Глава комиссии ООН: Азербайджану нужно концентрироваться не только на экспорте, но и стимулировать внутренний спрос
В Баку 2 – 3 февраля с первым официальным визитом находится исполнительный секретарь Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Шамшад Ахтар.
На повестке дня – вопросы двустороннего сотрудничества с фокусом на экономике, в частности, поддержка Кавказа и Центральной Азии со стороны ЭСКАТО в реализации до 2030 года Целей развития ООН.
Также на повестке дня – согласование позиций по вопросу интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом, что планируется обсудить на высоком уровне на встрече 18 мая в Бангкоке, в рамках ежегодной сессии ЭСКАТО.
За плечами доктора Шамшад Ахтар – большой опыт работы в экономической сфере региона Азии: она занимала должности управляющего Центрального банка Пакистана и вице-президента Всемирного банка для региона Ближнего Востока и Северной Африки; должность главы ЭСКАТО она занимает с февраля 2014 года.
В эксклюзивном интервью 1news.az доктор Шамшад Ахтар рассказала о том, какие пути региональной интеграции она видит, кто в ней больше заинтересован и какие выгоды она влечет.
- Каковы перспективы для Азербайджана от предлагаемой вами региональной экономической интеграции? Насколько заинтересованы в этом обе стороны?
- Региональное экономическое сотрудничество и интеграция принесли Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) значительные достижения. Некоторые субрегионы АТР оказались весьма успешны в деле интеграции, что привело к экономическому росту и развитию.
Чтобы добиться таких же результатов, странам Центральной Азии и Кавказа еще необходимо проделать много работы, но надо отметить, что Азербайджан находится в выгодном положении. Географически он расположен так, что является естественным коридором на оси Север-Юг и Запад-Восток. В последние годы Азербайджан также прекрасно позиционирует себя как транспортный хаб.
Для дальнейшего эффективного продвижения в этом направлении Азербайджану необходима диверсификация экономики. И тут как раз региональная интеграция может активно этому содействовать, так как способствует диверсификации и открытию новых коридоров в разных направлениях, будь то Европа, Азия, или же соседние страны.
Инвестиции в развитие регионального сотрудничества и диверсификации экономики будут долгое время служить на благо страны и ее экономического процветания.
- Какая картина сложилась перед вами по итогам встреч с официальными лицами Азербайджана? Насколько азербайджанская сторона готова к предлагаемой интеграции?
- В Баку у меня были встречи в министерствах иностранных дел, экономики, финансов, транспорта, а также в Центробанке.
По итогам встреч у меня сложилась картина того, как Азербайджан видит стратегию своего развития. Также меня проинформировали о процессе реализации проектов региональных транспортных коридоров, в частности, коридора Восток-Запад, а также о потенциале коридора Север-Юг.
Я почувствовала весьма оптимистичный настрой. Улучшает ситуацию и то, что Азербайджан находится на передовой в деле развития транспортных коридоров. Страна также значительно интегрировала в мировой энергетический рынок за счет прокладки трубопроводов. В этом направлении ведется большая работа.
- Какие возможности предлагает ЭСКАТО для выхода сырьевых экономик из сложившего кризиса?
- Только оправившись от глобального финансового кризиса, мир не ожидал, что так скоро мы столкнемся с резким падением цены на нефть. Надо отметить, что падение цены на нефть по-разному отразилась на экономиках стран Азии. Так как на обширном пространстве Азии очень мало нефтегазовых ресурсов, большая часть азиатских стран выиграла от этого. Но государства, производящие и экспортирующие нефть, безусловно, переживают трудные времена. В то же время я считаю, что нынешний кризис может открыть перед ними и новые возможности, заставив серьезнее задуматься об экономической диверсификации.
ООН и ее структуры не предлагают готовое решение проблемы. Мы проводим исследование рынка и представляем обзоры действительного состояния дел в экономиках региона. Сегодня надо признать – темпы развития и роста в Азии снижаются, и это снижение значительное.
К примеру, в 2015 году экономический рост в регионе составил 5%, что на 9,5% меньше, чем было до кризиса. Спад наблюдается, в том числе, в Китае.
По нашим прогнозам, такая тенденция сохранится какое-то время. Но если вы действительно хотите восстановить и оживить экономический рост в своей стране, нужно уделить больше внимания перебалансировке экономики. Вместо того чтобы полностью концентрироваться только на экспорте, необходимо стимулировать и внутренний спрос, а также провести структурные реформы, которые помогут повысить уровень производительности в регионе.
- В регионе АТР есть страны, которые возникли практически ниоткуда, за короткое время добились значительного экономического развития, сумели преодолеть не один кризис. На ваш взгляд, может ли какая-то азиатская страна послужить эффективной моделью для экономики Азербайджана, которая сегодня сталкивается с аналогичными проблемами?
- Система работает несколько иначе. Необходимо учитывать многие факторы. Но есть несколько механизмов, которые могут быть полезны на фоне общего спада.
Первый способ заключается в том, чтобы предоставить фискальный стимул для повышения налоговых поступлений. Это позволит оживить экономический рост за счет роста общественного потребления.
Другой способ – это ослабить монетарную политику, что означает снижение процентных ставок. И третий способ – это начать реализацию действительных структурных реформ в экономике, чтобы иметь возможность восстановить экономический рост.
– С какими из стран Тихоокеанского региона наиболее вероятна интеграция Азербайджана? И какую роль в этом может сыграть проект Нового Шелкового пути, инициированный Китаем?
- Китай, безусловно, стремится к расширению сети транспортных коммуникаций, с конечной целью иметь маршрут, который бы связывал его с Европой. Этот новый проект восстановит концепцию древнего Шелкового пути. Но в настоящее время - это все еще попытки объединить удаленные друг от друга части света, которые на сегодня все еще во многом изолированы.
На этом пути есть свои сложности. Южная Корея, безусловно, хочет связи с Европой, у России есть свои интересы в Центральной Азии, Китай пытается укрепить позиции в Пакистане и Африке.
На мой взгляд, нужно смотреть на ситуацию чуть шире. Чего сегодня пытаются добиться страны региона – это продвигать развитие инфраструктуры, и в этом контексте посмотреть, как можно объединить рынки за счет коммуникационных сетей.
Елена Остапенко
Читайте по теме:
Представитель ООН: интеграция с Азиатским регионом – ключ к успеху на Кавказе
Представитель ООН в Баку: Падение цены на нефть открывает возможности для сырьевых экономик