Фикрет Садыхов: «При желании США могут оказать давление на Армению»
«То, что произошло в Украине, делает еще более важными отношения между Азербайджаном и США, Азербайджаном и ЕС. В то же время события в Украине еще раз показывают, почему должен быть урегулирован нагорно-карабахский конфликт. Важно, чтобы Азербайджан и Армения предприняли шаги по разрешению конфликта в Нагорном Карабахе и таким образом устранили нестабильность в этом регионе».
Такое заявление сделал недавно посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, сообщив в связи с этим о предстоящем визите госсекретаря США Джона Керри в Азербайджан.
В интервью 1news.az азербайджанский политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов прокомментировал вопросы, связанные с предстоящим визитом американского госсекретаря.
- Как вы считаете, может ли визит Джона Керри в Азербайджан стать значимым в плане продвижения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?
- То, что произошло в Украине, я имею в виду, прежде всего, ситуацию, связанную с Крымским полуостровом, должно стать наглядным уроком для многих ведущих государств и в первую очередь для США и Европейского Союза в плане понимания справедливого и объективного урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Во имя сохранения территориальной целостности государств, и в том числе Азербайджана необходимы конкретные действия, реальная опора на принципы международного права, выполнение Арменией резолюций, принятых на уровне Совбеза ООН. Вот это очень важно.
И в данном аспекте, если визит госсекретаря Джона Керри в регион сможет способствовать этому, это было бы победой здравого смысла и разума. Если же поездка госсекретаря превратится в нечто подобное протокольному, ознакомительному визиту и встречам, которые ни к чему не обязывают, то ничего конкретного ждать от него не следует. Хотя сам по себе визит в наш регион, в частности в Азербайджан, столь высокопоставленного лица, каким является Керри, должен принести позитивные дивиденды. Я думаю, встреча Джона Керри с Президентом страны Ильхамом Алиевым, и в частности информация из уст главы государства о реальных событиях, происходящих в регионе, о позиции Азербайджана в отношении Запада и США, будут серьезно восприняты со стороны официального Вашингтона. Если Белый Дом не желает, чтобы в регионе Южного Кавказа заполыхал огонь и ситуация вышла из-под контроля, а тем более повернулась в сторону другого центра силы, то США сделают соответствующие выводы и займут четкую недвусмысленную позицию по армяно-азербайджанскому конфликту.
- Если США все-таки реально активизируются в переговорном процессе, можно ли будет расценить это как «месседж» России, которая, судя по последним событиям, стремится восстановить свое влияние на постсоветском пространстве?
-Даже если это так, то все равно нас, как пострадавшую сторону в этом конфликте, подобный подход США к ситуации вполне устроил бы. Но я все-таки полагаю, что вопрос значительно глубже. Это первая попытка американской дипломатии спасти свое лицо в нашем регионе, во-вторых - попытка восстановить справедливость, и, в-третьих, сохранить регион в рамках сферы своих интересов.
- А какой способ могут предложить США в качестве регулятора конфликта? Может ли это быть военный, к примеру?
- До военного варианта, я думаю, пока еще далеко, они не будут действовать столь прямолинейно. Тем не менее, США - это глобальная мировая держава, которая имеет массу рычагов воздействия на ситуацию в том или ином регионе. Я имею в виду и экономические рычаги, и вопросы, связанные с откровенной демонстрацией силы в регионе. По сей день мы видели только совпадающие позиции всех трех сопредседателей Минской группы по нагорно-карабахскому конфликту. Но время показало, что как раз совпадений здесь быть не должно, потому что у каждой из сторон есть собственные интересы в этом регионе и в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств одна из сторон делает рывок и берет ситуацию под контроль. Вот здесь как раз должно произойти то же самое.
При желании США могут оказать давление на Армению через ту же армянскую диаспору, воздействовать на финансовые рычаги, прекратить оказывать помощь Армении как стране, которая является агрессором, ввести банковские и экономические санкции. Главное, они должны сделать четкий выбор и однозначно заявить о неприемлемости территориальных притязаний одной стороны к другой, о невозможности сохранения статус-кво по Нагорному Карабаху, тем более при наличии оккупации одной стороной 7 районов, и начать с деоккупации азербайджанских земель.
- Как подобное развитие событий отразится на азербайджано-российских отношениях?
- Я не думаю, что стремление США решить армяно-азербайджанский конфликт на основе норм международного права и принятых резолюций Совбеза ООН обязательно может привести к ухудшению отношений между официальным Баку и Кремлем, тем более что правительство Азербайджана проводит сбалансированную внешнюю политику на международной арене, а также в отношении региональных конфликтов, таких как Косово, Крым и прочих.
Азербайджан не предъявляет претензий к России, не собирается вступать в НАТО или в какие-то другие военные альянсы, а всего лишь пытается решить конфликт, который ставит под сомнение его территориальную целостность. Кстати, об этом мы всегда совершенно четко заявляли и Москве, и Вашингтону, и Парижу, не скрывая готовности освободить оккупированные территории военным способом в случае, если переговорный процесс не приведет к позитивным результатам.
Да, нельзя исключить, что в России есть силы, заинтересованные в сохранении существующей ситуации, в частности в статус-кво в конфликте, но это не значит, что мы должны бездействовать и, образно говоря, сложа руки ждать у моря погоды. Думаю, это понимают и в России, и в Вашингтоне. В любом случае, Азербайджан будет отстаивать исключительно собственную территориальную целостность, действуя в рамках норм и принципов международного права.
Матанат Насибова