Израильско-палестинский конфликт: замолчат ли пушки? – Newtimes.az
![Израильско-палестинский конфликт: замолчат ли пушки? – Newtimes.az](/images/articles/2014/08/08/thumb_20140808015009665.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
БАКУ, 8 авг – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Израильско-палестинский конфликт: замолчат ли пушки?».
Предлагаем вниманию читателей статью без изменений:
«Израильская армия прекращает военные операции в секторе Газа. Тель-Авив заявляет, что все подземные ходы, построенные ХАМАСом, уничтожены. Армейское руководство утверждает, что военные силы размещены за пределами сектора Газа и заняли оборонительные позиции. Крупные державы Запада продолжают поддерживать эти шаги Израиля. Одновременно они не скрывают и свою обеспокоенность гибелью мирных палестинцев, но и не предпринимают конкретных шагов для защиты палестинцев. Из крупных держав региона только Турция предпринимает последовательные и решительные действия. Дипломатическая, политическая или военная активность других стран в глаза не бросается. На фоне сказанного актуальность представляет влияние израильско-палестинского конфликта на геополитические процессы.
Геополитический лабиринт на Ближнем Востоке: есть ли путь выхода из Газы?
Новое обострение израильско-палестинских отношений крайне чувствительно было воспринято в мировых политических кругах. Эксперты считают, что происходящее не будет ограничиваться только региональным масштабом. Некоторые аналитики связывают жесткие военные меры Тель-Авива в отношении сектора Газа с изменениями в содержании глобальной геополитики. Крупные мировые державы усилили дипломатическую активность в направлении разрешения проблемы. 26 июня представители США, Турции, Катара, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Евросоюза обсудили в Париже этот вопрос. Состоялся обмен мнениями по поводу достижения прекращения огня.
Но в ходе этой встречи выявились разногласия. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер словами «Израильские берега пусты» хотел подчеркнуть безвыходность положения евреев. В ответ на это министр иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу сказал: «берега не пусты, а полны телами палестинских детей» (см.: Bakan Davutoğlu'nu kızdıran sözler / «Habertürk», 29 июля 2014 г.).
СМИ рассматривают этот диалог в качестве признака различия в подходах к проблеме Запада и Турции. Основную причину долгой и интенсивной бомбардировки Израилем сектора Газа и осуществление им затем наземной операции они видят также в скрытой поддержке со стороны Запада. США и европейские страны в своих высказываниях оправдывают действия Тель-Авива. Они открыто говорят о праве Израиля на самооборону, а потому, по их мнению, Израиль вынужден был полностью уничтожить подземные ходы в секторе Газа. Эти моменты звучат в заявлениях, в частности, Барака Обамы, Джона Керри, Ангелы Меркель и других западных лидеров.
Примечательно, что израильтян не удовлетворяет и эта позиция Запада. Они резко критикуют шаги Б.Обамы и Дж.Керри в связи с прекращением огня. В Тель-Авиве считают, что западный мир во главе с США должен защищать исключительно интересы Израиля. Вашингтон резко отреагировал на это. Пресс-секретарь Государственного департамента США Джен Псаки, имея в виду замечания со стороны Израиля, на пресс-конференции употребила выражения типа «партнеры и союзники не могут поступить так в отношении друг друга», «мы очень сожалеем по этому поводу» и т.д. (см.:ABD İsrail'den gelen eleştirilere sert tepki gösterdi / «Anadolu Ajansı», 29 июля 2014 г.).
По-видимому, здесь нужно обратить внимание на противоречия, имеющие своим корнем двойственную позицию западных стран. Дело в том, что, когда крупные державы не выражают решительную позицию, это подрывает веру в них у противоположной стороны. Когда нет геополитического и политического критерия, то попытки защитить какую-либо из конфликтующих сторон вызывает множество вопросов. Выражаясь образнее, Израилю США говорят «бить вправе», а палестинцам отправляет послание: «это неправильно, что гибнет мирное население».
Сложившуюся ситуацию с политической щепетильностью охарактеризовал известный американский аналитик Ноам Хомский. Он говорит: «США вновь предали мусульман… Оказывая Израилю военную, политическую, дипломатическую и идеологическую поддержку, они стали одним из виновников гибели палестинцев... Единственная страна, продемонстрировавшая в отношении Израиля сильную волю и открыто не смирившаяся с несправедливостью, это – Турция» (см.:Chomsky'den Türkiye'ye Filistin övgüsü / «Habertürk», 25 июля 2014 г.).
На фоне сказанного интересной является позиция ООН. Генеральный секретарь этой организации Пан Ги Мун, обращаясь к сторонам, предложил прекратить без предъявления предварительных условий вооруженные столкновения. Президент Барак Обама же дополнительно переговорил с руководителями Великобритании, Франции, Германии и Италии и подчеркнул необходимость достижения прекращения огня в секторе Газа (см.: Obama'dan telefon diplomasisi / «Habertürk», 28 июля 2014 г.). Лидеры 5 стран договорились по поводу безусловного объявления о прекращении огня.
В настоящее время между Израилем и палестинскими движениями ХАМАС и «Исламский джихад» принято решение о прекращении огня на 72 часа. В Каире стороны обсуждают пункты более долгосрочного соглашения. Но трудно определить, в рамках каких условий устойчивое прекращение огня после полного разрушения сектора Газа Израилем приведет к полному перемирию.
Стратегическая цель: добрососедство или личные амбиции?
В реальности серьезность ситуации не измеряется достижением прекращения огня. Несомненно, активность, демонстрируемая политическими лидерами в направлении урегулирования израильско-палестинского конфликта путем переговоров, – явление положительное. Но тесная связь между геополитическими, политическими дипломатическими и военными аспектами процесса свидетельствует о достаточной сложности его содержания.
Здесь следует учесть геополитические и исторические амбиции одной страны (Израиля) и современную динамику геополитики, межрелигиозные отношения, мазхабские распри, вызванные в регионе после «арабской весны», борьбу крупных держав Ближнего Востока за влияние и т.п. факторы. В поисках ответа на вопрос «Почему Израиль напал?» специалисты особо останавливаются именно на вышеуказанных моментах (см., напр.: Vittorio Dan Segre. Nelle vie di Gaza c'è in gioco il futuro di Israele / «İl Giornale», 22 июля 2014 г. и Göktürk Tüysüzoğlu. İsrail Neden Saldırdı? / «TUİÇ Akademi», 20 июля 2014 г.).
Сквозь эту призму приходится особо подчеркнуть ряд факторов. Прежде всего в качестве причины указывается на то, что ХАМАС и ФАТХ договорились в вопросе создания правительства национального единства. Этот шаг палестинцев, без сомнения, имеет историческое значение. За этим стоит тот факт, что после политического краха «Братьев-мусульман» ХАМАС остался на политической сцене один. Такое положение подтолкнуло ХАМАС к сближению с Ираном, от которого несколько ранее он отдалился (см.: Göktürk Tüysüzoğlu. Указ. статья).
С другой стороны, на ХАМАС оказывают влияние Турция и Катар. Отсюда можно сделать вывод о том, что мусульманские организации желают объединиться. Именно этот вопрос и беспокоит Тель-Авив. В этом контексте эксперты в качестве главного аргумента указывают на послание правительства Нетаньяху палестинскому лидеру Махмуду Аббасу: «откажитесь от создания коалиционного правительства».
Известно, что мусульманские организации в Сирии и Ираке находятся в распрях. Они враждуют друг с другом по мазхабской, политической и идеологической принадлежности. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) же поступает еще жестче. Известно, что эта организация не знает пределов в убийстве мусульман. Даже слова боевиков ИГИЛ «будем воевать против Израиля» сейчас не кажутся естественными.
Возникновение в Палестине единого идеологического фронта Тель-Авив воспринимает как формирование «сильного антиизраильского фронта». В этом плане он рассматривает строительство палестинцами многочисленных подземных ходов в качестве угрозы. Таким путем ХАМАС получает доступ в Египет, а также возможность просочиться в Израиль.
Но отнюдь не все на Западе связывают обострение израильско-палестинского конфликта с указанными выше факторами. Так, например, французское издание «Slate.fr» пишет: «Израиль попал в иранскую ловушку» (см.: Jacques Benillouche. Gaza: comment Israël est tombé dans le piège de l'Iran, via le Hamas / «Slate.fr», 16 июля 2014 г.). Выражаясь конкретнее, Тегеран проверяет уровень сопротивления, которое может оказать Тель-Авив новым иранским ракетам.
Итальянский эксперт Дан Витторио Сегре подчеркивает, что «это – не просто ближневосточный конфликт: это пороховая бочка, способная вывести весь мир из равновесия» (см.: Vittorio Dan Segre. Указ. статья).
Очевидно, что израильско-палестинский конфликт на данном этапе превратился в фактор, способный оказать серьезное влияние в региональном и глобальном масштабе на геополитические процессы. На Ближнем Востоке уточняется место на политической сцене организаций, основанных на религиозной идеологии. Запад пытается сформировать антидемократичный образ этих организаций. А объединение организаций Израиль воспринимает как прямую угрозу себе.
Все это показывает, что геополитическая борьба в регионе фактически поднялась на новый уровень. Можно предположить, что политические организации, строящие свою деятельность на основе исламской идеологии, переходят к этапу прекращения распрей между собой. «Хезболлах» даже предложил ХАМАСу помощь. Эти процессы могут изменить геополитическую картину в регионе в целом. Так, хаос и неопределенность могут возрасти. Но было бы наивно думать, что крупные державы готовы переварить самостоятельное политическое функционирование мусульманских организаций»
Newtimes.az