Взаимные обвинения как признак раскола в рядах оппозиционного Нацсовета
В последние несколько дней в оппозиционной прессе активно муссируется вопрос о шансах Рустама Ибрагимбекова, казалось бы, уже выдвинутого в качестве единого кандидата от оппозиционного Нацсовета.
Вроде бы Ибрагимбекова приняли без оговорок все члены объединения, включая даже самого амбициозного - башгана партии"Мусават" Ису Гамбара, - однако это не мешает некоторым оппозиционным политикам смаковать тему возможной замены Ибрагимбекова на полпути.
Так, в интервью газете "Ени Мусават" опытный оппозиционер Панах Гусейн не исключил варианта, при котором Ибрагимбеков может остаться за бортом выборного процесса.
П.Гусейн, которого ряд СМИ окрестил «устами» лидера партии «Мусават» Исы Гамбара, в своем интервью отметил, что вопрос участия Р.Ибрагимбекова в выборах технически связан непосредственно с позицией российского руководства.
«По российским законам, рассмотрение прошения об отказе от гражданства РФ находится в юрисдикции главы государства. Он может одобрить прошение в течение нескольких дней или продлить рассмотрение вопроса на срок до 6 месяцев», - отметил П.Гусейн, не исключив второй вариант, который, по его мнению, лишает Ибрагимбекова шансов принять участие в президентской гонке.
Подобное недвусмысленное заявление сразу же было оценено рядом экспертов как очередной месседж с напоминанием "кто в оппозиционном доме хозяин".
Впрочем, на аналогичные соображения наталкивает и последнее интервью члена руководства партии "Мусават" Арифа Гаджилы, растиражированное газетой "Ени Мусават". В нем Гаджилы фактически повторил каждый свой тезис, озвученный ранее в ходе выступления на собрании партии. Он еще раз отметил, что именно "Мусават" является локомотивом Нацсовета, а кандидатуры Ибрагимбекова как таковой без поддержки этой партии не было бы в природе.
Но на сей раз он пошел еще дальше, назвав имена тех, кого бы хотел видеть альтернативой Ибрагимбекову в случае неудачи его регистрации в качестве единого кандидата от оппозиции. Гаджилы видит альтернативу Ибрагимбекову в людях, которые доселе в четкой публичной политике замечены не были. Мехман Алиев, чье имя назвал Гаджилы, все же является больше теневым игроком, а Рафик Алиев в политике еще больший новичок, чем регулярно выдающий "косяки" Ибрагимбеков. Уместно будет напомнить, что представитель "Мусавата" не забыл напомнить об еще одной альтернативе, а именно - об оставленной в силе кандидатуре Исы Гамбара.
С чем связана подобная словоохотливость Гаджилы? Несомненно, он прекрасно осознает, что вопрос согласования компромиссной альтернативы Ибрагимбекову, даже чисто технически, - процесс очень сложный, и вряд ли оппозиции удастся решить его в разумные сроки. Таким образом, озвучивание "альтернатив" - это в первую очередь напоминание Ибрагимбекову, утверждающему о своей незаменимости, о том, что при желании альтернативу найти все-таки можно, пусть это дело и непростое. Ну, а если уж не выгорит - всегда есть кандидатура башгана партии, по словам которого, кстати, уже создан предвыборный штаб, который активно готовится к выборам.
Одним словом, разлом между Ибрагимбековым и Гамбаром продолжает увеличиваться и не сулит ничего хорошего Нацсовету.
Упаднические настроения усугубились еще и сообщением о том, что ряд оппозиционных партий (в числе которых 4 - из Нацсовета) задумал учредить альтернативное объединение оппозиции.
Комментируя инициативу партий "Классический Народный фронт", "Великий Азербайджан", "Открытое общество" и "Либеральная партия" (все входят в Нацсовет), а также еще трех оппозиционных партий, депутат Милли Меджлиса (партия "Ана Вэтэн") Захид Орудж назвал эту затею "поиском запасного аэропорта".
По его мнению, это свидетельствует о неуверенности этих партий в перспективах Нацсовета, однако вряд ли они приведут к каким-то серьезным результатам. Перспективы оппозиции он оценивает как нулевые, а в саму идею реального объединения не верит.
Впрочем, на то есть причины. Буквально на днях представитель партии «Народный фронт» Халыг Бахадыр заявил в интервью газете "Гюнделик телеграф", что будь в работе Нацсовета немного принципиальности, "Мусават" была бы исключена из его рядов. Заявление грянуло как гром среди ясного неба, окончательно поставив крест на разговорах о возможности реального объединения оппозиции. В ответ со стороны представителей "Мусавата" посыпались ответы, однако приводить их цитаты в данном случае не имеет смысла, так как вывод понятен и без этого - даже если бы Нацсовет теоретически был бы способен прийти к власти, первые же два года, названные Ибрагимбековым "переходными", завершились бы мощным катаклизмом. Ни "Мусават", ни ПНФА, ни прочие партии попросту неспособны не только сформировать правительство, а даже просто научиться доверять друг другу. К чему приводят подобные эксперименты с властью, наша страна повидала в начале 90-х годов, когда парламент и правительство фактически представляли собой "шарашкину контору", где занимались чем угодно, но только не работой. Аналогичные перспективы все отчетливее проглядываются в контурах сегодняшнего Нацсовета.
А если добавить сюда еще и активное заигрывание с религиозными политическими объединениями, щедро спонсируемыми из-за рубежа, то получается и вовсе полный балаган, у которого с разговорами о развитии и демократии столько же общего, сколько у Северной Кореи со свободным Интернетом.
Сократ Баба-заде