«Переговоры по Ирану: ядерный вопрос зашел в тупик» - Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Переговоры по Ирану: ядерный вопрос зашел в тупик».
Предлагаем вниманию читателей статью без изменений:
«Безрезультатно завершился финальный раунд переговоров в Вене между Ираном и шестью ведущими мировыми державами (Россия, Франция, Германия, Китай, США и Великобритания) в связи с ядерной программой Тегерана. Правда стороны согласились продлить их еще на полгода, но шансы на их успешное завершение под большим вопросом.
Переговоры «шестерки» с иранской стороной продолжались на протяжении долгого времени. Иран утверждает, что ядерная программа страны носит мирный характер, тогда как многие западные страны высказывают предположения, что в действительности иранская сторона ведет разработку ядерного оружия.
Главное препятствие
Судя по всему, главным препятствием стало накопившееся взаимное недоверие. Страны Запада никак не могут получить устраивающих их гарантий того, что иранская мирная ядерная программа не превратится в военную. Поэтому, согласно некоторым данным, они пытались добиться от Тегерана максимальных уступок в вопросе ограничения и контроля его ядерной программы. Иранцы в свою очередь тоже не верят Западу, поэтому хотели снятия максимально большего числа санкций уже на первых этапах реализации пошагового плана решения ядерного вопроса.
Ключевым вопросами обсуждения являются количество центрифуг в Иране, которые могут быть использованы для обогащения урана в военных целях, а также тема перевозки урана в другие страны для обогащения с последующим возвратом в Иран. Проблема в том, что иранцы не согласны ни делиться ураном, ни ограничивать количество центрифуг. Однако ни ЕС, ни США пока другой альтернативы поставить под контроль Тегеран в этом вопросе не видят. По этой причине предыдущие два раунда консультаций в Иране, а также в Женеве закончились, по сути, ничем. Стороны зашли в тупик. Причем Иран научился выживать в условиях санкций на отдельные виды поставляемой продукции и банковскую систему со стороны стран ЕС и США. А в западных странах нарастает давление на свои правительства с тем, чтобы те не шли на уступки Ирану.
Оптимальный вариант доверия
По всей видимости, недоверие друг к другу будет основным препятствием и на пути дальнейших переговоров. Ведь до сих пор непонятно, каким образом американцы и иранцы будут это недоверие преодолевать. У сторон настолько сложная история взаимоотношений, что слов, обещаний и даже международных гарантий здесь будет недостаточно. В этой ситуации наиболее оптимальным вариантом накопления доверия может стать межгосударственное сотрудничество по важным вопросам, не касающимся ядерной сферы. Наиболее важной сферой сотрудничества могли бы стать Афганистан и, конечно, Исламское государство – правда, лишь в том случае, если США и Иран достигнут компромисса относительно судьбы Башара Асада.
Но даже, если атмосфера доверия будет создана, американцам придется смириться с тем, что рано или поздно у Ирана появится ядерная бомба. И вместо того, чтобы отрицать неизбежное, им нужно сделать все возможное для минимизации угроз от этого события. Прежде всего работать над превращением Ирана в стабильно развивающееся государство, которому нет смысла использовать ядерную бомбу с целью нападения и шантажа. Кроме того, американцам нужно каким-то образом успокоить Саудовскую Аравию, которая вполне может взять курс на создание ядерной бомбы вслед за иранской.
Кому выгодны переговоры?
Иранские лидеры хорошо понимают, что пока с ними ведут переговоры, их не бомбят и не вводят против них новые санкции. Поэтому можно сказать, что на нынешних переговорах Иран достиг программы минимум: он продолжил переговорный процесс, снял с себя часть санкций и не допустил принятия новых. Как стало известно из слов главы МИД Великобритании Хаммонда, Ирану разрешат получать ежемесячно по 700 миллионов долларов из замороженных активов страны, размещенных за рубежом.
Однако больше всего от нынешнего итога переговоров выиграл Израиль, являющийся одним из самых ярых противников ядерного статуса Ирана и принципиально выступающий против признания этого статуса со стороны США. «Очень важно, что соглашения пока удалось избежать. Мы намерены продолжать бороться за то, чтобы не дать Ирану стать пороговой ядерной державой, которая бы угрожала нам и всем остальным», – отметил израильский премьер Беньямин Нетаньяху.
И тем не менее, участники переговоров рассматривают заключение соглашения в перспективе как потенциально решающее достижение, выгодное самим переговорщикам. Достигнутое соглашение даст экономике Ирана столь необходимое избавление от западного давления и подтвердит кредит доверия главе государства как президенту-реформатору, надеющегося добиться более открытых отношений с Западом. Президенту Бараку Обаме эта сделка позволит утверждать, что он коренным образом изменил отношения Америки с ее давним противником и положил конец серьезной угрозе безопасности региона при помощи мирных средств, а не войны. Помимо внутриполитических причин Обаму сдерживает и кризис в Ираке. Без поддержки Тегерана невозможно наладить нормальную жизнь в этой стране, тем более, шиитские формирования являются основной силой, противостоящей суннитским радикалам.
Позиция России во многом также продиктована рамками другого кризиса – украинского – который фактически завел в тупик российско-американские отношения. Вероятно, именно этой причиной и объясняется то, что переговоры по Ирану западными делегациями и представителями России проводились отдельно – весь «круглый стол» посредников не собирался.
Однако эксперты предполагают, что в первой половине 2015 года вести переговоры будет куда сложнее, чем во второй половине 2014. И одним из основных препятствий может стать американский Конгресс. Как известно, по итогам ноябрьских выборов законодательный орган США полностью контролируется республиканской партией, крайне скептически относящейся как к самому Ирану, так и перспективам мирного соглашения с ним на основе признания за Тегераном права на ядерную программу. Очередной перенос срока переговоров республиканцы восприняли крайне негативно, и уже обещают после созыва нового Конгресса проголосовать за ужесточение санкций против Ирана. Понятно, что администрация попытается убедить республиканский конгресс этого не делать, а в крайнем случае Барак Обама может даже наложить вето на решение о санкциях. Однако сама по себе эта процедура крайне негативно скажется на переговорном процессе и на желании иранцев идти на какие-то уступки. Не исключено, что в этой ситуации сторонам придется ждать еще два года, до избрания нового Конгресса и, возможно, нового президента США».
Newtimes.az