Глава UAFA: «Люди с инвалидностью становятся все более активными в Азербайджане, все чаще слышен их голос» – ФОТО - ВИДЕО | 1news.az | Новости
Интервью

Глава UAFA: «Люди с инвалидностью становятся все более активными в Азербайджане, все чаще слышен их голос» – ФОТО - ВИДЕО

11:40 - 30 / 10 / 2014
Глава UAFA: «Люди с инвалидностью становятся все более активными в Азербайджане, все чаще слышен их голос» – ФОТО - ВИДЕО

Благотворительная организация United Aid for Azerbaijan («Объединенная помощь Азербайджану») работает в стране долгие 17 лет.

Начав в далеком 1998 году с оказания элементарной помощи нуждающимся детям вещами первой необходимости, к 2014-му UAFA стала одной из уважаемых организаций, которая помогает детям уязвимых слоев общества получить доступ к образованию, медицинской помощи и другим видам необходимых услуг.

О том, чем запомнились прошедшие годы, какими результатами стоит гордиться и к чему стремиться в будущем, в интервью 1news.az рассказала руководитель UAFA, британка Гвен Берчел (Gwen Burchell), стоявшая у истоков основания организации.

- UAFA под Вашим руководством работает в Азербайджане 17 лет.  Что привело Вас сюда? И довольны ли Вы тем, чего удалось добиться за эти годы?

- Я приехала в Азербайджан в ноябре 1997 года, и тогда у меня не было цели остаться здесь так надолго. Это было просто приятное приключение.

С Азербайджаном меня связывал отец. Он был вовлечен в переговоры о нефтяном контракте в то время и приезжал в Азербайджан периодически с 1992 года. После распада Советского Союза в Западном мире мало что знали о каждой из республик бывшего СССР. Для нас тогда это были лишь части большой Советской России, общего врага. 

Отец заинтересовал меня рассказами об этой стране, к которой он проникся симпатией. Благодаря открывшимся границам к нам в Лондон стали приезжать его знакомые и партнеры по работе из Азербайджана. Эти люди тогда открывали новый для себя мир, и мне тоже стало интересно приехать и посмотреть эту страну, Азербайджан. Вот так это все и началось.

Так как на тот момент у меня уже был опыт работы с детьми в благотворительных учреждениях, то я решила продолжить такую же деятельность здесь. На тот момент у меня не было ни четкого плана, ни стратегии. Все появилось со временем и вылилось в то, что мы имеем сегодня.

- Что удерживает Вас здесь? И чувствуете ли Вы сегодня, по прошествии 17 лет, стремление и готовность к продолжению работы?

- Моя история немного отличается от опыта большинства иностранцев, которые приезжают в Азербайджан по контракту на определенный срок, зная, что после его окончания они покинут эту страну. Я же приехала сюда по своей собственной инициативе. Я поселилась здесь, тут мой дом, моя семья. Для меня Азербайджан стал второй родиной.

Я очень люблю свою работу, и мне крайне близка философия нашей организации. Со временем я поняла, чего хочу добиться в Азербайджане – создать такую организацию, которая бы действительно помогала людям и которой люди могли бы доверять. Думаю, что мне это удалось.

- Сколько проектов UAFA осуществляет на сегодняшний день? И как много времени требуется для реализации идеи?

- Я не стала бы называть работу, которую делает UAFA, проектами. Когда мы говорим о проектах, подразумевается работа в течение какого-то установленного периода времени, по истечении которого она прекращается.

Мы же стремимся к тому, чтобы, начав предоставлять какую-то услугу группе людей, которая в ней нуждается, продолжать делать это и впредь, так как есть потребность в ней каждый день, а не только на протяжении периода времени.

UAFA помогает различным уязвимым группам населения – мы предоставляем людям те услуги, к которым раньше у них не было доступа. Параллельно мы ведем диалог с правительством, чтобы опыт внедрялся в систему на общегосударственном уровне. Порой для этого необходимо совершенствование законодательства и социальной политики в различных областях.   

Достижение тех целей, которые мы ставим перед собой, занимает не год и не два. Это требует времени, порой много времени.

- Можно ли выделить среди Ваших инициатив те, которые удалось довести до общегосударственного уровня?

- В 2012 году мы выступили с инициативой организовать реабилитационные центры для детей с инвалидностью. Совместно с Министерством финансов и Министерством труда и соцзащиты населения мы осуществили пилотный проект в этой сфере.

Это дало хорошие результаты для людей, которые нуждаются в этих услугах. В то же время это оказалось полезно для неправительственного сектора, который получил возможность окрепнуть, получить новый опыт.

Сегодня, через два года после того, как предложили эту инициативу, Министерство труда и соцзащиты Азербайджана заключило со многими НПО в стране, в том числе и с нами, договор на проведение работы по созданию таких центров.

- Кто является основным финансовым донором в реализации инициатив UAFA?

- В последние годы основным донором становится государство. Но, когда мы только начинали, среди тех, кто поддерживал нас финансово, были преимущественно крупные международные компании, представленные в Азербайджане.

Со временем мы перешли на спонсирование посредством грантов. Сегодня же нас поддерживает и государство, и очень много местных компаний, и даже отдельные люди.

Это естественный процесс. Организации, подобные UAFA, не должны постоянно ориентироваться на внешние источники финансирования, учитывая, что у Азербайджана достаточно ресурсов на поддержание подобной деятельности.

Сегодня не хватает доверия сектору неправительственных организаций, веры в то, что НПО способны качественно и ответственно делать свою работу, учитывать этические аспекты. Я думаю, что UAFA стала хорошим примером того, что такое возможно.

- Деятельность UAFA сосредоточена преимущественно на развитии сферы образования, здравоохранения и социальной помощи. Можно что-то добавить в этот перечень?

- Сфера нашей деятельности несколько шире. Мы сфокусированы на нуждах детей из уязвимых социальных групп, неблагополучных семей. Это могут быть дети из бедных семей или же дети с какой-либо формой инвалидности, или же живущие крайне далеко от необходимых для жизнеобеспечения государственных объектов (школы, больницы и т. д.).

Зачастую проблема носит более широкий социальный характер и в поддержке нуждается вся семья. Самыми сложными случаями являются те, где сталкиваешься с комбинацией перечисленных факторов.

Нашей основной задачей в любой ситуации является обеспечить то, чтобы ребенок остался в семье, так как родная семья – всегда лучшее место для ребенка, его развития и воспитания. Потому мы оказываем поддержку семье, чтобы она была в силах обеспечивать ребенку то, что ему необходимо в первую очередь.

Нашим основным фокусом являются дети с инвалидностью, так как именно они наиболее уязвимы. Если такие дети воспитываются в специальных интернатах, то всецело зависят от тех людей, которые за ними ухаживают. Если же они воспитываются дома, то практически лишены возможности социальных контактов, так как не могут выходить на улицу, учиться в школе вместе с другими детьми и т.д.

Значимую часть в нашей работе занимает вопрос воспитания детей в общественных учреждениях. В советское время это приобрело большие масштабы. Во всех странах бывшего СССР имелись многочисленные учреждения, где воспитывались дети, в основном, дети с инвалидностью. Но современный подход заключается в том, чтобы дети воспитывались в семье. И если семья не в силах заботиться о своем ребенке, нужно помочь этой семье, чтобы она могла справиться с этой ношей.

- Как Вы находите тех, кому нужна помощь? Или же они находят Вас? 

- Группы наших сотрудников работают практически по всей стране. Когда мы впервые попадаем в новый регион, в первую очередь, налаживаем контакт с местным представительством исполнительной власти, предоставляем информацию о себе и своей деятельности. Также встречаемся с представителями различных ведомств, занимающихся образованием, здравоохранением и социальными вопросами. Только после этого мы начинаем какую-то деятельность в этом регионе.

Мы узнаем о потребностях людей в тех или иных услугах всегда по-разному. Иногда просьба о помощи исходит от конкретной семьи, и тогда мы стремимся помочь именно этой семье, а затем организовать возможность получения этой услуги в больших масштабах. Иногда же мы получаем обращение от министерств, которые заключают с нами договор об обеспечении какого-либо вида социальных услуг.

- В каких регионах Азербайджана Вы осуществляете свою деятельность?

- На юге мы работаем в Лянкяране, Билясуваре и Джалилабаде, на северо-западе – в Гяндже и Шамкире, на севере – в Хачмазе и Сиязани. Также мы представлены в Сумгайыте, и конечно в Баку и бакинских поселках.

Сотрудников UAFA сосредоточено больше в регионах, нежели в столице. В Баку наша работа преимущественно состоит в диалоге с правительством. Мы тесно работаем с парламентским комитетом по социальным вопросам и активно участвуем в совершенствовании законов.

Последним примером были поправки, внесенные, согласно нашим рекомендациям, в Закон Азербайджана о специализированных социальных услугах. Они были приняты в декабре 2012 года. Этот обновленный закон откроет новые возможности для оказания различного рода социальных услуг, а также предоставит больше возможностей для сотрудничества между государственными структурами и НПО.

Мы также работали над Семейным кодексом Азербайджана. Давно, еще в 2001 году, мы предоставили свои рекомендации к поправкам в Закон об образовании детей с инвалидностью.

- В сфере дошкольного образования, помимо UAFA, инициативы выдвигает Министерство образования и Детский фонд ООН (UNICEF). Не происходит ли дублирования функций?

- Между различными структурами, занимающимися схожими проблемами, безусловно, присутствует координация. Но дублирования функций не происходит: разные организации – разные инициативы.

Каждый из нас занимается разными группами детей. К примеру, инициативы UNICEF в сфере дошкольного образования касаются преимущественно детей в возрасте 5-6 лет. Это 3-месячная программа непосредственной подготовки к школе, которая предусматривает проведение занятий в самих школах.

То, что предлагаем мы – это занятия с детьми от 2 до 6 лет. Занятия предполагают инклюзивность, то есть проводятся для групп, где есть и дети с инвалидностью. Мы предлагаем проводить эти занятия в близости от дома, не отрывая их от привычной обстановки.

Министерство же обеспечивает функционирование официальных детских садов, которые расположены в крупных городах или населенных пунктах.

Согласно государственной стратегии, целью ставится обеспечение доступа детей дошкольного возраста к образованию до 90%. Единственная возможность достичь этой цели – обеспечить доступ к дошкольному образованию в селах, деревнях и небольших городках.

Дошкольное образование для жителей таких удаленных мест должно быть рассчитано на небольшие по численности группы и быть недорогим, чтобы родители могли себе позволить приводить туда своих детей.

Я считаю правильным подходом обсуждать различные варианты решения любой проблемы. Не может быть одного единственного пути, всегда есть варианты. И задача в том, чтобы выбрать наилучший.

- На опыт каких стран Вы опираетесь в своей работе?

- Не могу сказать, что опыт какой-то одной страны может считаться лучшим во всем. Наша задача – следить за последними достижениями в тех сферах, в которых мы работаем, постоянно читать, изучать передовой опыт самых разных стран.

Главное – не бездумно копировать то, что сделано в какой-то одной стране, и переносить этот опыт на другую. Каждая страна индивидуальна, и важно адаптировать даже самый передовой опыт под особенности и нужды той страны, где вы собираетесь внедрять эти новые подходы.

- Какие перемены в азербайджанском обществе Вы видите за последние годы в том, что касается отношения к детям с инвалидностью?

- Определенные перемены в обществе, несомненно, есть, и это перемены к лучшему. Люди с инвалидностью становятся все более активными в Азербайджане, все чаще слышен их голос. Думаю, не последнюю роль в этом сыграл интернет. Сами родители начинают осознавать, что нет необходимости изолировать от общества своего ребенка только из-за того, что у него какая-либо форма инвалидности.

Когда мы только начинали свою работу в Азербайджане, родители таких детей были намного больше подвержены стигме – они боялись выводить своего ребенка, боялись показывать его соседям, людям вокруг. Сегодня эта стигма постепенно ослабевает.

Частично этому способствует принцип инклюзивности образования, который все чаще применяется в Азербайджане. Это помогает детям с ограниченными физическими возможностями приобщиться к основной системе образования в стране.

Такие перемены происходят частично благодаря инициативам со стороны государства, а частично благодаря процессу, происходящему в самом обществе, в каждой отдельной семье. Сегодня, если смотреть на прошедшие 17 лет, позитивные перемены в этом отношении налицо, однако много работы еще впереди.

- На Вашем столе фотография с королевой Елизаветой II. Расскажите, пожалуйста, об этой встрече.

- Это случилось в 2004 году, совершенно неожиданно. На фотографии королева вручает мне медаль за особый вклад в образование. Это своего рода признание заслуг людей, которые сделали нечто неординарное в сфере своей деятельности.

Награждение из рук королевы происходит на основании номинации со стороны. Я знаю, что меня номинировали здесь, в Азербайджане, правда, до сих пор не знаю, кто именно.

Номинация была утверждена, и так я оказалась в Букингемском дворце. Для меня это было небольшим шоком. Но, конечно, было очень приятно и волнительно. Не каждый день встречаешься с королевой.

Приятно вспоминать этот момент, но не знаю, насколько полезной можно назвать эту награду – я не использую ее в качестве своей визитной карточки.

- Каковы Ваши профессиональные планы на последующие годы?

- Планировать можно сколько угодно, но не всегда планам суждено сбываться. Я всегда придерживалась такой позиции, что человек должен уметь ориентироваться и подстраиваться под окружающую обстановку.

Небольшим новшеством, которое бы мне хотелось внедрить в Азербайджане, я бы назвала т.н. социальные предприятия. Думаю, это хорошая модель организации, которая позволяет благодаря небольшой оплате за предоставляемые услуги поддерживать деятельность подобных организаций в более необеспеченных регионах.

Цель такой организации, которая зарегистрирована как частный бизнес, – не обогащение, а возможность предоставления тех же услуг неимущим слоям населения. Я вижу преимущество такого принципа работы организаций над непосредственной благотворительностью и полагаю, что со временем он докажет свою состоятельность в Азербайджане.

Также хотелось бы достичь в течение следующих 5-10 лет прогресса в сфере обеспечения доступа к дошкольному образованию и реабилитации детей с инвалидностью. Я хочу, чтобы у каждого ребенка в Азербайджане в каждой деревне был бы доступ к дошкольной подготовке и у каждого ребенка с инвалидностью – доступ к качественной реабилитационной помощи.

Если попытаться заглянуть в будущее, то я вижу UAFA сильной, профессиональной и мотивированной командой, которая не очень нуждается в руководстве извне, а работает благодаря энергии изнутри. Сегодня мы очень близки к этому.

Елена Остапенко

Фото: Лала Гулиева

Видео. Награждение.

Поделиться:
5688

Последние новости

Все новости

1news TV