Скользящие в метро: почему станцию «28 Мая» превратили в ледовый каток?
Услышанный мною когда-то в детстве рассказ о похоронах Сталина, где сотни людей были затоптаны огромной движущейся толпой, навсегда запечатлелся в памяти, всплывая время от времени при виде очередной давки.
Об этом я вспомнила и в 2000 году, когда, почувствовав землетрясение, соседи неслись по лестнице сломя голову.
А еще о похоронах Сталина я вспоминаю каждый раз, когда оказываюсь в час пик в вестибюле бакинского метро. Сотни людей устремляются на штурм поездов, пытаясь прорваться сквозь толпу и успеть протиснуться в заветный вагон. Не дай Бог споткнуться, затопчут, как пить дать…
О том, что обновленная станция метро «28 Мая» превратилась в экстремальный аттракцион, мне рассказывали и друзья, и знакомые. Об этом писали и многочисленные информационные сайты.
А несколько дней назад мне «посчастливилось» самой испытать все тяготы передвижения по ней.
Очнулся – гипс!
Всего за несколько недель на красивых, но, как выяснилось, опасных ступеньках, успели навернуться несколько десятков человек. К счастью, большая часть отделалась лишь легким испугом.
Однако были и более печальные инциденты. Так, 20 ноября, спускаясь по злополучной лестнице, поскользнулась пожилая женщина. Пытаясь удержать равновесие, она инстинктивно потащила за собой подругу, в результате упали обе женщина, и одна из них ударилась головой.
По неведомой причине лестницы и пол станции устлали скользкими гранитными плитами, по которым, при желании, можно прокатиться как по льду.
Впрочем, если желания нет, скользить придется все равно. Ибо мелкими шажками (как передвигаются обычно в гололед) в час пик не пройдешь – сметут в миг. И если подобная прогулка превращается в настоящее испытание на ловкость для молодежи, для пожилых людей это - настоящая беда.
Но самое страшное, что в ледовый каток превратилась и платформа станции, что чревато по-настоящему страшными последствиями. Ведь, поскользнувшись, человек может запросто попасть под поезд…
Впрочем, после многочисленных жалоб и публикаций СМИ руководство метрополитена обратило, наконец, внимание на данную проблему.
Недолго думая, на «ледовой» лестнице установили поручень, за который можно ухватиться, почувствовав, как земля уходит из-под ног. Кроме того, на несколько ступенек положили коврики-накладки, призванные защитить людей от скольжения.
А получилось как всегда…
Несмотря на предпринятые меры, пассажиры метрополитена продолжают скользить по ступенькам и платформе, то и дело хватаясь друг за друга, чтобы не упасть.
Будет ли устранена данная проблема? С этим вопросом мы обратились к руководителю пресс-службы Бакметрополитена Назакет Танрывердиевой, по словам которой, руководство метрополитена уже провело переговоры с подрядчиком работ по реконструкции станции метро «28 Мая».
«В ближайшее время проблема напольного покрытия станции будет решена», - заявила она, не объяснив при этом, каким образом планируется ликвидировать «каток».
«О том, какой способ будет применен для ее устранения, мне неизвестно», - призналась Н.Танрывердиева.
Как же так получилось, что для покрытия напольного покрытия ступенек и платформы была выбрана абсолютно неподходящая для этого плитка?
Ведь, насколько нам известно, каждый производитель информирует закупщика о технических характеристиках материала. Одним из главных показателей в плитах, закупаемых для напольного покрытия, является сопротивление скольжению или коэффициент трения, указывающий на способность покрытия
препятствовать скольжению предмета, находящегося на его поверхности. Каким образом подрядчики «упустили» этот важный момент?
Халатность или преднамеренное упущение?
Но с самими подрядчиками нам, увы, связаться не удалось.
По словам заслуженного строителя Азербайджана Эмиля Ахундова, метрополитен является объектом, к которому предъявляются повышенные требования безопасности и любое строительство либо реконструкция станций должны соответствовать принятым нормам и стандартам.
«Все технические требования и характеристики напольного покрытия сформулированы в технических условиях (ТУ). В этом документе учтены и температурно-влажностные условия, и интенсивность нагрузки, которой будет подвергаться пол, и, разумеется, сопротивление скольжению. Так что, «упустить» этот момент, как вы понимаете, невозможно. Можно лишь проигнорировать ТУ, по какой-то причине уложив непредусмотренные для подобной эксплуатации плиты», - считает Э.Ахундов.
По его словам, прежде чем утвердить проект, он проходит множество проверок.
«Контроль проектной документации и применяемых материалов, гостехнадзор, авторский, технический и архитектурный надзор - все это установлено законодательством, и если реконструкция проводится с нарушениями подобного рода, это преступление, которое необходимо расследовать и наказать виновных», - уверен Э.Ахундов.
По его утверждению, настоящие проблемы могут начаться позже, в дождливые и снежные дни.
«Если плиточное покрытие напоминает ледовый каток даже в в дни, когда наблюдается хорошая погода, то что будет, когда снег и слякоть проникнут в вестибюль станции метро «28 Мая»? Ведь в таких условиях сцепление с поверхностью уменьшается в разы. А значит, если не принять меры, нас ждут серьезные последствия», - считает строитель.
По его мнению, скользкое плиточное покрытие необходимо заменить на более безопасное.
«Можно, конечно, сделать насечки, повредив структуру камня, но выглядеть это будет ужасно», - считает Э.Ахундов.
Плитку спасет… полировка
Проект реконструкции станции «28 Мая» был разработан Бакинским государственным проектным институтом. Корреспондент 1news.az связался с представителями Бакгоспроекта, и вот что нам удалось узнать.
«Проект реконструкции станции метро «28 Мая» был сделан по заказу Бакметрополитена. Руководству метрополитена были переданы эскизы, а то, какие именно будут выбраны материалы, решаем не мы», - ответили нам в Бакгоспроекте, отметив, однако, что проектная организация осуществляет авторский контроль.
«Узнав об этой проблеме, автор проекта поинтересовался у подрядчиков, почему произошло подобное недоразумение. Выяснилось, что работы по реконструкции еще не завершены, на окончательной стадии напольное покрытие планируется отполировать», - сказали в Бакгоспроекте, подчеркнув, что при реконструкции используется только надежный материал: по ГОСТу напольное покрытие вестибюля станций должно быть максимально прочным – либо гранит, либо мрамор.
Устранит ли проблему «полировка», пока неизвестно. Даже если так, напрашивается несколько вопросов: почему руководство Бакметрополитена, приняв решение открыть станцию метро, не дождавшись завершения реконструкции, не позаботилось о безопасности пассажиров? Почему нас не проинформировали о происходящем, а «коврики» не постелили заблаговременно? К сожалению, вопросы эти так и останутся без ответа…
Лейла Лейсан