Многовекторность как приоритетное направление внешней политики Азербайджана
Известно, что любое независимое государство стремится выстраивать внешнеполитический курс в рамках своих национальных интересов, и в этом смысле Азербайджан также не является исключением.
Сбалансированная внешняя политика, основу которой заложил в свое время Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев, успешно продолжается под руководством действующего Президента Ильхама Алиева.
Go West?
Так сложилось, что приоритетными направлениями внешней политики Азербайджана являются сотрудничество с Европейским союзом (ЕС) и странами Европы, поскольку мы видим свое будущее в европейской интеграции.
Однако Азербайджан не ограничивается исключительно европейским направлением и ориентируется на передовой опыт стран других регионов, например Юго-Восточной Азии, что дает нам возможность сближаться как с западными, так и с восточными партнерами.
Как заявил в комментарии для 1news.az ведущий российский эксперт Александр Караваев, Азербайджан, будучи поставщиком нефтегазовых ресурсов на европейские рынки, поддерживая проекты диверсификации европейского газового рынка, при этом не стремится взваливать на себя дополнительное бремя, пытаясь лоббировать Транскаспийский газопровод, поскольку такая тактика могла бы подпортить отношения с Москвой.
«Азербайджан настроен расширять совместные европейские проекты, направленные на модернизацию социально-экономической жизни страны.
Однако Баку не готов поддаваться давлению европейских чиновников, стремящихся максимально широко навязать универсалистские принципы демократии в ущерб национальным интересам и местному укладу социально-политической жизни. В то же время одним из примеров умелой дипломатической практики следует считать избрание Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН, а также лидирующую роль в Организации Исламского Сотрудничества», - отметил А.Караваев.
Безусловно, очень важно, что Азербайджан самостоятельно выбирает партнеров и направления для сотрудничества, а не руководствуется интересами третьих стран, превращаясь в инструмент в их руках.
При этом инициатор и активный участник серьезных региональных инфраструктурных проектов Азербайджан занимает важное место в ряду основных товарных, энерготопливных и других центров связей по линии Восток - Запад.
Тот факт, что основные центры глобализации и региональной интеграции (Европейский Союз, США, Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.) заинтересованы в укреплении позиций Азербайджана как транзитной страны, говорит о том, что наша страна с каждым годом все увереннее ощущает международной арене.
Напомним, что Азербайджан стал членом ряда международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Движения неприсоединения, ПАСЕ, Организации исламского сотрудничества, СНГ и наряду с этим является одним из учредителей региональной группы ГУАМ, сотрудничает с такими серьезными международными структурами, как НАТО и Европейский Союз.
Фактом возрастающей роли нашей страны в обеспечении региональной безопасности, а также растущего авторитета ее внешней политики стало избрание Азербайджана в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Все эти факторы дают основания полагать, что дипломатический успех может быть использован в том числе для продвижения урегулирования нагорно-карабахского конфликта за счет поддержки странами-партнерами справедливой позиции Азербайджана в этом важном для него вопросе.
Точки зрения
По мнению Александра Караваева, многовекторность внешней политики Азербайджана во многом подчинена задаче решения проблемы Нагорного Карабаха и оккупированных районов вокруг него. Соответственно обрастание международной поддержкой, рост регионального экономического влияния Баку, появление других важных и независимых от нагорно-карабахского конфликта результатов развития (например, выход на мировой рынок углеводородов) – в значительной мере подчинено задаче освобождения оккупированных территорий.
В свою очередь, азербайджанский политолог Тофик Аббасов считает, что в развитии многовекторной политики, формировании сбалансированного внешнеполитического курса Азербайджана решающую роль сыграл вклад Общенационального лидера Гейдара Алиева
«С момента прихода к власти Гейдар Алиев дал понять своим ближайшим соседям по региону и международному сообществу, что собирается строить государственную систему на основе концепции развития в рамках национальных интересов параллельно с интересами основных полюсов сил в мире.
Это был месседж для некоторых внешних сил, желающих вовлечь Азербайджан в орбиту своего влияния и своих интересов, которые бы хотели в последующем использовать Азербайджан в своих целях. Эта была очень смелая заявка официального Баку, поскольку за период годичного пребывания у власти представителей партии «Мусават», Народного фронта страна значительно ослабила свои позиции практически во всех социально-экономических сферах, а новое руководство приступило к формированию официального курса практически с нулевого показателя из-за отсутствия концепции развития страны, основой которой в последующем стал энергетический фактор.
Позже были реализованы очень важные судьбоносные проекты, которые предопределили роль Азербайджана в мировом масштабе. Сегодня Азербайджан стал суверенным и самодостаточным субъектом международного права, и занял нишу ведущего регионального игрока в плане обеспечения энергетической безопасности Европы. Как следствие наши ведущие партнеры - Россия, США, Великобритания, Франция, Китай воспринимают Азербайджан как дееспособный субъект, который серьезно реагирует на вызовы эпохи и создает пояс надежности в таком важном ареале как Южный Кавказ, выполняющий коммуникационную функцию между Европой и Азией»,- отметил азербайджанский эксперт.
Азербайджан и Юго-Восточная Азия
Официальный Баку в последнее время уделяет особое внимание взаимодействию со странами Юго-Восточной Азии, с которыми у Азербайджана сложилась атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Причем наряду с традиционными лидерами, такими как Южная Корея, Китай, Сингапур, расширяются связи с Малайзией, Вьетнамом и другими странами, демонстрирующими высокую динамику в развитии.
Напомним, что в мае текущего года с государственным визитом во Вьетнаме побывал Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в ходе которого стороны широко обсудили различные аспекты вьетнамо-азербайджанских отношений.
В частности, выступая с заявлением для прессы, Президент Азербайджана отметил, что его визит во Вьетнам придаст новый импульс отношениям между двумя странами, оценил открытие посольства Азербайджана в этой стране как позитивный фактор в развитии двусторонних отношений.
«Мы поддерживаем друг друга в международных организациях, членами которых являемся, и впредь будем это делать»,- сказал Ильхам Алиев, проинформировав президента Вьетнама о событиях, происходящих в регионе, изложив свою позицию в отношении армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, представляющего самую большую угрозу региональной безопасности.
На сегодняшний день торговый оборот между Азербайджаном и Вьетнамом достиг 400 миллионов долларов, и в перспективе предусмотрено углубление сотрудничества в нефтегазовом секторе, с учетом экспорта азербайджанской нефти во Вьетнам. Имеются возможности для развития сотрудничества в области образования, культуры, туризма.
В свою очередь, президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг принял приглашение Президента Ильхама Алиева посетить с ответным официальным визитом Азербайджан.
Уместно напомнить и об официальном визите премьер-министра Малайзии Мохаммеда Наджиба Тун Абдул Разака в Азербайджан, в ходе которого был подписан меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в нефтяном и газовом секторе между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и малайзийской нефтяной компанией PetroNas.
Итоги визита закрепила совместная декларация о дружественных отношениях и партнерстве между Азербайджаном и Малайзией, которую подписали Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Малайзии Мохаммад Наджиб Тун Абдул Разак.
К слову, малазийские компании имеют большой опыт в реализации инфраструктурных проектов, в строительстве, переработке, производстве электронного оборудования, что может быть полезным в рамках двустороннего сотрудничества.
В таком же взаимовыгодном ключе развиваются за последние десять лет партнерские связи между Азербайджаном и Южной Кореей.
Так, в 2006 году Азербайджан с официальным визитом посетил президент Южной Кореи Ро Му Хен. Затем импульс в 2007 году межгосударственным связям был придан государственным визитом Президента Ильхама Алиева в Республику Корея.
На сегодняшний день наблюдается активное сотрудничество в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, информационно-коммуникационные технологии, энергетика и прочее.
Согласно статистике, товарооборот между Азербайджаном и Южной Кореей по итогам 2011 года составил 620,92 миллиона долларов, из которых 176,7 миллиона долларов приходится на долю импорта южнокорейских товаров.
По мнению Тофика Аббасова, развивая отношения со странами-партнерами, Азербайджан может воспользоваться их поддержкой в принятии судьбоносных решений, в частности в урегулировании нагорно-карабахского конфликта на уровне таких солидных организаций как ОБСЕ и ООН.
Баку - Тель-Авив
К слову, Азербайджан традиционно активен и на израильском направлении.
Отношения с этой страной в последнее время развиваются довольно динамично, и на сегодняшний день в Азербайджане представлены израильские компании, задействованные в различных секторах экономики и высоких технологий. Израиль является одним из главных импортеров азербайджанской нефти и основным партнером Баку по военно-техническому сотрудничеству. Объем торгово-экономического оборота составляет более $3 млрд. Азербайджан фактически обеспечивает все основные потребности Израиля в нефти и нефтепродуктах через турецкий порт Джейхан, при этом каждый третий баррель нефти, потребляемый Израилем, поступает из Азербайджана.
В разработке газовых месторождений Израиля участвует «дочка» Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР).
Израиль известен как производитель высокотехнологичного оружия, а Азербайджан, проводя политику диверсификации источников вооружений, предпочитает закупать наиболее современное оружие именно в Израиле, в этой же сфере заключен контракт на сумму $1,6 млрд.
В целом отношения между странами взаимовыгодные, прагматичные, основываются на твердом фундаменте взаимных интересов, причем обе страны ясно понимают чувствительные стороны друг друга.
Азербайджан - Россия
По оценкам Тофика Аббасова, в мире проходят очень вязкие и иногда запутанные процессы, связанные с Россией и с ее политикой на постсоветском пространстве, особенно в связи с событиями, происшедшими на Украине.
«Азербайджан как страна, испытывающая огромные трудности на почве нарушения собственной территориальной целостности, поддержала принцип соблюдения норм международного права в этом чувствительном вопросе. В целом у Азербайджана имеется налаженный комплекс многовекторных отношений с Россией, с которой сложились исторические и культурные связи.
Наряду с успехами в двустороннем сотрудничестве у нас имеются ожидания от России по ряду вопросов. Политический уровень между Баку и Москвой вышел на новый качественный уровень, однако это не значит, что мы готовы стать участниками российских интеграционных проектов, так как в этом пока нет необходимости. Это четко выраженная позиция официального Баку, которую понимают в Кремле. В целом комплекс отношений довольно многовекторен и по всем этим направлениям отношения стран развиваются и взаимодействуют, включая сферу региональной безопасности. Все эти факторы показывают, что между Азербайджаном и Россией доминирует принцип доверительности, что в свою очередь является очень важным элементом в двусторонних отношениях», - пояснил эксперт.
В то же время, как считает российский эксперт Александр Караваев, в отношениях с Россией Азербайджан стал единственной страной из группы соседей России, избежавшей в 2005-2007 годах газовой войны с Москвой.
«При этом удалось не просто погасить возможные трения с газовой монополией Москвы, но и переориентировать направленность газовых операций. Россия стала потребителем азербайджанского газа. Сегодня Баку крайне внимательно и осторожно относится к возможным трениям с «Газпромом» в плоскости собственного газового экспорта в Европу. Никто не скажет, есть ли какие-либо устные договоренности на этот счет, но зримых конфликтов в связи с Южным газовым коридором не было видно, чтобы там не утверждали алармисты.
«Лукойл» направляет первые потоки своей новой каспийской нефти с месторождения им. Ю. Корчагина в российском секторе Каспия в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Десять лет назад это было трудно представить – публицисты говорили о стопроцентном антироссийском характере этого проекта.
Баку не отказывается от использования нефтепровода в Новороссийск, подчиняя в какой-то степени его слабый экономический резон политической выгоде от сотрудничества госкорпораций SOCAR и «Роснефть». Пример такого компромисса - выход на российский рынок SOCAR Rus - зарегистрированного в России дочернего предприятия госконцерна Азербайджана. SOCAR Rus планирует разработку нефтегазовых месторождений на юге России в Астраханской области и Калмыкии, а также продажу уже добытой российской нефти», - пояснил российский эксперт.
Отметим, что товарооборот между Россией и Азербайджаном в последние годы вырос на 30-40%.
Почти 28% российского экспорта в Азербайджан составляют машины и оборудование, а 26% - продовольственные товары. Важнейшим направлением в сотрудничестве двух стран является гуманитарное сотрудничество, причем огромную роль тут играет Фонд Гейдара Алиева под руководством Мехрибан Алиевой, в сфере внимания которого находится обширный круг вопросов межкультурного взаимодействия и диалога со многими другими странами мира.
«Азербайджан верен своему императиву о том, что сотрудничество с региональными странами и с ближайшими соседями очень важно для нас. Как пример тому - совместный транспортно-коммуникационный проект Север-Юг, предусматривающий соединение железнодорожных веток двух стран. За счет сбалансированной политики Азербайджан продолжает развивать отношения с Ираном, будучи стратегическим партнером США», - считает Тофик Аббасов.
По его словам, Иран и Азербайджан, точно так же как Азербайджан и Россия, обречены быть на короткой ноге даже в случае каких-то несогласованностей, что вполне допустимо между соседними государствами.
«Оптимизма добавляет то факт, что в случаях возникновения проблемных вопросов Иран всегда может принять позицию, которая не нарушает привычный режим отношений.
Иран всегда однозначно выступал за территориальную целостность Азербайджана, и при определенном раскладе может сыграть положительную роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией», - уверен эксперт.
Напомним, что в свое время у Ирана были необоснованные предположения, о том, что Азербайджан якобы может предоставить США свою территорию в качестве плацдарма для нанесения ударов по ядерным объектам Ирана несмотря на многочисленные заявления официального Баку о недопустимости такого сценария, претящего интересам Азербайджана. По истечении времени исламское государство убедилось в том, что на самом деле Азербайджан не представляет угрозу для безопасности Ирана, а поддерживает мирный поиск решения вопроса, связанного с его ядерной программой. Безусловно, такой разворот событий однозначно вывел двустороннее сотрудничество между Ираном и Азербайджаном на новый, более доверительный уровень отношений.
Что касается энергетического взаимодействия между странами, то по оценкам эксперта, с учетом того, что на мировых рынках постоянно растут запросы потребителей на нефть и газ, Иран и Азербайджан могут сформировать новую конъюнктуру для использования новых маршрутов не только в Европу, но и в других направлениях.
Вопрос интеграционных орбит
«Не будет сильным преувеличением сказать, что в случае с Азербайджаном мы имеем некий флагманский стандарт многовекторности в регионе СНГ». Такого мнения придерживается российский эксперт А.Караваев.
По его словам, отличительным моментом в этой политике является осторожность или постепенность в наращивании линий сотрудничества в рамках своих интересов.
«Являясь участником «Восточного партнерства», Азербайджан не стал педалировать подписание соглашения о евроассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, воспользовавшись достаточно обоснованным аргументом – рамки экономического влияния ЕС на Азербайджан после этих соглашений становятся более жесткими, чем даже у ВТО, где Азербайджан вообще не состоит. Соблюдая дистанцию, Баку миновал тех драматических потрясений, которые возникли в Армении и продолжаются в Украине.
Техника многовекторности заключается в умелом управлении балансами политики и экономики. Там, где не хватает одного компонента, его компенсируют другим. Допустим, в политическом плане Азербайджан не намерен вступать в ЕАЭС или в Таможенный Союз, зато наращивает экономические отношения с Россией, Беларусью, Казахстаном, двигаясь в параметрах, заданных зоной свободной торговли СНГ. Чем не интеграция без обременения политическими обязательствами?», - отметил эксперт.
«Правила многовектороности, заданные еще Гейдаром Алиевым, подтвердились и в реакции на украинские события. Немаловажно, что Баку поддержал принцип территориальной целостности Украины, но при этом дал возможность использовать Баку в качестве парламентской площадки для российско-украинского диалога – создана Бакинская межпарламентская группа по урегулированию украинского кризиса в рамках ПАСЕ. Тем самым Азербайджан выступил на стороне разума и трезвых оценок ситуации украинского конфликта, что не осталось незамеченным Москвой», - уверен А. Караваев.
Между тем, Азербайджан грамотно выстраивает свою внешнюю политику и на западном направлении. Многовекторная политика, построенная отчасти на балансировании между интересами крупнейших геополитических игроков, в том числе диктует необходимость налаживать отношения с Североатлантическим альянсом. Продвигаясь по пути интеграции с Европой, Азербайджан старается поддерживать отношения с НАТО.
США и Азербайджан имеют двусторонние соглашения о торговле и инвестициях. Американские компании участвуют в добыче нефти в Азербайджане, а также изучают новые инвестиционные возможности в сфере телекоммуникаций и других областях. США ищут новые пути партнерства с Азербайджаном, оказывая содействие в обеспечении региональной безопасности и стабильности, повышения энергетической безопасности, а также поддерживая усилия Азербайджана по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
В заключение отметим, что большинство государств мира декларируют приверженность многовекторности как ключевой стратегии их внешней политики, хотя, конечно, далеко не всем удается удачно ее воплотить на практике.
По мнению А.Караваева, в группе государств Южного Кавказа наиболее полно с поддержанием линии многовекторности пока справляется лишь Азербайджан.
Именно наша страна, хоть пока она и далека от группы сверхдержав, тем не менее, в десятилетней перспективе может побороться за возможность вхождения в двадцатку лидеров неформального рейтинга мирового влияния.
Матанат Насибова