Южный Кавказ: влияние украинских событий на государства региона
![Южный Кавказ: влияние украинских событий на государства региона](/images/articles/2014/03/27/thumb_20140327055123188.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Вопрос о том, какой резонанс может вызвать смена власти на Украине в странах постсоветского пространства, представляет большую актуальность.
В этом плане интерес вызывают возможные последствия противостояния Запад-Россия в Крыму. Так, обсуждается вопрос о влиянии его на все региональные конфликты.
В этой связи эксперты пытаются анализировать геополитические процессы, которые могут протекать вокруг Нагорного Карабаха. Очевидно, что армяне в очередной раз выбрали путь шантажа.
Беспокойство Армении: паника, вызванная украинской волной
События в Крыму вызвали тревогу у официального Еревана. Армянское общество оценивает указанные события в двух аспектах. Во-первых, после Украины геополитическое значение Армении для России уменьшается.
Во-вторых, после Крыма может состояться соединение Нагорного Карабаха с Россией (см.: Акоп Бадалян. Чего потребует Россия у Армении / «Lragir.am», 4 марта 2014 г. и Игорь Мурадян. «Запасной выход» для армянской власти / «Lragir.am», 7 марта 2014 г.).
Исторической истиной является то, что армяне искаженно воспринимают политические и геополитические процессы. Остались они верны традициям и на этот раз. При рассмотрении геополитической картины на Южном Кавказе в еще более широком контексте, на фоне украинских процессов армянский фактор предстает в содержательно другом плане. Эта сторона вопроса представляет интерес для экспертов.
По мнению московского аналитика Михаила Троицкого, на Южном Кавказе «наибольшему влиянию России подвергнется Армения» (см.: Joshua Kucera. In Caucasus and Central Asia, Does Kremlin See More Ukraines? / «EurasiaNet», 24 февраля 2014 г.). По его мнению, извлекая уроки из украинских процессов, Кремль будет крайне осторожным в вопросе членства Армении в Таможенном Союзе. Ереван не будут торопить, поскольку здесь высока вероятность нарушения общественного порядка.
Среди факторов, делающих Армению чувствительным геополитическим пространством, нагорно-карабахский вопрос занимает особое место. Россия не исключает вероятность того, что Запад воспользуется этим конфликтом и выведет людей на улицы. А у официального Еревана нет альтернативной программы, поскольку для армянских националистов и радикальных группировок «геноцид» и Нагорный Карабах имеют особое значение. Опыт показывает, что под предлогом этого они с легкостью эксплуатировали чувства наивных граждан.
Это ясно из содержания аналитических статей, публикуемых в армянских СМИ. В разговорах об армяно-российских отношениях армянские эксперты неизбежно включают в контекст «суицид» и нагорно-карабахскую проблему. В этом же аспекте они анализируют и выступление С.Саркисяна 6 марта в Дублине на форуме Европейской Народной Партии (см.: Наира Айрумян. Карабах в Евразийском союзе / «Lragir.am», 6 марта 2014 г.; Серж Саркисян говорил в Дублине о блокаде Турции и заявлениях Азербайджана / «Lragir.am», 7 марта 2014 г.).
Очевидно, что армяне в очередной раз избрали путь шантажа Москвы и Брюсселя. Они полагают, что, маневрируя посредством искусственных аргументов между этими двумя геополитическими силами, смогут спастись от приближающегося геополитического поражения. Но при этом они забывают о реальной стороне проблемы.
Реальность такова, что в Армении и действительно могут произойти внутренние распри. Главная причина этого – не вовне, а в несостоятельности политики, проводимой официальным Ереваном. Разумеется, сфера влияния геополитических процессов, протекающих в постсоветском пространстве, широка.
На этом фоне проблема Нагорного Карабаха может оказаться на геополитической повестке дня в еще более актуальной форме. Но при этом речь не может идти об отторжении указанного региона от Азербайджана и передаче его кому-либо, поскольку на международной арене Нагорный Карабах воспринимается как неотрывная часть Азербайджана.
Скудность шансов армян или неправильный геополитический выбор?
И в украинских событиях главным условием, поставленным перед Россией Западом во главе с США, является обеспечение территориальной целостности (см.: Обама предложил Путину переговоры РФ с Украиной и ввод наблюдателей / «РИА Новости», 7 марта 2014 г.). Президент Америки Б.Обама во время телефонного разговора с В.Путиным особо подчеркнул нелегитимность проведения референдума в Крыму. Этим он акцентировал внимание на том, что в любом случае нарушение территориальной целостности Украины недопустимо.
Армяне же, основываясь на некоторых законах, принятых российским парламентом за последнее время, говорят о существовании вероятности включения после Крыма в состав Российской Федерации и Нагорного Карабаха (см.: Наира Айрумян. Указ. статья; Игорь Мурадян. Указ. статья).
Складывается впечатление, что Армения на деле желает раскола Украины. Она видит в этом шанс для того, чтобы отторгнуть от Азербайджана его земли. Но Ереван прикрывается Россией, и рядом с нею пытается использовать Беларусь и Казахстан. Неслучайно армянские эксперты очень часто задаются вопросом о том, где будут проходить границы Таможенного Союза. То, что «НКР» может остаться за пределами этих границ, они представляют как трагедию.
Если посмотреть на сложившуюся ситуацию в реальной плоскости, то без Азербайджана вступление Нагорного Карабаха в Таможенный Союз невозможно.
Москва не сделает этого. Тогда очевидно, что, ставя перед Кремлем, Минском и Астаной это условие, армяне одновременно намекают Евросоюзу, что могут под каким-либо предлогом отвергнуть интеграционные предложения России. И постановка вопроса в этом духе открывает в регионе путь к провокациям.
Воспользовавшись этим фактором, определенные круги могут раздуть на Южном Кавказе костер конфликтов. В этом смысле Армения может стать «новой Украиной». Может возникнуть угроза распространения нестабильности и на территорию Грузии и Азербайджана, что косвенно означало бы расширение возможности влияния внешних сил на регион в целом.
В отличие от Армении, Грузия однозначно относится к украинским событиям. Официальный Тбилиси заявляет, что поддерживает территориальную целостность Украины, одновременно требуя предотвращения размещения в Крыму военных сил других государств. Спикер грузинского парламента Д.Усупашвили заявил: «Когда моторы танков заведены, мы уже не сможем спрятаться за заявлениями» (см.: Joshua Kucera. Указ. статья).
Официальный Тбилиси уже обратился в Вашингтон с просьбой защитить «от возможной агрессии со стороны России». Премьер-министр Грузии И.Гарибашвили в ходе визита в США говорил, что Москва усилит давление и попытается организовать в стране процессы по украинскому сценарию (см.: Георгий Ломсадзе. Грузия просит США защитить республику от России и кризиса по украинскому сценарию / «EurasiaNet», 27 февраля 2014г.). По его словам, после окончания олимпийских игр Россия усилила давление на Грузию. Так, вокруг Южной Осетии начали возводить заграждения из колючей проволоки (см.: предыдущий источник).
Отметим, что руководство Грузии пытается использовать сложившуюся ситуацию для ускорения членства страны в НАТО. Официальный Тбилиси надеется на подписание в сентябре этого года после ассоциативного членства с ЕС и программы деятельности в связи с членством в НАТО (см.: Георгий Ломсадзе. Грузия: Украинский кризис повышает шансы на членство в НАТО? / «EurasiaNet», 7 марта 2014 г.). Вне всякого сомнения, это – серьезный фактор, способный вызвать раздражение у Кремля.
Что касается Азербайджана, то, по мнению экспертов, вероятность повторения здесь украинского сценария – не более, чем фантазия, поскольку Баку строит отношения с Россией на основе принципов взаимного уважения, равноправного партнерства и добрососедства. Отношения Азербайджана с Западом находятся на высоком уровне. Поэтому официальный Баку подходит к украинским событиям терпеливо, оценивая их в рамках норм международного права (см.: Крымский гамбит России вызывает разнообразную реакцию на Кавказе / «EurasiaNet», 6 марта 2014 г.).
Сказанное выше показывает, что украинские события по-разному влияют на страны Южного Кавказа. Каждое государство пользуется плодами той внешней политики, которую оно проводило до сих пор. Объективную оценку всему даст время.