересмотрит их, как только конкурентное давление со стороны ШД-2 прекратятся? Мы лишь можем строить догадки. Однако, с точки зрения стран-потребителей, должно быть ясно, лучше иметь двух поставщиков, чем одного. И вообще, экономически, и в отношении  ЕС, конкуренция лучше, чем монополия.

Транзит энергоресурсов

В конечном счете, независимость народов, даже бывших государств СЭВ на Балканах, заявит о себе на протяжении всего Южного газового коридора.

Таким образом, газ будет поступать не только из Азербайджана, но и, возможно, из Центральной Азии, Северного Ирака и региона Восточного Средиземноморья (Кипр и Израиль). Россия в настоящее время обеспокоена возможными потоками из Каспийского региона на юго-восточные европейские рынки – традиционная сфера влияния России – а следовательно, и из новых источников (Северный Ирак, Израиль и Кипр) на европейские рынки через новый пункт пересечения границы – Грецию.

Таким образом, предположим интерес «Газпрома» в приватизации DEPA и DESFA, который, если бы он был в состоянии преследовать свой ​​интерес, дал бы ему возможность контролировать или ставить под сомнение не только потоки по всей Греции, но и по стратегическим проектам, в которых DEPA имеет долю, например, Соединительный трубопровод Греция-Турция (ITG) и Греция-Болгария (IGB).

Последний трубопровод, в случае выбора TAP, будет представлять собой ключевой элемент в перспективной поставке азербайджанского газа в Болгарию и Центральную Европу.

Так же, как у Азербайджана сложности в вопросе цены, у России сложности с энергодобывающими странами СНГ, в частности Туркменистаном, в вопросе транзита. Между Россией и ее партнерами по СНГ существует соглашение от октября 2010 г., которое обеспечивает свободный транзит через Россию, но Россия утверждает, что это не распространяется на транзит энергоносителей по трубопроводам. Между Россией и его партнерами по СНГ состоялись обстоятельные переговоры по обеспечению транзита энергоносителей, являющегося составной частью протокола. В настоящее время продолжающиеся переговоры об условиях транзита предоставят странам СНГ право на доступ к транспортной системе «Газпрома» и «Транснефти». Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Молдова и Армения являются сторонами, подписавшими первоначальное соглашение от 2010 г. Три страны – Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан – не подписали соглашения от 2010 г.

Но, кажется, это не может обеспечить эффективный, быстрый результат, так как некоторые государства СНГ настаивают, на том, что условия такого транзита должны осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в «Договоре Энергетической хартии» (ДЭХ).

Позиция России относительно транспортировки газа из Центральной Азии в Европу и судьба Транскаспийского газопровода (ТКГ) подчеркивают этот вопрос.

Когда в мае Турция продемонстрировала свою особую заинтересованность в получении туркменского газа, как для собственных нужд, так и для дальнейшей доставки в Европу, реакция России последовала незамедлительно.

Государственная компания «Транснефть», отстаивая точку зрения, которая основывается на мнении Министерства энергетики РФ, в июне предложила, чтобы правительство России отказалось от переговоров со странами СНГ по транзиту энэргоресурсов.

Намерения Турции относительно перспективных поставок туркменского газа были продемонстрированы во время официального визита президента Турецкой Республики Абдуллы Гюля в Ашхабад в конце мая 2013 года, когда был подписан протокол о поставках газа из Туркменистана в Турцию.

Если бы между Россией и странами СНГ существовало соглашение о транзите энергии и если бы Туркменистан подписал это соглашение, туркменский газ можно было бы транспортировать в западном направлении, используя российский газопровод Голубой Поток в Турцию. В настоящее время единственная теоретическая возможность для передачи туркменского газа в Турцию – через Иран, который является объектом международных санкций.

Заключительное слово

Существует, пожалуй, еще один элемент, который стоит иметь в виду: нынешние волнения в Турции и, в частности, ссылки на премьер-министра Эрдогана относительно давления со стороны «внешних сил».

Интересно, кого он имеет в виду, может быть, у него  много больше размышлений, чем просто пишется в Твиттере, и заявлениях, исполненных благими намерениями, от обычных западных источников о правах человека и демократии? Возможно, мы далеко отходим от темы трубопроводов, но мы должны также помнить, что в Евразийском регионе по-прежнему имеются некоторые мощные акторы, которые для достижения своих целей используют очень старомодные способы. Так же, как Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) стал причиной изменений в региональной динамике в 1990-х годах, сейчас самое время, чтобы маршрут газопровода в Европу стал действовать.

Любая дальнейшая нерешительность в отношении экспорта азербайджанского газа будет играть на руку тем, кто, естественно, предпочитает держать в настоящее время рынки открытыми только для себя. Так, определение окончательного маршрута в Европу газа ШД-2 не только освободит некоторые страны-получатели от полной зависимости от единственного внешнего поставщика, но и обеспечит диверсификацию как Азербайджану, в качестве производителя, так и Европейскому Союзу в качестве потребителя.

Рекомендация типа «просто покончим с этим» может показаться наивной или бесполезной, но последствия от непринятия четкого решения относительно рынков газа ШД-2 и строительства газопровода в самом ближайшем будущем я считаю неприемлемыми. Мы говорили о TAP, Набукко и т.д. в течение почти 10 лет – наступило время, чтобы сделать выбор и санкционировать в октябре ШД-2, как и планировалось, и перейти к фактической реализации.

Гюльмира Рзаева,

ведущий научный сотрудник

Центра стратегических исследований Азербайджана

Поделиться:
10591

Последние новости

Халг Банк - 20 лет

Сегодня, 16:44
Все новости

1news TV