О нашей медицине: что делать, если у Вас возникли подозрения на рак? - ФОТО
Работая над рубрикой «Призыв о помощи», редакция 1news.az часто контактирует с представителями разных медицинских учреждений Азербайджана, в том числе с специалистами НИИ гематологии и трансфизиологии им. Б.А.Эйвазова.
Отрадно сознавать, что здесь работают истинные профессионалы, старающиеся всеми силами помочь своим пациентам не только своевременным вмешательством, но и чисто по-человечески – добрым словом, поддержкой, вниманием. Причем, подобные отзывы о врачах – это не наше впечатление, а отзывы пациентов, с некоторыми из которых знакомы и наши читатели.
К тому же, институт можно по праву назвать одним из прогрессивных медицинских учреждений Азербайджана. Подробнее – в репортаже из НИИ, где нашими собеседниками стали директор института Зохра Алимирзоева, главный гематолог Министерства здравоохранения Азербайджана Чингиз Асадов и руководители лабораторий НИИ.
- Сегодня в НИИ проводятся все необходимые для диагностики лейкозов и талассемии анализы, а также анализы, позволяющие диагностировать венерические заболевания, вирусные инфекции, включая гепатиты и СПИД, - рассказала директор НИИ Зохра Алимирзоева. - Но это не все: сегодня наш институт с успехом проводит лечение пациентов с различными видами лейкоза, причем, все анализы и лечение для наших пациентов совершенно бесплатны.
В апреле 2015 года в НИИ прошла международная конференция «Хронические миелопролиферативные болезни крови: достижения и перспективы». Присутствовавшие на конференции иностранные специалисты высоко оценили работу НИИ. Не скрою, нам было приятно видеть удивление на лицах таких высококвалифицированных профессионалов, как знаменитая профессор Туркина, которая отметила высокий уровень наших специалистов, а также уровень оснащенности и диагностики НИИ.
На сегодняшний день в НИИ проводятся молекулярно-генетические и цитогенетические исследования, Fish-тесты, хромосомные анализы, фенотипирование и др, - рассказывает З. Алимирзоева.
Для того чтобы понять, как все происходит, мы отправились в лаборатории, чтобы задать специалистам НИИ более конкретные вопросы, а также увидеть все то, о чем до сегодняшнего дня не знали.
Точная диагностика – залог успешного лечения
Лаборатории нас впечатлили как наличием весьма впечатляющего оборудования, так и персоналом, сумевшим объяснить нам, далеким от медицины журналистам, что и как здесь происходит. И сейчас мы попробуем пересказать читателям о сложных анализах и тестах, проводимых сегодня в лабораториях.
Лаборатория Лейкемогенеза
Здесь делают FISH-тесты - это применение флуоресцентных меток на образце ткани больного. Эти метки вступают в связи только с определенными участками хромосом. Анализы проводятся в специальном помещении при полном отсутствии света. Как объяснила нам заведующая лабораторией Айпара Гасанова, это необходимо потому, что анализ проводится под флуоресцентным микроскопом, который позволяет выявить участки хромосом, связанные с флуоресцентными зондами, а также возможные отклонения, которые могут стать причиной рака.
Отклонения бывают нескольких видов: инверсия (разворот участка хромосомы на 180 градусов), транслокация (перенос участка хромосомы в другое положение либо на другую хромосому), дупликация (процесс удвоения участка хромосомы, который становится причиной избыточного содержания копий гена в клетке) и делеция (потеря части хромосомы).
Так, по словам А.Гасановой, наличие транслокации позволяет диагностировать некоторые виды саркомы, лимфомы или лейкемии. Выявление дупликации способствует подбору оптимальной для больного схемы лечения. FISH-тест преимущественнее стандартных генетических тестов, поскольку позволяет выявить даже незначительные генетические отклонения, которые невозможно рассмотреть при помощи простого микроскопа. Кроме того, он позволяет проводить тест на тех клетках, которые еще не начали активно развиваться. Другими словами, если прочие тесты можно выполнить на клетках только после их роста в условиях лаборатории на протяжении 2-3 недель, то для проведения FISH-теста требуется всего несколько суток. То есть, при необходимости лечение пациента можно начать намного раньше.
FISH-тесты дают очень важную информацию при диагностике различных видов рака: молочной железы, мочевого пузыря, а также позволяют обнаружить изменения в хромосомах при лейкозе, в том числе, и клетки, характерные для агрессивной формы хронического лимфолейкоза (ХЛЛ). Больным с такой формой ХЛЛ может понадобиться срочная терапия, а при менее агрессивных формах, возможно, достаточно только наблюдения.
Здесь также проводится и молекулярно-генетический анализ, когда анализируются не структуры хромосом в целом, а конкретные последовательности ДНК или РНК – например, те или иные гены. Основа молекулярно-генетического анализа – метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Этот анализ важен не только для точной диагностики заболеваний, но и для контроля минимальной остаточной болезни и максимально раннего обнаружения рецидива лейкоза. Кроме того, с помощью этого анализа можно с высокой точностью определить микрометастазы многих опухолей.
Выглядит все это достаточно занимательно – на экране монитора видны самые настоящие хромосомы, которые рядовой читатель мог видеть только на страницах учебника биологии. Но разобраться в ответах умных «машин», проводящих диагностику, может только опытный специалист. Впечатленные увиденным, мы поинтересовались:
- Известно, что симптомы лейкоза можно спутать с симптомами других заболеваний. А могут ли «ошибиться» анализы?
- Нет, - ответил главный гематолог Минздрава Чингиз Асадов. - Однако нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор, поэтому может быть ошибка, когда лаборант неправильно «прочитал» результаты анализов. То есть, если лейкоз не обнаружили при всех видимых врачу симптомах. Но если анализ подтверждает наличие заболевания, ошибки быть не может.
А мы продолжили путешествие по лаборатории лейкомогенеза, где также проводятся цитогенетические и молекулярно-генетические исследования. Они позволяют установить изменения в хромосомном аппарате клеток, то есть, выявить аномалии их числа или наличие каких-либо структурных перестроек. По словам специалистов лаборатории, в онкогематологии важно установить и тип хромосомных транслокаций в опухолевых клетках. Потому что их обнаружение играет важнейшую роль в диагностике, определении тактики лечения и прогнозировании исхода многих болезней. Например, цитогенетическая диагностика хронического миелоидного лейкоза основана на обнаружении так называемой филадельфийской хромосомы – результата перестройки хромосом из 9-й и 22-й пар, то есть транслокации t . Ну, это говоря медицинским языком, а мы попросили объяснить это простым смертным, и Ч. Асадов пояснил:
- При хроническом миелолейкозе на 22 паре одна из хромосом укороченная. Часть этой пары хромосом присоединяется к 9-ой, а это уже говорит о лейкозе, - говорит доктор Ч. Асадов. - В данном случае мы говорим о приобретенной мутации. А вообще мутации происходят в организме постоянно, и иммунная система с этим успешно справляется. Однако в некоторых случаях этим мутационные процессы могут происходить настолько быстро, что иммунная система за ними просто не успевает. Либо процессы проходят в нормальном темпе, но иммунная система просто ослаблена, и тогда эти мутации становятся опасными.
Возможно, с этим связано то, что причину возникновения лейкоза до сих пор не удалось выявить.
Кроме того, в этой лаборатории также диагностируют промиелоцетарный лейкоз, об успехах лечения которого мы расскажем ниже.
В лаборатории клинической иммунологии проводится иммунофенотипирование лейкозных клеток, что очень важно для точной диагностики варианта лейкоза и мониторинга лечения. С помощью этого метода можно определять наличие даже очень малого количества лейкозных клеток, то есть определить, так называемую, остаточную болезнь.
В лаборатории «Наследственная патология эритрона» делают анализы на выявление талассемии и других наследственных заболеваний гемоглобина. Здесь также проводятся молекулярно-генетические исследования с целью выявления мутаций, приводящих к талассемии, что будет использоваться при диагностике наличия талассемии у плода в утробе матери, то есть при проведении пренатальной диагностики этого заболевания.
Кроме того, именно в НИИ проводится вызвавшее столько споров у населения так называемое «предбрачное обследование населения». Напомним, что согласно решению Кабинета министров Азербайджана, с 1 июня этого года все лица, желающие вступить в брак, должны проходить обязательный медицинский осмотр. Данное повсеместное обследование уже дало результаты: было обследовано свыше 30 тысяч человек, у 1000 из которых было выявлено наличие гена-носителя талассемии, а у более 135 человек - выявлены вирусные заболевания: у 20- СПИДа, а у 115 - сифилис.
По словам завлаборатории Айсель Микаилзаде, все граждане Азербайджана сдают анализы по месту жительства, а затем на специальной машине они доставляются в НИИ, где и проводятся исследования. Так что, коллектив лаборатории в некотором смысле отвечает за будущее нашей страны. Нас довольно впечатлили огромные холодильные установки, в которых хранятся тысячи анализов, собранных в пробирках, на каждой из которых стоит индивидуальный штрих-код, номер и данные о сдавшем гражданине страны. Все данные также хранятся в огромной базе, так что перепутать анализы или как-то подделать результаты просто невозможно. Кроме того, в этом нет необходимости: медицинское обследование де-юре не является запретом на вступление в брак, оно просто информирует будущих членов одной семьи о наличии у них опасных вирусных заболеваниях, а также об опасности возникновения определенных заболеваний у их будущих детей.
При этом, результаты анализов сообщаются только самому гражданину, их сдавшему. Другими словами, в вопросе сообщать или нет будущему мужу (жене) о результатах, последнее слово остается за самим человеком и зависит от его чисто человеческих качеств – сознательности и честности. А в случаях, когда речь идет о серьезных вирусных инфекциях – еще и об адекватности, ведь, умалчивая о болезни, он подвергает риску уже не только свою жизнь. Впрочем, это уже другая история.
Пока же скажем, что в ходе обследования было выявлено 7 пар, больных талассемией. В стране более 8% населения являются носителями этого наследственного заболевания крови. При обнаружении болезни каждому из членов будущей семьи даются необходимые советы врачей. Ведь носители паталогического гена могут не подозревать об этом, но для их детей это представляет опасность. Поэтому такие пары должны находиться под наблюдением врача во время беременности.
Вообще инициатива предбрачного медицинского обследования ставит своей целью создание условий для формирования здорового общества. А одним из шагов навстречу этому является как раз предотвращение случаев рождения детей с наследственными заболеваниями крови.
Ответы на вопросы
Обогатившись впечатлениями, мы вернулись к беседе с директором НИИ Зохрой Алимирзоевой.
- Зохра ханум, диагностика в институте на высшем уровне. А как обстоит дело с лечением больных?
- Начиная с 2003 года, все зарегистрированные в НИИ пациенты бесплатно обеспечиваются препаратами «Гливек» и «Тасигна». Эти медикаменты успешно применяются для лечения хронического миелолейкоза и представляют собой инновационные препараты «таргетной терапии» (от слова «таргет» - цель). Могу заявить, что применение данных препаратов стало настоящей революцией в терапии хронических лейкозов. Их применение позволяет значительно улучшить качество жизни больных и продлить им ее на 10-15 лет. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если со временем происходит «привыкание» к препарату. Тогда его нужно заменять другим.
- Могут ли больные хроническим миелолейкозом выздороветь?
- К сожалению, о полном выздоровлении говорить не приходится, но названные препараты позволяют им поддерживать полноценную жизнь. Мы надеемся, что наука, которая не стоит на месте, найдет решение и этого вопроса, ведь в других видах лейкоза уже наблюдаются случаи выздоровления. Так, в случаях острого лейкоза 90% детей при своевременном лечении полностью выздоравливают. Но я говорю о лимфобластном лейкозе. В случае же миелобластного лейкоза необходима трансплантация костного мозга.
- Зохра ханум, насколько я знаю, с недавнего времени операции по трансплантации костного мозга стали проводить в Азербайджане. Несмотря на это, многие пациенты все еще ищут средства для срочных операций за границей. С чем это связано?
- С тем, что эти операции начали в нашей стране проводить не так давно, в Центре талассемии, и поначалу предпочтение отдавалось больным талассемией. С недавнего времени начали проводить подобные операции и пациентам нашего института. На сегодняшний день количество больных просто превышает возможность проведения операций в стране, кроме того, есть случаи, когда необходимо срочное оперативное вмешательство, а на очереди уже стоит другой пациент. Но я уверена, что со временем и эта проблема решится, ведь все необходимое для этого у нас в стране уже есть. Надеюсь, что в скором времени мы присоединимся к Всемирной донорской базе, тогда будет легче и быстрее находить доноров для больных и проводить операции в Азербайджане.
- Еще один вопрос, который волнует многих граждан: на самом ли деле возросло количество заболеваемости лейкозом? Читая новости, многие наши сограждане паникуют, многие даже выдвигают предположения о том, что участившиеся случаи рака связаны с неблагоприятной экологией, применением запрещенных удобрений и так далее.
- На самом деле, это не так, просто диагностика позволяет выявить лейкоз гораздо раньше и чаще. В целом же, в год в Азербайджане диагностируется 300-400 первичных лейкозов, и эта цифра немногим отличается от той, что была лет 10 назад.
Кроме того, в стране на сегодняшний день около 400 больных хроническим миелолейкозом, и каждый год их включают в статданные. Однако случаи выздоровления больных встречаются тоже чаще. Так, хорошие результаты по лимфобластному и промиелоцетарному лейкозу, больные которым полностью вылечиваются благодаря препарату «Атра». Во всем мире количество больных лейкозом составляет в среднем 13 на 100 тысяч человек, а в Азербайджане эта цифра составляет 2,5-3 на 100 тысяч.
Но я бы хотела отметить, что главной проблемой на сегодняшний день остается позднее обращение больных к специалистам. К сожалению, некоторые больные приходят к нам после лечения у терапевтов, урологов, инфекционистов или даже самолечения антибиотиками. Ведь признаками рака могут быть боли в горле, опухшие лимфоузлы, боли в суставах и мышцах или желудке. И люди принимают эти симптомы за обычную простуду.
- А прием антибиотиков как-то влияет на развитие лейкоза?
- Нет. На это влияет задержка с обращением к специалистам.
- Но Вы сами сказали, что зачастую люди приходят к вам после лечения у других врачей. Получается, ошибку допускают они?
- К сожалению, такое бывает. Поэтому я советую всем обратить внимание на свое здоровье самим. И если после двух недель лечения симптомы не исчезают, - срочно приходите на анализ крови в НИИ. Кстати, грамотный специалист в любой области при любых симптомах вначале направляет больного на общий анализ крови, который уже позволяет сделать какие-то выводы о причинах его недомогания.
- Наши люди сдавать анализы не любят.
- В этом и проблема. Однако анализы в нашем институте бесплатные, поэтому лучше, я думаю, предупредить болезнь, чем лечить. Но Минздрав регулярно проводит диспансеризацию в поликлиниках страны, так что процесс сдачи анализов для граждан облегчен насколько это возможно.
- Зохра ханум, Вы сказали, что острый лейкоз у детей в большинстве случаев вылечивается. Судя по обращениям в нашу редакцию, случаев стало очень много.
- В год мы диагностируем от 50 до 70 случаев острого лейкоза. Однако повторю, что при своевременном лечении такие дети полностью выздоравливают. У нас недавно был случай, когда к нам обратился наш бывший пациент с просьбой выдать ему справку о том, что он полностью здоров. Парень очень хотел пойти в армию, но военкомат признал его негодным на основании того факта, что в детстве он прошел лечение в нашем НИИ. Сейчас он полностью здоров и годен к строевой службе.
- Неужели до сих пор нет какой-то профилактики рака? Ведь столько статей в интернете, в рубрике «Врачи это скрывают» с различными рецептами «профилактики» и даже «лечения» рака.
- То, что советуют в таких рубриках, приводит лишь к одному – к тому, что люди обращаются к врачам слишком поздно, экспериментируя на собственном здоровье и принимая сомнительные «смеси». На самом деле, профилактики лейкозов на сегодняшний день не существует, потому что причину его возникновения однозначно назвать нельзя. Мы не берем в расчет такие трагические события, как, скажем, взрыв на Чернобыльской станции, который вызвал всплеск заболеваемости хроническими лейкозами. Можно сказать, что среди работников «вредных производств» чуть выше процент заболеваемости, но утверждать, что, то или иное вещество провоцирует заболеваемость лейкозом – нельзя.
- Говорят, что выздоровление больных в большой степени зависит от его настроя. Но врачи, кроме того, что должны быть специалистами, тоже должны верить в успех лечения?
- Безусловно, врачи нашей специализации должны, кроме профессиональных, обладать и определенными человеческими качествами. С недавних пор наши пациенты могут сами выбирать себе лечащего врача, ведь от их «контакта» зависит очень многое. Врач и пациент должны быть союзниками.
- Вы когда-нибудь сталкивались с Чудом?
- Да. Это – наш Вугар Азадов, любимец всего НИИ. Его непоколебимая вера в выздоровление и любовь к жизни действительно творят чудеса. Вугара обследовали и иностранные специалисты, и все утверждают, что главное, что помогает ему – не лекарства, а то, что внутри него – огромная Вера и Любовь.
- То есть, в наше время рак – не приговор?
- Безусловно. Надо всегда верить в исцеление. В чудо. Как говорится, если человек хочет жить, медицина тут бессильна, - смеется Зохра ханум.
- Огромное спасибо Вам за интересную экскурсию и беседу.
- Желаю всей редакции и читателям 1news.az здоровья.
Натали Александрова
Фото: Лала Гулиева