Ильгар Велизаде: «В нынешних условиях ЕС и Азербайджан должны выступать как равноценные партнеры»
На днях завершился визит в Азербайджан президента Совета Европейского Союза Дональда Туска.
По оценкам одних экспертов, визит Туска в регион носил чисто символический характер, по оценкам же других, он расставил приоритеты в двустороннем сотрудничестве.
О том, чем запомнился данный визит и какие можно делать выводы по его итогам в интервью с политологом Ильгаром Велизаде.
- Как Вы оцениваете визит президента Совета Европейского Союза Дональда Туска в Азербайджан? Насколько, на Ваш взгляд, он будет способствовать развитию двустороннего сотрудничества?
- В целом, визит президента Совета Европейского Союза в страны Южного Кавказа, в частности, в Азербайджан, носил больше ознакомительный характер. Прошло уже много месяцев с того момента, как Дональд Туск приступил к исполнению своих нынешних обязанностей, однако текущие проблемы Евросоюза не позволяли ему уделять должное внимание Южному Кавказу.
Этим своим визитом он явно хотел эти пробелы восполнить. Следует добавить, что дифференцированный подход к странам-участницам программы «Восточное партнерство», который стал превалировать в политике Брюсселя в последние месяцы, позволил ему значительно разнообразить повестку своего пребывания в регионе.
- Азербайджан уже много лет настаивает на дифференцированном подходе Евросоюза, однако, как Вы отметили, Брюссель пошел на этот шаг только недавно.
Как Вы считаете, какими будут дальнейшие шаги ЕС в этом направлении?
- Азербайджан уже долгие годы настаивает на отказе от принципа «уравниловки» в отношении участников программы «Восточное партнерство», однако в Брюсселе с этим подходом стали соглашаться лишь недавно. Так или иначе, сближение позиций сторон было налицо, и мы воочию убедились в этом во время визита президента Совета Евросоюза.
Напомним, что отсутствие Президента Азербайджана на последнем саммите Восточного партнерства в Риге где нашу страну представлял министр Мамедъяров породило множество предположений и гипотез относительно перспектив участия Баку в этом проекте. Однако Президент Ильхам Алиев и президент Дональд Туск в своих телефонных разговорах накануне и после саммита подтвердили приверженность диалогу, который по целому ряду субъективных причин переживал не лучшие времена.
Суть и характер этих субъективных причин были подробно раскрыты главой государства на последнем заседании Кабинета министров, где им же была предложена новая концепция отношений с Евросоюзом, основанная на уважении выбора Азербайджана и равном партнерстве.
Похоже, что в Брюсселе восприняли этот призыв и соотнесли его со стоящими перед ЕС стратегическими целями и задачами в регионе. В нынешних условиях ЕС и Азербайджан могут, и, вполне вероятно, должны выступать как равноценные партнеры в решении стратегических задач, касающихся интересов обеих сторон.
Для Азербайджана важно сохранить традиционный многовекторный подход во внешней политике, пусть и в новой его интерпретации, с учетом глобальной политической конъюнктуры, а для Европейского Союза – способствовать сохранению Баку в орбите своих интересов, в частности, в рамках решения задач по обеспечению своей энергетической безопасности, да и решения прочих проблем региональной безопасности.
Стороны отчетливо понимают, что любой дисбаланс интересов в регионе может привести к непоправимым последствиям для развития политических и экономических процессов в регионе. Это особенно важно, когда Иран начинает выходить из режима санкций, и именно Азербайджан, наряду с Турцией, рассматривается Тегераном, как и Брюсселем, как важнейшее звено во взаимодействии между сторонами.
- Как Вы считаете, отразится ли визит президента Совета ЕС в регион на продвижении процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Конечно, серьезное сотрудничество предполагает наличие и серьезных шагов в практической сфере. И азербайджанская сторона вправе рассчитывать на такие шаги. Увы, нам и раньше приходилось слышать подбадривающие заявления европейских официальных лиц о единстве в оценках тех или иных процессов, или шагов, однако часто они носили декларативный характер и не подкреплялись конкретными делами. Между тем, именно конкретных дел нам сегодня больше всего не хватает. Весьма отрадно, что находясь в Баку, Дональд Туск в очередной раз подтвердил приверженность ЕС своей традиционной позиции по поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджана.
Однако Баку настаивает на более деятельных усилиях Евросоюза по реализации своих же принципов. Сепаратизм не может быть хорошим, или нейтральным в одних случаях, и плохим – в других. Поэтому сохраняется надежда на то, что более артикулированные действия Брюсселя в отношении Еревана помогут выправить дисбаланс между делами и словами, и приблизить условия для мирного решения карабахской проблемы.
Несколько иначе складывается картина вокруг реализации идеи строительства Южного газового коридора. Здесь действия сторон носят гораздо более согласованный характер и осуществляются в конструктивной форме.
Интенсифицировался переговорный процесс с участием Туркменистана, да и Иран стал проявлять заметный интерес к использованию строящейся при принципиальном участии Азербайджана инфраструктуры на территории Турции и Греции. Европейский Союз отчетливо представляет себе масштабы этого проекта и не видит альтернативы Азербайджану в его реализации. На сегодняшний день ее просто не существует.
Да и гуманитарное сотрудничество между сторонами давно носит практический характер. Достаточно вспомнить, сколько важных гуманитарных проектов осуществлено за последние годы в Европе на деньги Азербайджана и при его непосредственном участии.
Конечно, для систематизации всех этих контактов, для повышения их эффективности необходим концептуально более новый документ, регламентирующий характер отношений между сторонами, создающий для этого необходимые политико-правовые основы. Этим документом может стать готовящееся новое соглашение о сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС, в котором найдут отражение и все прочие вопросы двусторонней повестки.
В Азербайджане придают большое значение этому документу, и, надеюсь, должное значение ему придадут и в Брюсселе.
Н.Абдуллаева