Акрам Гасанов: «Азербайджан сегодня обладает полным финансовым суверенитетом»
Центральный банк Азербайджана (ЦБА) запросил техническую помощь Европейского банка реконструкции и развития (EBRD) в реформировании банковского сектора страны.
В ходе состоявшихся недавно переговоров обсуждались также активность EBRD в азербайджанском финансовом секторе, развитие банковского сектора и вызовы, стоящие перед ним. Стороны отметили успешное развитие экономики в первом полугодии и очертили спектр совместной деятельности в сохранении стабильности банковского сектора Азербайджана.
Конечно, сама эта информация не раскрывает всей проводимой главным банком страны работы в области реформирования банковской сферы, поскольку оно осуществляется Центробанком постоянно и реализуется, прежде всего, посредством совершенствования законодательства в этой сфере. Прокомментировать вопрос реформ, а также рассказать о направленности законотворчества в данной сфере финансовой экономики мы попросили автора книги «Банковское право в Азербайджане», директора юридической фирмы IJS Law Firm, члена Коллегии адвокатов Азербайджана Акрама Гасанова.
- Если азербайджанское законодательство ориентировано на европейское, то почему именно на него? Американское право в этой области имеет свою специфику, но также развито и считается передовым в мире...
- Фундаментально между европейским и американским банковским законодательством нет существенных отличий. Отличия по большей части связаны с особенностями развития страны. Кроме того, США состоят из 50 штатов, есть различия и между штатами. Более того, по банковской сфере там основную роль играют именно законодательства штатов. В этом смысле имеет место разрозненность, что усложняет нам принятие американского опыта.
Кроме того, мы – страна континентального права, опирающаяся на германскую ветвь этой правовой семьи. А США – страна англо-саксонского права. К сожалению, этому вопросу у нас не придают должного значения. Причина понятна: наши экономисты с западным образованием в основном обучались в США и Англии. Это хорошо, поскольку там очень сильное экономическое образование. К тому же экономическая наука универсальна. Но юридическая наука не универсальна!
Однако многие наши юристы тоже предпочитают обучаться там. В итоге получается винегрет! Одно и то же экономическое явление можно регулировать в любой правовой системе. Разными средствами и в разных формах. Но нельзя привносить любой правовой институт в другую правовую семью. Примером является право собственности. Ну нет в англо-саксонской семье аналогичного нашему института права собственности. Там есть имущественные права (property rights). Отсюда их институт траста, который у нас иногда безуспешно пытаются заимствовать. Не получится! Почва другая у нас. Посадить невозможно. А потому нам, конечно, надо изучать и американский опыт. Полезное надо перенимать. Но при этом в наших законах писать не языком англо-саксонских законов, а языком немецкого права. Надо помнить, что англо-саксонское право вообще прецедентное право, а потому их законы составляются иначе, чем наши. На сегодняшний день большинство проблем экономических отраслей права нашего законодательства – именно результат непонимания нашей правовой идентичности.
- Банковское право в Азербайджане развивается, но можно ли считать удовлетворительными механизмы контроля Центробанка над выполнением требований закона или принятых им же решений?
- У ЦБА достаточно механизмов. Я бы даже сказал, что банки формально беззащитны против ЦБА. Законы в этой сфере у нас драконовские. Просто у ЦБА нет достаточного кадрового потенциала и других возможностей, чтобы использовать хотя бы часть этих механизмов. На самом деле, нужно грамотно смягчить многие моменты в законах. Но то, что останется, надо четко исполнять.
- Если я не ошибаюсь, то некогда Центробанк запретил местным банкам покупать акции АО, занимающихся производственной деятельностью. Какая практика в этой сфере в западных странах. Банк и производство – это допустимо или нет?
- Это запретил не ЦБА. А Закон «О банках». Согласно ст. 33 этого закона банки не могут покупать доли либо акции компаний, занимающихся производством, торговлей, строительством, транспортом, сельским хозяйством, разработкой месторождений. С разрешения ЦБА они могут это делать лишь временно для возврата кредита. Например, если заемщик не может вернуть кредит, и банку приходится покупать упомянутые доли или акции. Временно это возможно. Указанная практика соответствует практике западных стран. Во всяком случае, для традиционных банков. Дело в том, что банки оперируют привлеченными средствами. Если банки будут заниматься всем подряд, надзор за ними будет просто невозможен, а значит, средства кредиторов банков будут в опасности. Есть и ряд других причин. Тут, правда, надо сделать оговорку, что для исламского банкинга, как минимум, следует позволить определенные исключения. Ведь исламское кредитование, по сути, подразумевает участие в бизнесе заемщика.
- Азербайджанские банки сегодня выполняют только лишь банковские функции или их функции расширены и размыты? А может, наоборот, чересчур ужаты и ограничены?
- На сегодня наши банки выполняют классические банковские функции: привлекают вклады, выдают кредиты, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание. До современного банка не дотягивают. В частности, нет инвестиционной, консалтинговой и прочей деятельности.
- Не так давно в Азербайджане была введена практика налогообложения прибыли полученной от депонирования средств в банках. Как с этим обстоит дело на развитых финансовых рынках?
- На самом деле наш Налоговый кодекс всегда предусматривал такой налог. Просто каждый год устанавливался мораторий. И это плохо приучило как банки, так и вкладчиков. Во всем мире проценты от вкладов, как правило, облагаются налогом. С чего бы это работник в поте лица трудится, получает зарплату и платит по ней налоги, а вкладчик, ничего не делая, имеет доход от банка, но налог по нему не платит?!
- Есть момент, который лично меня интересует как нумизмата. Какое законодательство, и в достаточной ли степени, регулирует выпуск, обращение и все что связано с памятными монетами из драгоценных металлов в Азербайджане?
- Закон «О Центральном банке Азербайджанской Республики». В статье 38 в целом говорит о том, что ЦБА выпускает и продает памятные монеты. Сам ЦБА еще в 2004 году принял «Правила о выпуске в обращение памятных монет в Азербайджанской Республике». Небольшие правила. Главная проблема этих «Правил…» – нет процедуры продажи таких монет. В целом написано, что ЦБА продает их всем. Но на практике желающие не могут их купить. Зачастую им говорят, что закончились монеты. И приходится покупать у спекулянтов. ЦБА должен установить четкие процедуры. Возможно, даже должен быть аукцион, если желающих купить много.
- Понимаю, что вопрос гипотетический и никаких предпосылок для этого нет, но, тем не менее, если бы сегодня встал вопрос о вхождении Азербайджана в единое европейское финансово-валютное пространство, то какие требования предъявили бы нам европейские регуляторы рынка?
- Да, вряд ли такое возможно даже через 10 лет. Но требования были бы такие, как ко всем членам ЕС. А это практически отказ от финансового суверенитета. Отсюда уже следует целая система требований. В том числе по прозрачности, бюджетированию и т.п. Но, по сути, и без этих требований нам было бы очень сложно тогда. Это прекрасно видно на примере Греции. Ведь имей Греция свою валюту, просто девальвировала бы ее, и все. Но у нее нет своей валюты. Она общая – евро, и печатает ее Европейский ЦБ. А вот мы взяли в этом году и девальвировали манат. Если войдем в еврозону, такой возможности не будет. А сегодня Азербайджан обладает полным финансовым суверенитетом.
Рауф НАСИРОВ