Из истории развития азербайджанской прессы: Гражданский подвиг Гасан бека Зардаби
Хмурый осенний день 1907 года. Тесные улицы Баку заполнили толпы людей, сопровождавшие похоронную процессию.
Хоронили не выдающегося государственного деятеля или священнослужителя, не известного мецената или знаменитого артиста. Шествие провожало в последний путь Гасан бека Зардаби – основоположника национального театра и периодической печати, инициатора открытия первой азербайджанской женской школы, неутомимого общественного деятеля. И все это Гасан бек Зардаби совершил в обстановке гонений со стороны царских властей и яростного сопротивления местных мракобесов.
Конечно, венцом всей просветительской и общественной деятельности Г.Зардаби является издававшаяся им газета «Экинчи» («Пахарь»). Она выходила только два года (1875-1877 гг.), но заложила основы профессиональной журналистики в нашей стране. «Экинчи» стала новым этапом в развитии общественной мысли в Азербайджане. До сегодняшнего дня каждый номер газеты не теряет своей свежести и притягательной силы. Издание «Экинчи» совпало с не лучшими годами в многовековой истории азербайджанского народа. С одной стороны, гнетущая колониальная политика царской России, с другой – разнузданный произвол местных феодалов и фанатичного духовенства.
Действительно, газета Зардаби являлась в прямом смысле лучом света в царстве тьмы и полного бесправия. «Экинчи» открывала людям глаза на правду, указывал, в чем состоят истинные интересы народа. Гасан бек был воспитанником Московского университета и ему был близок дух передовой русской общественной мысли. По примеру демократов-просветителей XIX века он пропагандировал идеи свободы и равноправие, смело обрушивался на эксплуататоров любых мастей, утверждал, что свое благополучие они строят, ущемляя интересы миллионов простых людей, крестьянства. Он говорил: «Там, где нет свободы, не может быть и развития, движения вперед».
Очень обширным был круг его публицистической деятельности. На страницах «Экинчи» он открыто полемизировал со сторонниками варварского религиозного самоистязания, писал об убожестве духовного образования и неизмеримых преимуществах светских форм обучения и воспитания. Г.Зардаби неумолимо и гневно раскрывал реакционную сущность религиозных предрассудков и обычаев, с помощью которых народ держали в невежестве. Ученый-естественник Зардаби прекрасно разбирался в вопросах агрономии, потому почти в каждом номере давал практические советы крестьянам по садоводству, шелководству, животноводству и другим отраслям сельского хозяйства.
Гасан бек Зардаби был уверен в своей правоте, неизбежном торжестве дела, которому посвятил всю свою жизнь. В «Экинчи» он публиковал не только собственные статьи, заметки своих единомышленников, но предоставлял возможность высказаться на ее страницах своим идейным противникам. И недруги этим пользовались. Вместо полемической аргументации они всячески поносили Г.Зардаби, некоторые из недоброжелателей не удерживались даже в своих выступлениях от нецензурной брани. Не менее яростным нападкам Зардаби подвергался и со стороны царских властей. Ему запрещали писать на политические темы, особо «острые» номера безжалостно конфисковывались.
Частые преследования вынудили Зардаби в 1877 году остановить издание газеты. Однако, несмотря на короткий период существования, «Экинчи» сыграла беспримерную роль в развитии прогрессивной, общественной мысли тогдашнего Азербайджана. С появлением газеты выросло целое поколение просветителей-демократов. Можно без преувеличения сказать, что это издание привело в движение пребывающее доселе в состоянии дремоты общество.
Закрытием «Экинчи» царские власти не удовлетворились. Они вознамерились окончательно отвлечь Г.Зардаби от всякой общественной деятельности. Чиновники отдают приказ о его переводе из Баку в Екатеринодарскую (Краснодарскую) гимназию. Но публицист не мог примириться с тем, что его умышленно отрывают от любимого дела, потому вскоре подает прошение об отставке. В Баку перед ним были закрыты двери всех учреждений, что вынудило Гасанбека переселиться в родное село Зардаб, где он и прожил пятнадцать лет. Но и в глубинке он не мог остаться в стороне от жизни. Гасанбек и его супруга Ганифа ханум берутся за обучение грамоте сельских ребятишек. При этом Зардаби сотрудничает с тифлисскими и бакинскими газетами, публикует свои статьи и корреспонденции также в петербургских и московских изданиях.
Более 40 лет Гасанбек Зардаби самоотверженно служил избранному пути. Начиная с 70-х годов XIX столетия, вся жизнь его была неразрывно связана с жизнью родного народа. Он был непосредственным участником всего лучшего в истории развития азербайджанской культуры тех лет. Основанная им газета «Экинчи» вызвала к жизни появление новых - «Хаят» («Жизнь») и «Фиюзат» («Благо»). Таким образом, была подготовлена почва к зарождению исторического «Моллы Насреддина». Благодаря его деятельности сложилась сеть национальных театров и школ. Заметно выросло число благотворительных обществ, были сделаны важные шаги в сфере просвещения. Именно в тот период возросло число молодых азербайджанцев, направлявшихся на учебу в российские и европейские высшие учебные заведения.
Как следует из сказанного, во второй половине XIX столетия стремительный рост и развитие Баку создали условия для зарождения национальной прессы. И с этой задачей Гасанбек Зардаби справился блестяще. «Экинчи» стала своеобразной трибуной неподкупной правды. Феномен Зардаби, масштаб этой личности позволяет современникам не просто увидеть героическую судьбу отдельного человека, хотя это не так уж и мало. Осмысливая его деятельность, мы вникаем в процессы, являвшиеся наиболее важными для азербайджанского общества того периода. Гасанбек Зардаби в одиночку вступил в противодействие с эпохой. Он надеялся, что школы, театр и газеты перевернут мировоззрение мусульман. И способствовал этому своими смелыми проектами. И, несмотря на все пережитые горести и страдания, ему посчастливилось увидеть плоды своих усилий и труда.
Рагим БАБАЕВ