Абдул Нагиев: «Обострять ситуацию в регионе Армения сама по себе не станет»
Интервью 1news.az с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым.
- Каковы причины внезапной ожесточенной агрессии Еревана на линии фронта, которую мы наблюдали в конце июля – начале августа?
- Противостояние между Западом и Россией выходит из зоны конфликта в Украине. Азербайджан и в целом Каспийский регион рассматривается как альтернативный поставщик энергоресурсов в Европу и, надо отметить, покрывает определенную долю рынка. Также регион имеет многомиллиардные инвестиции со стороны Запада. Активизация армянских ВС на линии фронта - определенный сигнал Европе о том, что поставки энергоресурсов из Каспийского региона в любой момент могут быть поставлены под угрозу. К большому сожалению, политические игры в большинстве своем сопровождаются человеческими жертвами и смерть более десяти азербайджанских солдат можно отнести к ним.
Сегодня активизация военных действий не отвечает интересам Еревана, и обострять ситуацию в регионе Армения сама по себе не станет. Накал острой фазы противостояния в ближайшее время стихнет. Как я говорил ранее, это некий месседж европейским партнерам Москвы. Cитуация в карабахском направлении может выйти из-под контроля только в том случае, если у Москвы возникнут искусственно созданные проблемы со стороны Запада с поставками и транспортировкой энергоресурсов в Европу. И в Москве примут решение перекрыть альтернативные поставки энергоресурсов в Европу из ближнего зарубежья. Думаю говорить о кардинальном изменении вектора взаимоотношения России и Азербайджана преждевременно. Азербайджан проводит сбалансированную политику между всеми глобальными центрами политики, и когда для достижения баланса мяч находится на российской стороне, создается такая видимость. Но надо отметить, что на сегодняшнем историческом этапе азербайджанская позиция получила поддержку со стороны Москвы.
- Есть ли вероятность того, что Москва в ближайшее время начнет вести себя более активно в карабахском направлении и надавит на своего партнера по ОДКБ, чтобы тот предпринял первые шаги в направлении урегулирования конфликта?
- У меня по поводу такого развития сценария есть большие сомнения. Такой расклад со стороны Москвы, думаю, предполагается, но как я понимаю, он возможен только в рамках единого военно-политического и экономического союза.
- Между тем напряженной остается ситуация в Украине. Как Вы можете оценить все те события, за которыми мы наблюдаем в этой стране? Как скоро, по-Вашему, закончится кровопролитие в Украине, или все только начинается?
- Признаки того, что ситуация на Украине может скоро стабилизироваться, не просматриваются. В конфликт вовлечены глобальные политические силы, а взгляды у них на урегулирование конфликта диаметрально противоположны. Вокруг Украины складывается патовая ситуация. Чем сильнее будет экономическое давление на Россию, тем жестче будет противостояние пророссийских сил и украинских силовиков в Донецкой и Луганской областях. Экономические потери со стороны России будут восполняться внутри страны подъемом патриотического настроения в обществе.
- Насколько серьезными можно считать санкции Запада против РФ, и чем Москва, по-Вашему, может ответить?
- Санкции со стороны Запада и их европейских партнеров принимаются достаточно жесткие, и со временем будут ощущаться всеми слоями общества. Российская экономика достаточно серьезно интегрирована в мировую экономику и потери будут значительными. Экономическими рычагами противостоять международному давлению Россия не сможет, она ими не обладает. Кроме как закрытием своего рынка для определенной группы товаров. Санкции принимаются в течение нескольких дней, но на их снятие в большинстве случаев уходят годы дипломатической работы. Особо болезненным считается закрытие для России доступа на рынок высокотехнологичной продукции. Самое страшное, что в век технологического бума Россия, не имея доступа к ним, может остаться на обочине истории.
- Не утихают страсти и в палестино-израильских отношениях. По-прежнему бурлят Ирак и Сирия. Все это - звенья одной цепи, мир находится на пороге Третьей мировой войны, или, все эти конфликты носят по большей части локальный характер и не связаны друг с другом?
- Все военные конфликты (Ирак, Сирия, Палестина) которые сегодня происходят, и будут происходить в этом веке, станут носить локальный характер и не будут взаимосвязаны. Глобальные войны, то есть мировые, наподобие мировых войн прошлого века будут происходить в другой плоскости, экономической и финансовой. Ядерный потенциал и другие виды вооружения массового поражения, которым сегодня обладают крупные центры мировой политики, носят лишь сдерживающий фактор. Сегодня основным видом наступательного оружия, которым пользуются крупные политические центры, являются санкции.
Гамид Гамидов