Жертвенность как новый проект Еревана, или Фиговые листки карабахского клана
Печальные сводки с линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск приходят почти ежедневно.
Армянская сторона, неся значительные потери, тем не менее, не перестает провоцировать Азербайджан, целенаправленно занимаясь эскалацией конфликта.
В последнее время активность армянской стороны в этом плане заметно усилилась. С чем же связаны подобные провокации, в чем причины активизации армянской военщины?
Понятно, что главная причина - помешать урегулированию конфликта, сохранить статус-кво, представить Азербайджан как страну-агрессора.
Ясно и другое. Армянская сторона предпринимает подобные действия, хорошо при этом понимая - максимум, что она услышит от сопредседателей Минской группы ОБСЕ, – это очередные заявления, увещевания и призывы к мирному решению конфликта. Именно этим занимаются посредники и представители ряда международных организаций на протяжении более двух десятилетий, фактически потворствуя политике официального Еревана.
Без сомнений, подобная безнаказанность усиливает провокационную деятельность Армении и поощряет ее на эскалацию напряженности.
Существует еще один фактор, который ни в коей мере исключать нельзя. Речь идет о приближении 100-летия т.н. «геноцида», в преддверии которого армянская сторона хотела бы продемонстрировать мировому сообществу новый этап своей так называемой жертвенности. Мол, «многострадальные» армяне вновь стали жертвами насилия, на сей раз со стороны Азербайджана, страны, которая якобы нагнетает напряженность, пытается навязать военное решение проблемы, усиливает свой военный потенциал.
Армяне всегда использовали этот жертвенный фактор и демонстрировали его мировому сообществу, чтобы получить определенные преференции. И сейчас, на мой взгляд, Армения, понимая, что столкнулась с несопоставимым по мощи Азербайджаном, пытается извлечь из этого выгоду и преподнести свои потери в зоне конфликта за жертв соседнего государства.
Главное, чтобы в ее жертвенность поверили мировое сообщество и все те, кто собирается принять участие в «мероприятиях 24 апреля».
Но в Ереване забывают, что сейчас не 1915 год, а Первая мировая война давно закончилась. К тому же речь идет не о мирном населении, число жертв среди которого армянская сторона искусственно завышала все эти годы в геометрической прогрессии, а о военнослужащих, находящихся на оккупированных азербайджанских землях.
Разумеется, еще одна причина происходящего на линии соприкосновения – попытка сорвать переговорный процесс. Нарушая режим прекращения огня, провоцируя Азербайджан, Армения пытается создать видимость того, что вести переговоры с азербайджанской стороной в таких условиях нет никакого смысла.
Серьезными причинами нагнетания напряженности остаются, естественно, и проблемы внутриполитического характера. Социально-экономический кризис, политическая нестабильность, усилившееся недовольство населения, выливающиеся в протестные выступления против режима, не могут не беспокоить правящий режим Армении.
Эти факторы всегда были главным индикатором поведения страны на внешнеполитической арене. И здесь, как никогда, необходим образ врага, страх перед которым должен сплотить и мобилизовать людей, внушить им важность сохранения стабильности в стране. И это в обществе, которое, по признанию самих армянских экспертов, ежегодно покидают сотни тысяч армянских граждан.
Дополнительным катализатором обострения внутриполитической ситуации в стране, конечно, стало дело солдата Пермякова, расстрелявшего армянскую семью. И вопрос не в том, какое наказание получит российский солдат, и где он будет его отбывать. Случай стал еще одним поводом для недовольства и гнева, которое население направило против своего руководства, вызванных беспомощностью властей, нищенским существованием и проблемами, с которыми столкнулось общество. Достаточно почитать лозунги, с которыми протестующие выходили на митинги.
Нынешнее бедственное положение Армении, ее изоляция, слабость позиции в отношении Азербайджана, видимо, создают основу для реализации очередного ереванского проекта, связанного с жертвенным имиджем и «многострадальностью» армянского народа.
И как вывод - необходимость продолжения военных действий в сочетании с мощной агитационно-пропагандистской работой, призванной создать впечатление о том, что азербайджанская сторона не воспринимает Армению, Нагорный Карабах, армянское население.
Все это является серьезными отвлекающими маневрами, которые, по мнению верхушки правящего клана в Ереване, могут отвлечь от серьезных проблем внутри страны, событий в Гюмри, потерь на линии фронта и в какой-то степени сгладить остроту протестов, которые открыто демонстрирует сегодня армянское общество.
Все это было бы очень удобной ширмой для дальнейшего нагнетания атмосферы в стране и необходимости противостоять «враждебному Азербайджану», если бы не одно но… Все эти бредни уже не срабатывают как в прошлые времена, а значительная часть населения все больше осознает тупиковость ситуации, в которую попала «многострадальная Армения».
Перманентный кризис, внутриполитическая напряженность, усиливающиеся протестные выступления - яркое тому подтверждение. И всю ответственность за эскалацию напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта и оккупацию азербайджанских земель будет нести правящий режим Армении, какими бы фиговыми листочками он ни прикрывался.
Фикрет Садыхов
политолог