Парад взаимопроклятий в турецкой политике
Несколько дней назад в СМИ распространились кадры, где лидер религиозно-философского движения «Нур» Фетулла Гюлен совершает своеобразный ритуал, проклиная всех, кто «сошел с верного пути и злоупотребил доверием турецкого народа».
Антикоррупционный скандал в Турции продолжает набирать обороты. После отставки министров, которые замешаны в уголовном деле «Коррупция и взяточничество», страсти в стране не утихли, а, наоборот, внутриполитическая ситуация накалилась еще больше. В эти дни турецкие СМИ наполнены взаимными обвинениями и оскорблениями между лидерами джамаата «Нур» и членами правительства. Словесная перепалка идет по полной программе, периодически выходя за рамки дозволенного. Ситуация накалилась после того, как к скандалу подключился сам духовный лидер нуристов – проживающий в США турецкий религиозный деятель Фетулла Гюлен.
Ответ последовал незамедлительно. Функционеры ПСР в один голос заявили, что впервые стали свидетелями того, как Фетулла Гюлен публично кого-то проклинает. С официальным заявлением выступило Управление по религиозным делам Турции, также осудившее Гюлена. В частности, в заявлении отмечается, что настоящие мусульмане не должны проклинать друг друга, это противоречит канонам Ислама, поскольку Пророк Мухаммед не проклинал даже врагов.
Однако больший резонанс вызвала реакция самого премьер-министра Реджепа Тайиба Эрдогана. «Ни шагу назад», - заявил он во время одного из митингов в рамках своего турне по черноморскому побережью Турции.
Кстати, наблюдатели обратили внимание на то, что в митингах Эрдогана в этот раз принимало участие рекордно малое число людей за всю одиннадцатилетнюю историю правления ПСР. Тем не менее в ходе своих выступлений Эрдоган пригрозил переломать руки всем, кто хочет навредить стране с помощью грязной западни, и пообещал разоблачить всех заговорщиков, проникших, по его мнению, в ряды правительства.
«Мы спустимся в их логово и камня на камне не оставим», - недвусмысленно пообещал глава турецкого правительства.
В свою очередь, Гюлен выступил с очередным заявлением и, вновь не назвав конкретных имен, сказал, что, мол, Всевышний видит, кто скрывается в логове.
Было понятно, что обмен «любезностями» без упоминания имен долго продолжаться не может. И тут Эрдоган решил пойти атаку. По словам очевидцев из числа корреспондентов ряда турецких СМИ, сопровождавших Эрдогана в ходе его визита в Пакистан, турецкий премьер прямо на борту самолета обратился к Мустафе Уналу – спецкору газеты Zaman, влиятельного издания, близкого к религиозно-философскому движению «Нур», - и спросил его об адресате проклятий ходжа эфенди.
«Что за проклятия? Кому они адресованы? Раз так решил, то пусть называет конкретные имена», - сказал турецкий премьер Уналу, утверждают журналисты.
После своего возвращения из Исламабада глава правительства Турции сделал не менее интересное заявление. Выступая перед своими сторонниками в аэропорту турецкой столицы, Эрдоган публично проклял тех, кто использует нетрадиционные методы для того, чтобы взять верх над своими оппонентами, и призвал всех к молитве.
Ну что ж... Похоже, политическая конъюнктура в Турции и в самом деле изменилась, ибо общественно-политические деятели уже начали использовать невиданный доселе арсенал проклятий. Досадно, что это происходит почти сразу после празднования 90-летия провозглашения Турецкой Республики. Тем не менее, очевидно, что Анкара вступает в период новых взаимоотношений как внутри страны, так и за ее пределами.
Тем временем, по мнению местных и иностранных обозревателей, правительство оказывает серьезное давление на СМИ и судебные органы страны. В частности, газета Taraf пишет, что в правительстве страны уже сформирована специальная тайная комиссия во главе с министром культуры и туризма Омаром Челиком, в обязанности которой входит составление ежедневного списка допустимых новостей. Комиссия будет функционировать как информационное агентство и добиваться систематического распространения нужных новостей в лояльных правительству средствах массовой информации, пишет издание.
Согласно другой информации, после внезапных кадровых перестановок в органах внутренних дел турецкая полиция получила указание всеми способами не допускать проведения каких бы то ни было антикоррупционных операций и прекратить следственные действия в отношении представителей властей вплоть до марта 2014 года, то есть до очередных выборов в местные органы власти.
Тем временем эффект взрыва бомбы произвели слова одного из уходящих в отставку членов правительства Турции. 25 декабря, выступая в прямом эфире одного из турецких телеканалов, министр окружающей среды и градостроительства Эрдоган Байрактар, сын которого также был задержан в ходе антикоррупционной операции 17 декабря и отпущен на свободу через пару дней, заявил, что уходит в отставку под сильным давлением. Министр призвал главу турецкого правительства также уйти в отставку, поскольку без его ведома не принималось ни одно мало-мальски важное решение, в том числе и согласие на выделение земельного участка для строительства того или иного объекта. Он выразил уверенность в том, что для воцарения всенародного спокойствия и стабильности в стране премьер-министру также следует покинуть свой пост.
Байрактар не только подал в отставку, но и сложил с себя полномочия депутата Великого Национального Собрания Турции от ПСР. Его слова были трактованы в качестве подтверждения предположений о том, что строительный магнат Али Агаоглу решал все вопросы, связанные с «победами» в тендерах, непосредственно с главой турецкого правительства. Известно, что благодаря тотальным прослушкам в следственных материалах по этому делу проходит имя некоего «главного шефа». Считается, что Агаоглу имел в виду именно турецкого премьера, когда в разговорах с министром Байрактаром говорил о том, что решил все свои проблемы с главным шефом.
В день, когда премьер-министр Эрдоган огласил новый состав правительства, в Анкаре было по-настоящему «жарко». Впрочем, было еще неизвестно, утвердит ли президент Абдулла Гюль кандидатуры 10 новых министров или нет. Учитывая разные подходы к решению многочисленных проблем у президента и премьер-министра, вообще-то этого следовало ожидать. Но президент Гюль не стал усложнять ситуацию, утвердив состав нового Кабинета министров. Однако глава государства застраховал себя, выступив с заявлением о том, что все подозрения в коррупции должны быть расследованы до конца.
Не успел Эрдоган вздохнуть с облегчением, как пришла новость о второй волне антикоррупционной операции. Считается, что в новом списке фигурируют имена 30 подозреваемых, в том числе двух приближенных к премьер-министру чиновников и нескольких бизнесменов. Все они обвиняются в коррупции, взяточничестве, отмывании грязных денег и фальсификации результатов тендеров. Общая сумма «отмываемых» денег составляет 100 миллиардов долларов США. Судя по сообщениям, Турецкий фонд содействия молодежи и образованию (TÜRGEV) незаконным образом получал крупные земельные участки стоимостью в миллиарды долларов. Камеры видеонаблюдения запечатлели, как курьер главного обвиняемого по этому делу Резы Зарраба с двумя большими сумками в руках заходит в здание этого фонда, членами правления которого являются родственники главы правительства.
Впрочем, подобные заявления уже не удивляют. Все это свидетельствует о том, что в рядах правящей партии царит полная неразбериха и неуверенность в завтрашнем дне. После того как экс-министр Байрактар покинул ее ряды, бросив бомбу замедленного действия и сдав свой депутатский мандат, его примеру последовал бывший глава МВД Идрис Наим Шахин и другие партократы. Эта картина, жутко напоминающая листопад, вызывает лишь чувство сожаления. А правительству ничего не остается, кроме как заявить о том, что Байрактар не ушел с министерского поста по собственному желанию, а был уволен.
Последние события в Турции стали причиной нагнетания и без того негативных эмоций в отношениях с Анкарой. Международное сообщество, резко осудившее Эрдогана за чрезмерно жесткое подавление восстания в июне этого года после известных событий вокруг прогулочного парка «Таксим» в Стамбуле (Gezi Parkı), вновь раскритиковало турецкого премьера за его «нетерпимость в отношении оппонентов». Дело дошло до критической точки после скандала с американским послом Фрэнсисом Риккардоне, которого Эрдоган чуть ли не объявил персоной нон-грата. Такие влиятельные английские издания, как Times и Financial Times обвинили турецкого премьер-министра в попытке защитить своих коррумпированных министров и стремлении к авторитаризму. Недовольны как в ЕС, так и в США, как «друзья», так и недруги. В результате Эрдоган обвинил всех своих местных и зарубежных оппонентов в большом заговоре против Турции.
Из-за последовательной негативной реакции мирового сообщества на все, что происходит в Турции, формируется мнение о том, что от одиннадцатилетнего правления Партии справедливости и развития устало как турецкое общество, так и международная общественность.
В очень нелегкой и неопределенной ситуации оказалась и турецкая оппозиция. Она, конечно, воспользовалась этой исторической возможностью и обрушилась со шквалом критики в адрес Эрдогана и членов его правительства, обвиняя их во взяточничестве и расхищении народных богатств. Тем не менее многие из оппозиционных деятелей по-прежнему не знают, как в такой ситуации следует поступать: поддержать коррупционное, по их мнению, правительство Эрдогана, опирающееся на религиозные чувства простых граждан, или выразить солидарность с его бывшим духовным наставником Фетуллой Гюленом, считающимся более опасным оппонентом и главным врагом светских традиций республиканского строя.
Похоже, сегодня в Турции никто и не намеревается выступить в роли «адвоката». Определиться не может и военная элита страны: что делать, на кого ставить?! Эрдоган и его правительство им не особо симпатичны, а Гюлена они просто терпеть не могут. Об этом хорошо знает и премьер-министр, по воле которого, скорее всего, на свободу вышли все обвиняемые по делу о государственном перевороте 28 февраля 1997 года – давние противники Гюлена. Однако своих личных оппонентов из числа военных турецкий премьер освобождать не решается. Мало ли что...
Кстати, о военных... Накануне адвокаты отставных генералов и адмиралов, которым был вынесен приговор по делу о попытке государственного переворота «Бальоз» («Кувалда») подали в Верховный суд Турции ходатайство о реабилитации своих подзащитных. Это было сделано после того, как вышли на свободу генерал армии в отставке Чевик Бир и еще несколько высокопоставленных военнослужащих, обвиняемых по делу «28 февраля 1997 года». Трудно сказать, на что надеялись в такой ситуации «кувалдисты», но точно, что не на милость Эрдогана.
В заключение отмечу, что на сегодняшний день взаимоотношения между премьер-министром Турции Реджепом Тайибом Эрдоганом и известным религиозным деятелем Фетуллой Гюленом удивительно напоминают противостояние между персонажами серии романов английской писательницы Джоан Роулинг – Гарри Поттером и Темным Лордом, то есть волшебником, достигшим бессмертия и обладающим огромнейшей магической силой.
Остается лишь пожелать, чтобы все закончилось настолько хорошо, насколько это только возможно.
Джейхун Алекперов