Дмитрий Верхотуров: «О каком-либо «прессинге» Турции со стороны США можно забыть»
Интервью 1news.az с ведущим российским политическим экспертом Дмитрием Верхотуровым
- В последнее время активизировались инициативы со стороны США и России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, хотя прогресс в переговорном процессе все еще не прослеживается. Как вы полагаете, у кого из этих ведущих акторов больше шансов закрепить свои позиции в Южно-Кавказском регионе?
- На мой взгляд, пока это вялотекущая борьба, в которой Россия имеет преимущество. Для США Азербайджан - не первостепенная тема. Он был очень нужен в начале 2000-х годов, когда американское руководство всерьез обсуждало войну с Ираном (Азербайджан любое участие в подобного рода операциях исключил на самом высоком уровне – прим. 1news.az). Сегодня ситуация изменилась и у США несколько иные приоритеты.
- В преддверии так называемого 100-летия т.н. «геноцида армян» будут ли США и Запад давить на Турцию в вопросе открытия турецко-армянских границ и какими могут быть последствия?
- Армяне совершенно напрасно надеются, что Запад и США будут «прессинговать» Турцию, да еще по такому поводу. Они много лет отвергают очевидные факты: Турция - член НАТО, страна, где размещено американское ядерное оружие. Роль Турции на южном фланге НАТО, в Черном море и в восточной части Средиземного моря очень высока. В связи с событиями в Сирии значение Турции только повысилось, не говоря уже о новой войне в Ираке и противостоянии ИГИЛ.
Армянские доводы не стоит воспринимать всерьез. США объявили поход против «Исламского государства Ирака и Леванта», в чем Турция будет играть исключительную роль, прежде всего как база снабжения и поддержки, как активный участник военной операции. В таких условиях о каком-либо «прессинге» Турции можно забыть. Обстановка не позволяет.
- Согласны ли вы с мнением ваших коллег о том, что Армения может лишиться собственной государственности и прийти к краху экономики из-за своей агрессивной политики захвата чужих территорий?
- Крах экономики и исчезновение государства - все же разные вещи. На мой взгляд, армянская экономика и так находится в полумертвом состоянии, и даже вступление страны в Таможенный союз вряд ли ее оживит. Причин тому довольно много, это и вообще общий характер армянской экономики, и то, что на российском рынке азербайджанский и армянский экспорт прямо конкурируют, причем последний сильно проигрывает по цене.
Армянская продукция в среднем в полтора раза дороже азербайджанской. Перспектив экономических у Армении, особо никаких. Насколько я могу судить, страна выживает только за счет торговли с Ираном, во многом политически мотивированной. Государство же может существовать и совсем без экономики, сугубо формально. Собственно, даже в «темные годы» армянское государство вполне себе существовало, хотя экономическое состояние республики было катастрофическим. Россия, конечно, не даст армянской государственности исчезнуть, даже если армянской экономики не будет как таковой.
- Что ждет Армению в перспективе в случае отсутствия конструктивизма в вопросе урегулирования карабахского конфликта?
- Мое убеждение состоит в том, что рано или поздно игры кончатся. В президентском дворце в Ереване раздастся звонок из Кремля и армянскому руководству прикажут очистить Карабах и немедленно стать самыми большими друзьями Азербайджана. На мой взгляд, это зависит от развития российско-азербайджанских отношений. Азербайджан со всех точек зрения, конечно, гораздо выгоднее для России и с годами его значение все больше растет.
Не исключено, что подобный вариант уже продумывается, и недавние вооруженные столкновения могут быть проявлением отчаянных попыток армянской стороны удержать Карабах, хотя бы и развязав для этого новую войну.
- Как вы оцениваете двойственную внешнюю политику армянского руководства в отношении Запада и Востока (России)?
- Это выражение борьбы внутри обширного армянского сообщества. Это ведь не только собственно граждане Армении, но и армянская диаспора в разных странах.
У разных групп внутри армянской диаспоры разные интересы и они ведут разную политику. На мой взгляд, реальное правительство Республики Армения давно находится не в Ереване, а в диаспоре, но вот это «диаспорское правительство» все никак не может договориться между собой, выработать общую линию.
От борьбы сторонников присоединения к Западу и сторонников пророссийской линии армянский курс тоже шатает из стороны в сторону. На мой взгляд, подобное положение сложилось не в последнюю очередь в силу странных армянских представлений. Они ведь до сих пор себя считают некоей империей, контролирующей Кавказ, и так сами себя презентуют. Потому в диаспоре и дебатируется вопрос о прозападном или пророссийском курсе, только он там обсуждается в контексте, что это Запад или Россия заинтересованы в этой самой «армянской империи», кто больше заинтересован и что с этого можно получить.
- На фоне активизации отношений Москвы и Баку каким вам представляется дальнейшее углубление стратегического партнерства между нашими странами?
- На мой взгляд, между нашими странами за 20 лет сложился, во многом явочным порядком, своего рода экономический и военно-политический альянс. Россия и Азербайджан тесно сотрудничают в экономике, в нефтедобыче, в каспийском вопросе, поставляется вооружение и боевая техника. Если смотреть на реальный ход сотрудничества, то очевидно, что это отношения давних партнеров.
Другое дело, что это пока не получило какого-то политического оформления и даже общепринятого названия. Это положение создалось не просто так. Азербайджан находится на перекрестке влияний. Он интересен и для Евросоюза, огромный и непреходящий интерес проявляет Турция, руководство которой, очевидно, хочет сделать Азербайджан модератором политики тюркизма в закаспийском регионе.
Есть также определенное влияние Ирана и других ближневосточных стран. Конечно, влияет и карабахский вопрос, да и вообще непростая обстановка на Южном Кавказе. В силу этих обстоятельств политика России была достаточно осторожной. Сейчас, возможно, будут сделаны гораздо более решительные шаги.
Матанат Насибова