Фикрет Садыхов: «Американцы заинтересованы в улучшении отношений с Азербайджаном»
Интервью 1news.az c политологом Фикретом Садыховым
- Можно ли говорить о некоем потеплении в азербайджано-американских отношениях на фоне участившихся визитов официальных лиц Госдепартамента в Баку?
- Думаю, что да. За последнее время действительно чувствуется сближение позиций и взаимная необходимость стран друг в друге. Судя по частым визитам официальных лиц Госдепартамента, в Вашингтоне осознают возросшую ценность Азербайджана как регионального игрока и значимого государства. В свою очередь мы также понимаем важность США как супердержавы в мировом масштабе и заинтересованы в сотрудничестве.
Однозначно, что сближение сторон налицо, хотя, конечно, в отношениях имеются определенные недопонимания. В частности для нас абсолютно неприемлемо вмешательство любого государства во внутренние дела нашей страны. И в этом смысле США также не исключение. И мы, конечно же, выражаем свое недовольство, когда слышим необоснованные заявления и западные нравоучения, в которых никак не нуждаемся. Американцы должны понимать, что двусторонние отношения должны строиться на конструктивной и взаимовыгодной основе и в Баку, и в Вашингтоне.
В целом же американцы заинтересованы в улучшении отношений с Азербайджаном по ряду причин. Баку активно участвует в антитеррористических процессах и является участником различных миротворческих операций, входит в состав коалиционных миротворческих сил. Для США имеет большое значение наша сырьевая, углеводородная база, наш энергетический потенциал, на основе которых развивается договоренность по развитию военно-технического сотрудничества. Значимость Азербайджана для США возрастает с учетом процессов, происходящих на Ближнем Востоке, и что очень важно - на фоне геополитического противостояния между Россией и Западом.
- Вы, наверное, согласитесь с тем, что пресловутые двойные стандарты, с которыми периодически сталкивается Азербайджан, создают определенные трения в отношениях с Европой. Но в то же время нам заявляют о сильной заинтересованности Евросоюза, о чем заявил недавно глава Евросовета Дональд Туск во время визита в Баку…
- Действительно, отношения Азербайджана и Европы нельзя назвать ровными, и я бы сказал, что они выстраиваются по какой-то зигзагообразной схеме. С одной стороны, господин Туск заверяет нас в том, что Азербайджан чуть ли не незаменимый партнер Европы, а с другой стороны, буквально через день выдвигается решение Европарламента не направлять европейских наблюдателей для участия в предстоящих парламентских выборах в Азербайджан.
То есть в очередной раз Брюссель демонстрирует присущую ему политику двойных стандартов, что, конечно, не может не вызвать недовольства официального Баку. Европейцам следует осознать, что для Баку неприемлем менторский тон, которым они руководствуются, пытаясь навязать нам совершенно необоснованные заявления, которые однозначно наносят урон двусторонним отношениям.
Что касается недавнего «сюрприза», преподнесенного Европарламентом, то мы его переживем. От того, что на выборах не будет европейских наблюдателей, Азербайджан ничего не потеряет, думаю, мы не нуждаемся в оценках, которые зачастую носят субъективный характер. Безусловно, свершившийся факт оставляет неприятный осадок и уж тем более не добавляет оптимизма в отношениях с Европой.
- Кстати, не так много времени остается до президентских выборов в США. Как вы считаете, произойдут ли кардинальные изменения в американской политике в отношении стран Южного Кавказа и в частности Азербайджана с приходом новой администрации Белого дома?
- В американской политике выработались четкая стратегическая линия и определенные внешнеполитические приоритеты, которые на протяжении многих десятилетий не меняются вне зависимости от того, кто у власти - демократы или республиканцы. Но в данном вопросе существуют нюансы. Дело в том, что представители власти меняют свои тактические установки и тактические задачи. Допустим, если республиканцы в открытую ставили вопрос о силовой акции против Ирана, то демократы ту же стратегическую задачу пытались и пытаются решать мирными путями. Однако нельзя сбрасывать со счетов то, что отношение к региону и к Азербайджану все же будет зависеть от того, кто станет президентом и представителем какой партии. В целом, приход к власти того или иного президента не изменит стратегических целей и задач, но могут измениться какие-то тактические элементы выстраивания взаимоотношений с регионом и в частности с Азербайджаном. Учитывая, что США заинтересованы в сохранении взаимоотношений с Азербайджаном, полагаю, что двусторонние отношения не претерпят каких-то серьезных и коренных изменений.
- Учитывая значительные шансы Хиллари Клинтон на победу, кому из участников в борьбе за лидерство в президентской гонке отдадут предпочтение американцы?
- В истории Америки во время президентских выборов наблюдалась тенденция смены представителей одной партий представителем другой. Демократы сменяли республиканцев и наоборот. Хиллари Клинтон достаточно популярная личность в США, но лично у меня большие сомнения по поводу ее избрания на этот пост. Предположу, что в этот раз республиканцы будут более настойчивы и активны, так как заявлять однозначно о том, что произойдет в 2016 году, сегодня было бы несколько преждевременно.
- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу недавно достигнутого соглашения по ядерной программе Ирана.
- От достигнутого соглашения прежде всего выигрывают Иран, Запад и США. Баку также в свою очередь поддерживает достигнутое соглашение и соответственно для нас данный документ имеет положительное значение. Мы помним, когда во времена прежней администрации в Вашингтоне строились планы по нанесению бомбовых ударов по Ирану, одновременно Баку открыто обвиняли в том, что якобы здесь строятся какие-то площадки для нанесения авиаударов по стратегическим целям Тегерана, что наносило ущерб ирано-азербайджанским отношениям. Однако Азербайджан несмотря на все необоснованные инцинуации доказал свою непричастность к подобным планам и тем самым продемонстрировал, что является сторонником сохранения безопасности в регионе.
Что касается самого соглашения, то я думаю, что США пошли на подписание этого документа не потому, что симпатизируют Тегерану и раскрывают ему свои объятия. В сложной геополитической обстановке противостояния с Россией Запад поставил перед собой задачу нейтрализации Ирана и приближения его к своим интересам, сохранения своего влияния в регионе. Плюс ко всему, Иран является серьезным игроком на Ближнем Востоке и поддерживает ряд группировок, борющихся с западными военно-политическими силами. США, которые заинтересованы в реализации своих стратегических интересов, придают этому фактору большое значение.
- Любопытный факт: в Армении в связи с достигнутым соглашением возникло много надежд на получение экономических и политических бонусов…
- Армения - страна, отрезанная от региональных энергетических проектов, погрязшая в политической изоляции и в экономическом кризисе по собственной глупости из-за упертой политики, проводимой бездарным правящим режимом.
И до тех пор, пока она не пересмотрит ее, говорить о каком-то развитии и прогрессе равносильно пустым иллюзиям. Что касается Ирана, то не думаю, что правящий режим как-то кардинально изменит свою политику в отношении Армении. На сегодняшний день Иран оказывает определенную гуманитарную, экономическую и энергетическую помощь Еревану, и полагаю, что ожидания армян в связи с подписанным соглашением намного завышены, потому что оно вряд ли откроет для Еревана широкие возможности. Точно так же не стоит ожидать каких-то разительных трендов в иранской стратегии в отношении Баку.
Да, ИРИ выступает за мирное урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и поддерживает территориальную целостность Азербайджана, однако он вряд ли решится на более кардинальный шаг, к примеру заблокировать Армению, как это сделала братская нам Турция. И здесь надо четко разграничивать то, что обе страны преследуют различные политические и стратегические интересы. Тем не менее, я думаю, что подписанное соглашение по Ирану не принесет каких-то дополнительных политических бонусов Еревану, о которых так размечтались армяне.
Матанат Насибова