Российско-турецкие отношения в контексте глобальной геополитики – Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

Российско-турецкие отношения в контексте глобальной геополитики – Newtimes.az

18:04 - 22 / 05 / 2014
Российско-турецкие отношения в контексте глобальной геополитики – Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Российско-турецкие отношения в контексте глобальной геополитики».

Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:

«Оккупация Крыма открывает в геополитической динамике в целом путь к серьезным изменениям. Аналитики оценивают вопрос с разных аспектов. Анализы показывают, что в геополитическом пространстве ситуация может резко измениться. В этом плане интерес представляет прошлое и настоящее российско-турецких отношений. Подходы разные, но во всех них признается, что этот вопрос сегодня еще более актуализировался. Так, на фоне процессов, происходящих вокруг Украины, его геополитическое значение поднялось на новый уровень. Возникает необходимость задуматься о том, как повлияет подобная ситуация на глобальную геополитику и стратегию сотрудничества крупных держав.

Уроки истории: взгляд на войны за Крым сквозь призму современности

Присоединение Крыма к России может открыть путь к серьезным изменениям в современной истории  черноморского бассейна. Рассматривая вопрос сквозь призму событий, происходящих на Украине в целом, можно обнаружить его непосредственную связь с глобальной геополитикой. Эксперты считают, что такой ход событий может дать толчок крупномасштабным геополитическим процессам, наряду с Черным морем, и в близлежащих к нему регионах.

Отмечается подход к проблеме и в аспекте исторической эволюции турецко-российских отношений. В связи с этим в журнале «Foreign Affairs» опубликована интересная статья Акына Унвера. Автор проанализировал роль Крыма и Черного моря в целом, начиная с XVIII века, вначале в отношениях между Османской и Российской империей, а затем и в отношениях Турции и России (см.: Akin Unver.Ankara to Black Sea. Turkey and Russia's Age-Old Struggle for Regional Supremacy / «Foreign Affairs», 12 мая 2014 г.).

В статье отмечается, что оккупация Крыма Россией соответствует планам деятельности, существующим вот уже 340 лет. Подчеркивается, что в эпоху Екатерины Москва преследовала цель выйти через Черное море к Средиземному, а оттуда – на более обширные территории. В 1783 г. и 1853-1856 гг. русско-турецкие отношения фактически определили судьбу полуострова. Происходящее в настоящее время в связи с Крымом невозможно представить вне тех событий. Динамика геополитических процессов в регионе связана именно с этим моментом. Так, на нынешнем этапе речь идет о геополитической борьбе на обширной территории (см.: предыдущий источник).

В плоскости этих тезисов к геополитике черноморского бассейна можно подходить с трех аспектов. Во-первых, основываясь на слабости соседей, Россия взяла курс на расширение своих территорий. Во-вторых, она стремится к гегемонии на Черном море. В-третьих, вопрос о пересмотре статуса Босфорского пролива вновь может оказаться на повестке дня (см.: предыдущий источник).

Очевидно, Турция убеждена, что за настойчивостью России в украинском вопросе стоят новые геополитические интересы. Эти изменения, могущие затронуть Черное и Средиземное моря, Африку и Европу, на нынешнем историческом этапе могут вызвать принципиальные трансформации. Так, формирование системы энергетической безопасности может оказаться в совершенно иной плоскости. Вне всякого сомнения, этот момент стоит в ряду геополитических факторов, интересующих и Азербайджан.

Москва, добившись военного и геополитического преимущества на Черном море, берет тем самым контроль над государствами региона в свои руки. Единственное государство, способное с ней конкурировать в этом регионе, – Турция. Но аналитики считают, что без Запада Анкара на нынешнем этапе не в состоянии противостоять Москве. Автоматически подобная постановка вопроса напоминает об актуальности отношений США-Турция, Турция-ЕС. А в этом направлении ситуация не совсем удовлетворительна. В Анкаре считают, что Англия и Франция могут не защитить Турцию, как это они делали прежде. Америка тоже может не до конца быть с Турцией.

Но с этой мыслью можно и не согласиться, так как, если то, о чем говорит автор в своей статье, имеет место, то Черное и Средиземное моря, Ближний Восток и Африка уже не будут проблемами только Турции. Они уже – геополитическая проблема прежде всего Запада. Не секрет, что Турция – не главная сила на глобальном уровне. Быть может, у нее и хватает на этот статус потенциала, но нынешние исторические реалии показывают, что Запад, Россия и Китай против этого желания Анкары. По этой причине, если у Кремля имеются какие-либо планы относительно вышеуказанных регионов, то Запад охотно может сотрудничать с Турцией.

Угроза «Южному коридору»: новые правила игры в глобальной геополитике?

Вместе с тем обращает на себя внимание еще одна сторона вопроса. Мы имеем в виду энергетическую безопасность. Автор статьи считает, что, оккупируя Крым, Москва создает прямую угрозу для реализации проекта «Южный коридор». Судьба таких международно-значимых проектов, как TANAP, TAP и т.д., оказывается под вопросом. Так, Россия взяла под контроль порт Севастополь, а если она сумеет изменить статус Босфорского пролива, то ее суда получат беспрепятственный выход к Средиземному морю. Если Турция не сумеет запретить проход через Босфор российских судов, то вероятность развития событий в этом направлении будет высокой.

Другая сторона проблемы связана с сильно ухудшившимися за последнее время турецко-сирийскими отношениями. В Тартусе имеется российская военная база. В случае победы Башара Асада в гражданской войне ясно, что он не будет против многократного усиления Москвой этого военного объекта. Дамаск может не учитывать в этом вопросе интересы и Тегерана, поскольку в настоящее время возможности Ирана в оказании помощи Сирии ограничены. Сообщается, что Тегеран испытывает трудности даже в оказании финансовой поддержки «Хезболлах»у. Одновременно не исключается и возможность сближения Тегерана с Западом. Поэтому Сирия может зажечь зеленый свет военным планам Кремля.

Наращивание Россией военной мощи в геополитическом пространстве Севастополь-Тартус означает фактически взятие под контроль Малой Азии (см.: предыдущий источник). Эксперты отмечают, что после оккупации Кремля возникла угроза нефтеразведочным работам «Exxon», «Chevron» и «Shell» на украинских берегах. Отмечается, что в более широком плане же речь идет о «Южном коридоре». В геополитическом аспекте эта сторона вопроса имеет очень большое значение.

Дело в том, что такой ход событий говорит о возможности обретения глобальной системой энергетической безопасности в целом нового содержания. Россия тем самым перечеркивает планы Запада. Взятие Москвой контроля над всеми энергоносителями, транспортируемыми из Каспийского бассейна в Европу, сформирует совершенно иную картину. В таком случае перспективы Таможенного Союза и евразийских интеграционных процессов поднимутся на новый уровень.

Другое дело, насколько у России хватит сил осуществить все это, поскольку Запад все больше ужесточает санкции в отношении нее. Если процесс продолжится в этом направлении, то попытки Москвы усилить свое геополитическое влияние столкнутся с серьезными препятствиями. Отмечается, что сотрудничество между Китаем и Россией тоже может иметь пределы. Причина в том, что в обмен на оказание поддержки Москве Пекин может потребовать уступки, которые могут обойтись Кремлю дороже, чем Крым.

Эксперты отмечают, что из-за украинского вопроса Китай пока что воздерживается от скачкообразных договоров с Россией. Так, китайские эксперты Ф.Ютсун и У.Эньюан заявляют, что из-за украинской проблемы Пекин будет действовать осторожно. Андрей Островский, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН, высказывается более конкретно. По его словам, «украинский вопрос для Китая – достаточно тонкий и непростой». Вместе с тем он говорит о том, что Пекин решает энергетические проблемы без поддержки Москвы. Так, несмотря на то, что между Россией и Китаем переговоры о сотрудничестве в области газа идут с 2006 года, процесс еще не завершен. Кроме того, из-за некоторых политических вопросов у Пекина связаны руки (см.: Визит Путина в Китай: обсуждение Украины и газового контракта / "Московский Комсомолец", 16 мая 2014 г.).

Все это подтверждает, что вопрос Крыма и Черного моря в целом представляет большую актуальность в глобальной геополитике. Борьба между крупными державами поднимается на новый уровень. С одной стороны, наблюдается более активное вмешательство Москвы в Средиземное море и на Ближний Восток, с другой, – Китай в Евразийском пространстве уже открыто оказался лицом к лицу с Западом. Отныне Пекину трудно будет быть в курсе процессов, не вмешиваясь, следуя восточной мудрости, в них. Очевидно, что глобальная геополитика может стать свидетелем новых правил игры. На фоне этого новое содержание обретает и вопрос энергетической безопасности мира».

Newtimes.az

Поделиться:
2654

Последние новости

Все новости

1news TV