Александр Караваев: «Аурелия Григориу достаточно смело, прямо в лицо армянам сказала правду о конфликте»
Интервью 1news.az с заместителем гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства (ИАЦ МГУ), российским политологом Александром Караваевым.
- 4 июля омбудсмен Молдовы Аурелия Григориу выступила на международной конференции в Ереване и обвинила Армению в оккупации территорий Азербайджана и геноциде азербайджанского народа, после чего в ее адрес посыпались угрозы. Как бы вы прокомментировали этот случай?
- Дело в том, что такие яркие выступления, сделанные в Армении, или скажем так, непосредственно сказанные в лицо армянским делегатам - редкий случай.
Обычно если визитеры или гости из третьих стран приглашены в Армению или в Азербайджан, то они стараются не отходить от принятой линии описания конфликта, которая имеется в той стране, которая пригласила.
Поэтому мы часто можем услышать, что приезжая в Баку, официальные лица и даже эксперты говорят с одних позиций, описывая результаты конфликта или свое отношение к перспективам урегулирования, а в Ереване говорят уже несколько другие вещи, с другим акцентом.
Это такая человеческая слабость и некие опасения за то, как сложатся отношения с принимающей стороной в будущем.
- Можно ли сказать, что это первое подобное выступление в Армении?
- Случай с Аурелией Григориу выходит из общепринятой практики и сложившейся негласной традиции.
Она достаточно смело, прямо в лицо, с достаточно высокой трибуны на конференции, организованной Конституционным судом Армении, сказала правду о конфликте.
Она сказала о проблемах, с которыми столкнулись азербайджанские беженцы, упомянула военные преступления в Ходжалы.
Несмотря на то, что в ходе своего доклада Аурелия упоминала проблемы, связанные и с другими конфликтами, ее выступление вывело из равновесия армянскую сторону. Поэтому я считаю, что она даже легко отделалась.
- После выступления омбудсмена армянская сторона не захотела обеспечить ее безопасность. Насколько уместным был этот подход?
- Принимающая сторона не захотела в должной мере обеспечить ей если не реальную безопасность, то ощущение безопасности.
В этой истории удивляет даже не реакция армянской общественности, здесь все понятно, потому что прямые слова омбудсмена Молдовы очень сильно задевают националистическую часть общества.
Удивляет, что не были приняты, в достаточной мере, организационные нормы для того, чтобы, несмотря на это выступление, дальнейшее ее пребывание в Армении прошло бы без эксцессов. Это тактическая ошибка армянской стороны.
- Ожидала ли армянская сторона подобного выступления молдавского омбудсмена?
- В Ереване никто не ожидал, что она сделает такие заявления, она же не азербайджанка, а официальный представитель третьей, незаинтересованной стороны.
Теперь им придется более внимательно относиться к тем, кого они приглашают, и они будут стараться согласовывать текст выступления.
И при этом надо сказать, что такие эпизоды могут происходить и в будущем, потому что приезжают люди, не обремененные никакими обязательствами, которые могут сказать все что угодно, что не укладывается в общепринятую трактовку конфликта в Армении.
Весь вопрос в том, смогут ли армяне продемонстрировать толерантную реакцию и обеспечить нормальное и безопасное нахождение на своей территории эксперта или политика, заявление которого не укладывается в общепринятый стереотип толкования конфликта.
- Сейчас армянами фактически проводится кампания против Аурелии Григориу в СМИ, они даже подключили и армянскую диаспору в Молдове…
- Я не думаю, что это будет продолжаться долго. Этот скандал ограничен во времени, потому что эпизод уже закончился, и она уехала из Еревана в Молдову.
В Молдове у нее могут возникнуть проблемы, потому что не все в этой стране знают особенности армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, и я думаю, что у нее могут возникнуть сложности по линии парламента и ей придется делать объясняющее заявление.
Как мне кажется, этот случай не приведет к каким-то осложнениям для ее политической карьеры, другое дело в том, что, насколько я знаю, ее полномочия заканчиваются осенью, и здесь будут возникать какие-то внутриполитические молдавские моменты, которые, в общем, к этой истории уже не имеют никакого отношения.
- Говорит ли данный инцидент об отдаленности сторон конфликта, когда одна сторона не хочет слышать противоположную позицию даже из третьих уст?
- Да, к сожалению, прошло более 20 лет с начала конфликта. В атмосфере вражды выросло новое поколение. Они не помнят и не понимают советского времени, когда демонстрировалась возможность нахождения вместе, совместного сосуществования армян и азербайджанцев на одной территории, в одних селах.
Мне кажется, что этот опыт уже утерян навсегда. К сожалению, диаметральность с каждым годом набирает обороты.
Редких попыток и усилий правозащитников, людей с активной гражданской позицией недостаточно. Это, к сожалению, факт…
Эльшан Рустамов, Ф.Б.