Надана Фридрихсон: «Участие в Таможенном Союзе не решит проблемы Армении»
Интервью 1news.az c исполнительным директором Института демографии, миграции и регионального развития, экспертом портала «Кавказская политика», политическим аналитиком Института ЕврАзЭС Наданой Фридрихсон
- В связи с озвученным выбором Саргсяна относительно ТС внутри Армении идут споры на уровне политических элит. На что рассчитывает Ереван, подписываясь под евразийской интеграцией?
- На мой взгляд, принимая столь важное решение, Серж Саргсян проводил частые переговоры с Владимиром Путиным, что не освещалось в информационном поле. От России Армения ждет понижения цен на газ, дополнительных инвестиций в экономику и свободного перемещения своих граждан по территории РФ. Думаю, Еревану необходима поддержка Москвы в сфере безопасности, и, что особенно важно, в отношениях с Азербайджаном и Турцией.
И если в отношении Баку Кремль вряд ли давал Армении какие-либо обещания (стороны выстраивают свои отношения, заинтересованность Москвы в которых очевидна), то, что касается остальных позиций, думаю, главы стран пришли к согласию.
- Интересно, какие «блага» получит Армения, вступив в Таможенный Союз?
- Вступив в Таможенный Союз, Армения не получит ничего сверх того, что имеет сейчас. Так что решение интегрироваться было продиктовано желанием сохранить те блага, которые Ереван получает от Москвы сегодня, и это немало.
Кроме того, со вступлением Армении в ТС ориентир останется только на Москву. На Европу оглядываться в Ереване уже не будут.
- То есть участие в ТС не решит все проблемы Армении?
- Участие в Таможенном Союзе не решит все проблемы Армении, но может дать механизмы по урегулированию некоторых из них. Судите сами. Армения имеет сложные отношения с Турцией, которая расширяет свое влияние на Южном Кавказе, остается нерешенным нагорно-карабахский вопрос, где Баку выходит на новый уровень противостояния, используя серьезное экономическое превосходство. При этом экономика Армении без российских инвестиций почти обречена. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается тенденция перехода международной конкуренции в плоскость интеграции, иными словами, страны объединяются в блоки для выдерживания конкуренции в экономической, политической сферах, а также с точки зрения безопасности.
- Если учесть фактор воздействия французской диаспоры армян на политическую жизнь Армении, как много потеряет она, отказавшись от ЕС?
- Я думаю, что Армения мало что потеряет, отказавшись от «европейской семьи», хотя, конечно, французская диаспора армян имеет сильное влияние на политическую жизнь страны, особенно если учесть то, в каких условиях находится нынешняя Армения.
- Есть ли вероятность «сюрпризов» в виде попыток армянской стороны все же «усидеть на двух стульях» на предстоящем Вильнюсском саммите?
- Конечно, Армения может заявить во время саммита, что передумала, только для чего? Выглядеть это будет по меньшей мере странно. Саргсян сделал свой выбор, взвесив все «за» и «против». Выбор этот делался не один день. Я еще зимой 2013 года отмечала, что после президентских выборов в Армении Саргсяну придется решить – либо Россия, либо ЕС, поскольку и Москва, и Запад давали понять главе Армении, что дружить с обеими сторонами не получится.
И хотя ЕС продолжает свою работу по «вразумлению» Еревана, я не вижу «козыря» в рукаве Брюсселя.
- Как будет выстраиваться вектор двустороннего сотрудничества между Баку и Кремлем в перспективе ближайших лет?
- Что касается стратегии сотрудничества России и Азербайджана в перспективе ближайших лет, полагаю, Москва будет лоббировать свои интересы в энергетической политике Баку, что тесно взаимосвязано и с Каспийским вопросом, будет развиваться региональное взаимодействие. На сегодняшний день свыше 70 российских регионов поддерживают отношения с Азербайджаном.
Однако стороны должны будут разработать совместные механизмы по противодействию угрозам, в числе которых проблема Афганистана, а также аспекты безопасности в контексте событий на Большом Ближнем Востоке.
- Как вы оценили итоги президентских выборов в Азербайджане?
-То, что победу одержит Ильхам Алиев, было понятно с самого начала. Во-первых, в политическом поле Азербайджана не сформировано оппозиционное крыло, во-вторых, нет почвы для взращивания авторитетной политической фигуры, способной бросить вызов нынешнему президенту республики.
И как бы ни критиковали «злые языки» переизбрание Ильхама Алиева, надо понимать, что в нынешних реалиях – это необходимая мера. Не думаю, что найдутся те, кто в здравом уме отодвинет в сторону национальные интересы Азербайджана во имя «важности» появления новой политической фигуры.
В ближайшей перспективе Баку предстоит принимать сложные решения. Это будет касаться и отношений с соседями, и с западными странами, и я не думаю, что для решения таких задач найдется лучший кандидат, нежели Алиев.
Надо признать, что на прошедших выборах граждане Азербайджана голосовали не только за имя кандидата, но и за стабильность своей жизни. Если посмотреть на деятельность Алиева за последние пять лет, становится понятно, почему выбор в очередной раз пал на него.
Матанат Насибова