Вселенная под названием «Женщина» в куклах Тамиллы Гурбановой - ФОТО
Вопрос: «Чего хотят женщины?» - давно уже стал риторическим. И вроде бы точку в поиске ответов на него должен был поставить известный фильм, герой которого на какое-то время получил в качестве побочного эффекта от удара током способность слышать мысли женщин. Но и кино поставило лишь многоточие в этом вопросе, ибо понять, чего хотят женщины, не могут даже сами женщины.
Стандартный набор пожеланий от романтического «был бы милый рядом» до меркантильного «духи-дом-яхта и много денег» – это все «вариации на тему», причем совсем на другую, а именно: «Чего хотят женщины в эту минуту». Потому что в следующую мы, как правило, уже передумали это хотеть и хотим совершенно другое. Я это, собственно, к тому, что прав был классик: «Женщину не надо понимать! Ее надо любить!» А для этого ее надо чувствовать…
Именно такие мысли пронеслись у меня в голове, как только я увидела – сначала виртуально, а потом – в реале - просто фантастические скульптуры Тамиллы Гурбановой. Назвать ее работы просто «куклами» у меня не поворачивается язык, потому что каждая из них – это целая история, целая философия и удивительно тонкая способность проникнуть «внутрь» Вселенной под названием «Женщина».
- Я очень люблю создавать женские образы, - признается Тамилла ханум, - возможно, потому что я сама - «очень женщина».
И это действительно так, ибо невозможно до такой степени прочувствовать и – главное – суметь это передать другим – женскую сущность, не будучи самой Женщиной в самом высоком смысле этого слова.
О том, как Тамилла Гурбанова пришла к делу своей жизни – ее интервью 1news.az.
- Вы знаете, к работе именно с куклами я пришла достаточно поздно – к 32-м годам. Хотя сегодня я думаю, что всему - свое время. Ведь чтобы создавать женские образы, нужно «созреть» духовно, что-то понять в жизни, набраться опыта, - рассказывает Тамилла ханум. - Кроме того, мое творчество не ограничивается исключительно женскими образами, просто их я отношу к категории любимых, потому что к ним более лежит душа…
Вернее сказать, у меня вдруг возникает какая-то потребность выразить что-то важное через определенный образ, и я начинаю работать.
- Тамилла ханум, а бывало ли так, что в процессе работы над той или иной …куклой, то есть скульптурой, Вы замечали, как что-то меняется в Вас самой?
- Вот вы запнулись, значит, поняли – действительно, очень сложно назвать эти работы просто куклами, хотя именно так и называется то направление, в котором я работаю – «Искусство куклы». На самом деле создание каждой – это скрупулезная, порой даже ювелирная, работа, которая зачастую намного тоньше работы скульптора, коим я, кстати, являюсь по образованию и - как я думала долгое время – по призванию.
Что касается метаморфоз, вызванных работой над тем или иным образом, то да, они происходят каждый раз. Например, когда я начинала работать над «Фениксом», у меня был очень тяжелый период в жизни, я чувствовала себя подавленной и даже «сломанной». Это было связано с определенными несправедливостями, с которыми я столкнулась по работе, что очень сильно выбило меня из колеи. Но что удивительно - именно тогда мне пришла идея создать «Феникса», и, работая над воплощением этого образа, я вдруг почувствовала, что и сама «возрождаюсь из пепла». Когда работа была закончена, я окончательно пришла в себя.
Знаете, что еще удивительно – в процессе работы над тем или иным образом я порой замечаю, что даже внешне становлюсь похожа на свою скульптуру.
- А с кем же в таком случае Вы ассоциируете себя? Наверняка у Вас есть такой образ.
- Есть. Это – аллегория «Женщина-Улитка».
- Интересно… Почему именно «Улитка»?
- Потому что улитка идет по жизни сама, тихо, не торопясь, но, тем не менее, целеустремленно двигаясь к своей цели. И при этом свой «домик» носит с собой, и это делает ее неуязвимой при всей ее кажущейся хрупкости. То есть на самом деле она не столь беззащитна, как кажется. Хотя в чем-то все равно остается и беззащитной, и трогательной.
- Тамилла ханум, Вы уже упомянули о том, что Вы по образованию скульптор. Расскажите, пожалуйста, как же Вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня? Почему и как в Вашу жизнь пришли Куклы?
- В детстве я очень любила лепить из пластилина различные поделки. Но шить не могла вообще! Верите, я даже не могла держать в руках иголку!
Поскольку я хорошо рисовала, родители отдали меня сначала в кружок рисования, а ближе к окончанию 8-го класса решили помочь мне продолжить образование именно в сфере искусства. Мой папа знал Тогрула Нариманбекова и однажды привел меня к нему в гости, дабы убедиться, что его оценка таланта дочери – это не просто слепая родительская любовь. Супруга Тогрул муаллима - Эльмира Гусейнова - была известным скульптором, и в процессе беседы с четой Нариманбековых было решено дать мне в руки пластилин и отправить лепить. Дело в том, что своих работ при себе у меня не было. И вот, оставшись наедине с пластилином я создала «Уставшую балерину» - работу, увидев которую, Эльмира ханум тут же сказала: «Тамиллу – только на факультет скульптуры! Она прекрасно чувствует форму!»
Так решился вопрос о моем образовании, я поступила и окончила Художественное училище им.Азимзаде. Мне прочили будущее чуть ли не Мухиной. Но… судьба распорядилась иначе. Я вышла замуж и забросила карьеру.
Когда спустя 10 лет я разошлась с мужем, мне надо было просто выживать, и я начала преподавать в Художественном училище. Однажды я повела учеников в Детскую художественную галерею, где действовал кружок «Мягкой игрушки». И совершенно внезапно для меня самой руководительница этого кружка разглядела во мне талант – она просто поверила в меня до того, как я сама в себя поверила.
Знаете, в жизни каждого из нас порой появляются люди, которые не становятся нам близкими, но просто какое-то время нас сопровождают и определенными действиями оказывают влияние на нашу судьбу. Для меня таким человеком стала Катана Шарифова. Все началось с того, что она попросила меня сделать куклу Кесы на ближайший Новруз байрамы, и все мои отговорки вроде: «Вы что, я не смогу!» - просто не восприняла всерьез.
А я, как перфекционист в работе, взялась за дело со всей серьезностью и к своему собственному удивлению создала настоящего Кесу – огромного, в рост человека. И после этого что-то во мне как будто «щелкнуло» - я вдруг поняла, что мне нравится это, и захотелось работать еще и еще.
- Тамилла ханум, но ведь это были 90-е годы… Хочу сказать, никакой специальной методической литературы по искусству создания кукол не было!
- Да, мне приходилось всему учиться самой. Я – человек, который, как я уже сказала, не держал до этого в пальцах иголки, начала делать текстильные куклы, «вышивая» им настоящие человеческие глаза, делая лица, с эмоциями и характером. И мне улыбнулась удача. Первые же мои куклы, изготовленные с коммерческой целью – ведь мне надо было жить и растить дочь, - продались на ура! Тогда как раз в Азербайджане начался «нефтяной бум», в городе появились иностранцы, и я стала сначала создавать, что называется, первый капитал, создавая сувенирные куклы, а потом уже находить время и деньги для того, чтобы творить для души. Но до сих пор мои первые работы, допустим, «Султан», который «повторился» в композиции «Меджлис», - одни из моих самых любимых.
- Я обратила внимание, что все мужские образы у Вас какие-то «характерные», необычные.
- Да. Мужчин мне тоже интересно «выражать» в каких-то «говорящих», ярких образах. Это или домовой, или уставший клоун, или хитрый визирь… В каждом образе должны быть история, характер, только тогда он становится «живым».
- Тамилла ханум, Вы дважды упомянули о судьбоносных встречах в Вашей жизни. Вы – фаталист?
- Не совсем. Я верю в судьбоносную встречу, но ведь решение о том, станет ли она таковой, принимает сам человек. Скажем, я могла не поверить в себя, не прислушаться к Катане Шарифовой, не рискнуть, наконец…
Уверена, что в каждом человеке заложен огромный потенциал, но порой он его просто не видит. Что особенно обидно, он порой и не слышит тоже – тех, кто ему пытается его показать.
А ведь просто так талант не дается – его надо развивать. Но главное – открыть его в себе для начала. Правда, не стоит бросаться в иную крайность – это когда слишком талантливые люди чересчур «уходят в себя», забывая об окружающем мире. Это – уже дурдом.
- Знаю, что банальный вопрос, но задам: откуда приходят образы? Некоторые художники уверяют, что видят их во сне, другие – что их кто-то или что-то вдохновило.
- Никогда не верила в эти рассказы о снах, мне кажется, что это – выдумки или бравада.
Мне образы приходят из, скорее, внутреннего мира. Я очень много читала и продолжаю много читать, увлекалась психологией: перечитала всего Фрейда, Юнга, в юности с увлечением читала Сенеку. Возможно, я могла бы стать хорошим психологом. Но стала создателем авторских кукол, и мне все эти приобретенные знания пригодились тут.
- Мне кажется, что все талантливые творческие люди – немного психологи.
- Да, ведь мы работаем с тонкими материями. Образы же приходят вдруг – из подсознания, из Души… Иногда этот образ поначалу очень хрупкий, «пунктиром», и только начав работать над ним, ты сама с удивлением вдруг видишь результат.
- Все же искусство куклы это нечто и мистическое тоже. Не случайно ведь есть целая магия, базирующаяся на изготовлении кукол.
Нельзя ли с помощью создания портретной куклы – ведь Вы работаете и над ними тоже – как-то воздействовать на человека? Например, сделать его чуть красивее, чем в жизни, и тем самым «исправить» внешнюю оболочку оригинала?
- Я не верю в мистику или какой-то Высший разум. Я верю только в человека, его силу и мощь. Возможно, люди сами внушают себе какие-то вещи, поэтому их страхи срабатывают, и «куклы» как-то на них воздействуют. Хотя, вы знаете, с фобией некоторых людей по отношению к куклам я сталкивалась не раз, мне лично это непонятно и смешно.
- Но как?! Вы же сами говорили о том, что при создании «Феникса» Вы стали меняться!
- Да, и этому у меня есть иное объяснение. Я считаю, что все это – результат воздействия энергетики автора.
- И Вы ни разу не сталкивались хотя бы с какими бы то ни было проявлениями мистики?
- Нет. Я, скорее, склонна искать ответы на загадочные вопросы в удивительном мире подсознания. Хотя… возможно, в нем как раз и присутствует некая мистика. Например, когда я работала над композицией «Метаморфоза», сначала почему-то придумала именно черепаху. Как и почему она должна была сочетаться с девушкой, сидящей на ней, я вначале не знала. А потом вдруг мне пришло в голову найти ответ на этот вопрос… в мифах Древней Греции! И я узнала, что согласно греческой мифологии бог Гермес превратил Нимфу в черепаху, из панциря которой сделал Лиру. Так родилась законченная скульптура.
- Тамилла ханум, можно ли сказать, что с каждой новой работой Вы открывали для себя какие-то новые «грани» женской души или, возможно, делали какие-то новые открытия в себе самой?
- Да. Я даже возьму на себя смелость сказать, что еще немного и я смогу ответить на вопрос: «Чего хотят женщины?»
- Мы желаем Вам огромных успехов и ждем ответа на этот вопрос!
Натали Александрова
Фото предоставлены Тамиллой Гурбановой