Александр Сотниченко: «В оппозиции нет сильной фигуры, которая могла бы составить конкуренцию ПСР и Эрдогану» | 1news.az | Новости
Интервью

Александр Сотниченко: «В оппозиции нет сильной фигуры, которая могла бы составить конкуренцию ПСР и Эрдогану»

12:55 - 24 / 09 / 2015
Александр Сотниченко:  «В оппозиции нет сильной фигуры,    которая могла бы составить конкуренцию ПСР и Эрдогану»

Интервью 1news.az c доцентом кафедры теории и истории международных отношений СПБГУ, политическим экспертом Александром Сотниченко.

- Господин Сотниченко, на днях Вы посетили Турцию, нам хотелось бы услышать Ваше мнение о нынешней предвыборной ситуации в стране, в частности о том, как оцениваете  реальные шансы партий на предстоящих парламентских выборах?

 - Ситуация чрезвычайно сложная. Партии справедливости и развития (ПСР) необходимо получить больше мест в парламенте, чем на выборах 7 июня для формирования однопартийного правительства. Сделать это будет чрезвычайно сложно.

За последние месяцы не произошло никаких событий, которые бы серьезно повлияли на увеличение рейтинга ПСР. Как сообщают социологи, их предполагаемый результат по-прежнему колеблется в пределах 40%.

Главной мишенью избрана прокурдская Партия демократии народов (ПДН), набравшая 7 июня 13% и 80 депутатов. Убедительную победу ПСР может одержать только за счет вытеснения ее за пределы парламентского поля.

Электоральный барьер в Турции довольно высокий – 10%, и существует вероятность, что властям удастся дискредитировать ПДН настолько, что она его не преодолеет. Вся пропагандистская машина ПСР направлена в настоящее время на борьбу с ПДН, которую привычно обвиняют в сотрудничестве с террористической Курдской рабочей партией (КРП или как ее принято называть PKK) и «параллельным государством» Ф.Гюлена.

Однако пока рейтинги показывают, что ПДН довольно уверенно удерживает свой электорат. Таким образом, если исключить незаконные методы политической борьбы, которые наверняка приведут к новой эскалации насилия на юго-востоке, сторонникам Эрдогана приходится надеяться только на некоторое увеличение сторонников за счет нестандартных шагов.

Например, на днях из оппозиционной Партии националистического движения (ПНД) в ПСР перешел сын основателя ПНД Тогрул Тюркеш. Несомненно, это должно отобрать голоса у националистов. Кроме того, было объявлено, что ПСР не стремится к установлению президентской формы правления в Турции, за что Эрдогана регулярно подвергала критике оппозиция. В целом положение ПСР чрезвычайно шаткое. Страна зависла между Сциллой потенциальной гражданской войны на юго-востоке и Харибдой коалиционного правительства, которое никогда еще не приносило Турции счастья, но все больше стагнацию и военные перевороты.

- То что вопрос о создании коалиционного правительства  возникнет в случае, если ПСР не получит в парламенте достаточное количество голосов, уже понятно. Скажите, а насколько высока такая вероятность?

- Да, безусловно, коалиционное правительство в Турции будет создано в том случае, если ПСР не получит в парламенте 50% мест + 1.

Вероятность этого в настоящее время достаточно велика, однако ПСР может предпринять самые различные шаги для того, чтобы не допустить такого развития событий. Есть вариант, что власти пойдут на силовое решение проблемы - запрещение ПДН за связи с террористической КРП (PKK) или введение военного положения в юго-восточных районах страны с целью создания искусственных трудностей для проведения там выборов. Однако все понимают, что это может закончиться неконтролируемыми акциями гражданского неповиновения со стороны курдов и массовым их переходом под знамена КРП.

- Какие, по вашим личным оценкам, внутренние и внешние факторы могли бы серьезно повлиять на итоги голосования?

- К таким факторам можно отнести развитие сирийского кризиса, курдский вопрос, экономические проблемы в стране, да мало ли что еще может произойти за месяц. Думаю, ПСР надеется на серьезные подвижки по сирийскому вопросу, в частности, формирование «зоны безопасности» на сирийской территории вдоль турецкой границы. Также возможно заключение громкого перемирия с КРП с участием Оджалана в преддверии выборов.

- Есть ли в турецком обществе идейная и политическая поддержка Эрдогана?

- У Эрдогана остался его самый преданный электорат – самые широкие бедные и религиозные слои населения, получившие реальную пользу от его реформ. Однако за последние два года этот электорат значительно сократился из-за разрыва с довольно многочисленным джемаатом Ф.Гюлена, который также обеспечивал в свое время значительную медиаподдержку Эрдогану, а также вследствие политических и экономических проблем, среди которых высокие темпы инфляции, низкие темпы экономического роста, проблема беженцев, терроризм и т.д.

- Как вы считаете, почему курдский вопрос обострился именно сейчас, и насколько уместно говорить о его урегулировании на фоне обострения курдского террора?

- Проблема обострилась вследствие отсутствия поддержки со стороны Турции курдских отрядов при обороне г. Кобане от боевиков ИГ[ИЛ] в 2014 году. Это было расценено курдами как предательство и прямое содействие ИГ[ИЛ]. Последней каплей стал теракт в г. Суруч и последовавшие за ним бомбардировки объектов КРП на территории Ирака. Есть мнение, что Эрдоган может воспользоваться противостоянием для привлечения на свою сторону националистического электората, а перед выборами торжественно заключить перемирие, выйдя, таким образом, победителем из конфликта. Однако КРП слишком разноплановая и неоднородная организация, чтобы планировать с ней надежные долгосрочные отношения.

- И все-таки хотелось бы услышать ваш прогноз по итогам ноябрьских выборов. Насколько конкурентоспособной сможет оказаться нынешняя оппозиция в противовес ПСР?

- Пока ситуация 50 на 50 и склониться может в любую сторону. Однако, смею предположить, что ПСР пойдет на все, чтобы сохранить монополию на власть и добьется своего. Коалиция для правительства наверняка завершится целой серией расследований деятельности турецких чиновников, что дискредитирует ПСР еще больше, поэтому они постараются не упустить свой последний шанс на победу. Кроме того, в оппозиции я не вижу ни одной сильной фигуры, которая могла бы составить конкуренцию ПСР и Эрдогану.

- Известно, что Турция в целях борьбы с ИГИЛ предоставила свою территорию для размещения американских  баз. Какие риски могут возрасти как внутри страны, так и извне в связи с этим?

 - Не думаю, что Турция будет активно участвовать в войне с ИГ[ИЛ]. Это чревато ростом террористической активности внутри страны, хотя США очень надеются решить проблему Сирии чужими руками. Какое-либо реальное участие возможно только с предоставлением Турции права на создание «зоны безопасности» на территории Сирии вдоль границы. Однако с точки зрения международного права это будет оккупация, а пока участники западной коалиции не решаются позволить Анкаре сделать это.

Матанат Насибова

Поделиться:
3366

Последние новости

Все новости

1news TV