Победа Эрдогана: начало исторических испытаний модели «сильного человека»? – Newtimes.az
![Победа Эрдогана: начало исторических испытаний модели «сильного человека»? – Newtimes.az](/images/articles/2014/08/15/thumb_20140815053431741.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
БАКУ, 15 авг – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью под заголовком: «Победа Эрдогана: начало исторических испытаний модели «сильного человека»?».
Предлагаем вниманию читателей статью без изменений:
Президентские выборы в Турции вызвали интерес в мировом масштабе. Значение этого события в плане определения содержания и характера процессов, протекающих во внутренней политической среде, неоспоримо. Предстоит определить и роль, которую Анкара сумеет играть в региональных геополитических процессах. Определение того, какой вклад может внести Турция в решение глобальных противоречий, – вопрос не из обычных. Специалисты уже анализируют в этом контексте избрание Реджепа Тайипа Эрдогана народным голосованием главой государства. Выдвигаются интересные тезисы, даются разные прогнозы. В целом затрагиваются актуальные для геополитики моменты.
Выбор народа: трудное испытание для Турции
Избрание в Турции президента путем всенародного голосования характеризуется как начало нового этапа в истории страны. Некоторые эксперты даже употребляют выражение «Новая Турция» (см., напр.: İbrahim Karagül. Hayırlı olsun Türkiye! / «Yeni Şafak», 11 августа 2014г.). Большинство верят в формирование новой политической атмосферы, становление более демократичного способа управления. Реальная же политическая картина в Турции создает несколько иные представления.
Победа председателя Партии Справедливости и Развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана на выборах с 51,8 процентов голосов отражает также и соотношение политических сил. Специалисты видят здесь признаки политической поляризации. Фактически половина избирателей находятся в оппозиции курсу, проводимому ПСР. Примечательно, что, по мнению аналитиков, сама оппозиция несколько маргинализирована.
Так, в частности, религиозный срез Партии националистического движения (ПНД) отдал предпочтение Р.Т.Эрдогану. Интеллектуальная и светская часть Народно-республиканской партии (НРП) не приняла единственного кандидата от оппозиции Экмеледдина Ихсаноглу. Эти избиратели вообще не явились на голосование. По приблизительным подсчетам, так поступили 2 млн. избирателей (см.: Savaş Genç. Sistem yarı başkanlık olur mu? / «Zaman», 11 aвгуста 2014 г.).
Следует отметить и два момента, представляющие политический интерес. Во-первых, отмечается, что внедряемая в Турции новая модель абсолютно одинакова с французской. Внедряемый здесь способ управления потому успешен, что у него имеются традиции. Например, после избрания президента Франции парламент как структура, способная создать баланс в управлении, формируется заново. В определенном смысле это играет роль альтернативы главе государства.
В Турции же кандидаты в депутаты обычно определяются на основе согласия руководства партии. По этой причине эксперты затрудняются высказывать свои позиции по поводу судьбы в Турции полу-президентской системы, давшей во Франции положительные результаты.
Второй момент связан с тем, что в регионах с тесным проживанием курдов наибольшее количество голосов было отдано сопредседателю Демократической партии народов (ДПН) Салахаддину Демирташу Данный политик представляет курдский национализм. В каждой из провинций Хаккари и Диярбакыр ему отдано более 60% голосов. В контексте всей страны этот факт заставляет сильно задуматься. Очевидно, что в регионах страны, где проживают курды, люди хотят видеть «своих кандидатов» на самом высоком государственном посту.
Не является ли это отражением особой поляризации в Турции? Не будет ли указанная тенденция некоторое время спустя и в Турции выпячивать вопрос о политической идентичности по этнической и мазхабской принадлежности, как это имело место в странах Ближнего Востока? Сумеет ли экспертное сообщество ответить на эти вопросы?
Обобщая вышесказанное, можно выделить несколько факторов, усложняющих политическую картину в Турции. Эти факторы не однородные, а охватывают различные сферы. Здесь роль играют такие факторы, как управление, политико-идеологическая, религиозная позиция, этническая принадлежность и др.
По-видимому, впервые избранному народом президенту придется решать противоречия во внутренней политической среде. Успехи, которые он достигнет в руководстве государством, могут сильно зависеть от достижений в этой сфере, так как в консолидации демократических обществ указанный момент традиционно играет серьезную роль. Эффективность управления в прозрачных обществах прямо связана с этим фактором.
Турецкий образец «сильного человека»: ответственность Эрдогана
При подходе в более широкой плоскости можно лишь положительно оценить президентские выборы в Турции, проведенные в соответствии с правилами цивилизованной политической борьбы. Победа Реджепа Тайипа Эрдогана свидетельствует о поддержке со стороны общества модели развития страны. Чувствуется, что гармония внутренней и внешней политики, проводимой ПСР, активно защищается устойчивой частью избирателей (см: Hilal Kaplan. En güzel kaybeden / «Yeni Şafak», 11 aвгуста 2014 г.). Аналитики оценивают этот момент как поражение альтернативных ПСР сил, годами преследовавших цель втянуть страну в раздоры.
При взгляде на вышеуказанное под другим углом сказанное означает, что Анкара останется верна внешнеполитическому курсу. Значение этого нужно осознать. Дело в том, что Турция фактически вновь подтвердила свою мощь как государство, имеющее свои корни. Независимо от того, кто у власти, Анкара проводит стабильную внешнюю политику. По этой причине нет сомнения в том, что в период президентства Р.Т.Эрдогана Азербайджан будет самым близким партнером Турции.
Наглядным тому свидетельством являются искренние поздравления Президента Азербайджана Ильхама Алиева Р.Т.Эрдогану и выдвижение им определенных предложений в плане развития сотрудничества. Ильхам Алиев – стратегически мыслящий, дальновидный лидер с сильной политической волей. Это уже знает каждый. И нет сомнения в том, что главы двух стран – Р.Т.Эрдоган и И.Алиев поднимут отношения между двумя странами на новый уровень.
В целом президентские выборы в Турции могут способствовать обновлению геополитической картины на Ближнем Востоке. Ход событий в указанном регионе показывает, что Анкара проводит достаточно сбалансированную и справедливую политику. Иногда может показаться, что в какие-то моменты она остается в стороне от событий. Но серьезные аналитики видят Турцию в рядах реальных ближневосточных лидеров. Учитывая, что, по ожиданиям, Ахмет Давутоглу в новом правительстве получит еще большие полномочия, можно прогнозировать, что во внешней политике Анкара будет играть еще более активную роль.
В оценках специалистов в этом контексте имеется один очень важный момент. Речь идет о том, что Р.Т.Эрдоган будет уже действовать по модели «сильного человека» (см.: Murat Yetkin. Erdoğan zamanı / «Radikal», 11 aвгуста 2014 г.). Что это значит? Прежде всего лидерский образ Эрдогана сравнивается с А.Меркель, В.Путиным и Х.Рухани. Поддержка, полученная сильным человеком Турции от народа, подобна вере немцев в А.Меркель. Ни один другой политик в Европе не завоевал такого авторитета. Но Р.Т.Эрдоган в основном активен в ближневосточном направлении. Значит, турецкого президента можно считать «сильным человеком», которого признают на Западе, в Иране, на Ближнем Востоке. Это – показатель авторитета турецкой политики.
С другой стороны, Р.Т.Эрдоган воспринимается в качестве лидера, наращивающего силы, как и В.Путин и Х.Рухани. Это означает, что турецкий политик сумеет завоевать авторитет и в евразийском и центрально-азиатском направлениях.
Вопрос имеет большое значение и при рассмотрении его под углом зрения глобальных процессов. Внутренние раздоры в Сирии и Ираке, обострение израильско-палестинского конфликта, углубление украинского кризиса, неурегулированность армяно-азербайджанского конфликта привели крупное геополитическое пространство к крайне щепетильному состоянию. Это еще более усилило интерес Вашингтона к региону. Именно поэтому потребность Соединенных Штатов в сильном региональном лидере возросла. В итоге указанные факторы меняют политический баланс на Ближнем Востоке, Кавказе и Центральной Азии. Р.Т.Эрдоган может стать одним из самых активных участников этих процессов. Учитывая сказанное, эксперты выдвигают тезис о том, что «в Турции началась новая эра».
Все это показывает, что итоги президентских выборов могут повлиять на политические процессы внутри страны, а также на процессы регионального и глобального масштабов. Прогнозируются новшества во многих аспектах. Разумеется, наивно было бы впадать в эйфорию, думая, что все при здесь будет зависеть от Р.Т.Эрдогана.
Newtimes.az