Меняется ли геополитический статус Южного Кавказа? - Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

Меняется ли геополитический статус Южного Кавказа? - Newtimes.az

17:16 - 06 / 01 / 2015
Меняется ли геополитический статус Южного Кавказа? - Newtimes.az

БАКУ, 6 янв - 1NEWS.AZ

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Меняется ли геополитический статус Южного Кавказа?».

Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:

«В условиях, когда в различных регионах мира разворачиваются сложные геополитические процессы, представляет интерес содержание отношения мировых держав к Южному Кавказу, который всегда находился в центре внимания. Эксперты считают, что геополитические изменения последних лет превращают этот регион в «провинцию» геополитики. Сейчас для США, ЕС и России гораздо важнее украинский фактор. Но при этом упускается из виду то, что Южный Кавказ геополитически не изолирован от других регионов мира. По этой причине рост значения ближневосточного и украинского факторов косвенно оказывает влияние и на ситуацию на Южном Кавказе. С другой стороны, внутренние возможности и внешнеполитический курс расположенных здесь государств различаются, что должно быть учтено крупными державами. Но, к сожалению, пока этого не видно. Куда ведет подобная ситуация регион в целом?

Новая обстановка: регион превращается в «геополитическую провинцию»?

Как геополитическое пространство, Южный Кавказ остается в кругу интересов крупных держав. Периодически в их подходах к региону проявляются различия, но в целом они осознают значение региона. Но, по мнению ряда специалистов, ныне исчерпываются прежние источники региональной динамики, а новые еще не сформировались, что, как они утверждают, может дать толчок к утверждению своеобразной стабильности на Южном Кавказе.

В качестве причины сказанного указывается на глобальный финансово-экономический кризис и изменения, отмечающиеся в интересах крупных геополитических игроков мира. При этом учитываются противоречия во взаимоотношениях США, Евросоюза и России, изменения в интересах Ирана и Турции в регионе.

На основании сказанного утверждается, что идет процесс «геополитической провинциализации» Южного Кавказа. Это происходит на фоне трех факторов. Во-первых, сокращается масштаб участия США в южно-кавказских событиях. Главное внимание Америки сейчас приковано к азиатско-тихоокеанскому бассейну. Вашингтон направляет сюда крупные военные силы. Объем военного бюджета в этом году был на самом низком за последний период уровне.

Во-вторых, сохранение шанса на достижение договоренности в связи с ядерной программой Ирана сводит вероятность проведения военной операции против Тегерана к минимуму, что само по себе уменьшает для Америки геополитическое значение близлежащих к Ирану регионов.

В-третьих, украинские события, кажется, отодвинули Южный Кавказ для Запада на задний план. США пытаются усиливать внимание конкретно к Грузии, что трудно отнести ко всему региону. Наряду с этим было бы крупным заблуждением предположить, что указанный регион выйдет из сферы интересов Америки. Просто на фоне ряда сформировавшихся ныне геополитических факторов Вашингтон может несколько убавить здесь свою активность.

Процессы последних времен показывают, что и эти прогнозы специалистов не совсем верны. Под разным предлогом Вашингтон пытается вмешиваться во внутренние дела лидирующего в регионе государства – Азербайджана, демонстрируя на этом фоне лояльность к Армении и Грузии. Вашингтон продолжает, образно говоря, «потакать капризам» армянского лобби. Также он придает важное значение отношениям с Тбилиси. Значит, в реальности речь идет об определенных коррективах в политике, проводимой Америкой в отношении к каждому из государств региона.

Примерно такая же ситуация царит в южно-кавказской политике и Евросоюза. По утверждениям, во внешней политике данной организации значение этого региона падает. Отказ Армении от соглашения по ассоциативному членству и демонстрация Азербайджаном независимой позиции оказывают влияние на позиции ЕС в этом регионе.

Сложная ситуация: в тисках 5 сил

Правда, новое руководство Грузии проявляет больший интерес к Евросоюзу, нежели к Америке. Но это не носит системного характера и усиливает для Брюсселя значение НАТО в связи с Южным Кавказом. Сейчас ЕС оценивает перспективы своих отношений с государствами региона скорее в плане возможностей расширения НАТО. Принимать этот тезис за абсолютную истину несколько трудно, так как в любом случае у Брюсселя есть свои интересы в регионе, и ЕС будет стараться их защищать. Например, демонстрируя большую активность в энергетической сфере, организация подходит к обеспечению своей безопасности в этой сфере как к жизненно важному вопросу.

Можно предположить, что Евросоюз будет продолжать свои попытки по оказанию влияния на геополитическую динамику региона. Ясно, что он не хочет оставаться между США и Россией. Вдобавок в борьбе за регион ни одна из указанных сил пока не добилась абсолютного превосходства. При такой неопределенной ситуации вряд ли Брюссель отступит. Сказанное подтверждают и продолжающиеся отношения с Арменией, ведение с ней переговоров относительно сотрудничества в разных сферах.

Вместе с тем нельзя забывать и об одном факторе, который ослабляет позиции ЕС в регионе. Речь идет о политике двойных стандартов, проводимой этой организацией в данном пространстве. Оказание помощи Армении-агрессору, намерение развивать отношения с ней и выдвижение на фоне этого определенных обвинений в адрес Азербайджана – все это наносит вред авторитету Евросоюза. При этом подходе укрепить в такой крайне значимый период свои геополитические позиции на Южном Кавказе Евросоюзу было бы сложно. Но пока нет каких-либо фактов, подтверждающих наличие у Брюсселя желания проделать новый шаг.

На фоне такой политики Запада растет значение российского фактора в регионе. Официальный Тбилиси придает большое значение отношениям с Брюсселем, но при этом не забывает и о Москве. Обсуждения последнего времени в связи с сотрудничеством двух стран дают определенные плоды. Но пока трудно утверждать, что отношения Грузия-Россия обрели стратегическое содержание. Зато еще более возросла зависимость Армении от Кремля.

Дело в том, что после решения Еревана о присоединении к Евразийскому Экономическому Союзу возможности у Запада оказать на него влияние упали до минимума. Сейчас, когда Вашингтон и Брюссель принимают меры к тому, чтобы остановить дальнейшее отдаление Армении, Россия фактически считает эту страну своей провинцией, что усиливает геополитическую неопределенность в регионе. Тщетно ждать, что Москва упустит инициативу.

Ясно, что Россия заинтересована в развитии отношений с Азербайджаном. Азербайджан – единственное государство в регионе, которое строит отношения со своим крупным северным соседом на основе принципа равноправного партнерства. Экономический потенциал Азербайджана, проводимая им эффективная энергетическая и независимая политика подтверждают, что эта страна – гораздо более важный партнер.

Специалисты отмечают, что на фоне борьбы Запада и России за влияние на Южном Кавказе активизируются в регионе и Иран и Турция. Возможности Турции в этом плане оцениваются как более высокие. Интенсификация обсуждений по ядерной программе Тегерана увеличивают и его шансы в этом регионе. Но пока ни Турция, ни Иран не обладают такими действенными механизмами, как Запад и Россия. В этом плане трудно заявлять, что лидерские устремления этих двух государств в регионе будут иметь какие-либо результаты.

Все это показывает, что на Южном Кавказе еще не полностью сформировались новые условия, которые обеспечили бы стабильность на Южном Кавказе. Очевидно, что регион пока остается в полосе геополитической неопределенности. А это говорит в целом об опасности картины в регионе. Неурегулированность конфликтов создает в этом плане дополнительную серьезную угрозу. К сожалению, в этом направлении крупные державы не предпринимают реальных шагов, не пытаются заставить Армению отказаться от агрессивной политики. Пока они не обеспечили свои интересы в регионе, надежд на то, что они этого сделают, мало.

Таким образом, переход Южного Кавказа для крупных геополитических сил на статус «геополитической провинции», на наш взгляд, носит временный характер. Не исключено, что в ближайшей перспективе этот регион превратится в арену еще более острой борьбы. Это не только может представлять угрозу народам региона, но и оказать негативное влияние на глобальные геополитические процессы».

Newtimes.az

Поделиться:
2171

Последние новости

Все новости

1news TV