Диктор Руслан Гасанов: «AzTV можно поставить на один уровень с самыми передовыми мировыми телеканалами» - ФОТО
Мы постоянно находимся в поиске самих себя, пробуя самые разнообразные сферы деятельности.
А жизнь всячески помогает нам и способствует приближению к этой заветной, но весьма расплывчатой мечте – отыскать свое призвание.
Именно так и случилось с молодым и перспективным диктором Русланом Гасановым, который в настоящее время ведет новости на AzTV . За его плечами остались бесконечные метания – выступление на сцене театра, обслуживание посетителей кафе, а также работа в Министерстве культуры. О том, каким образом он стал диктором и что думает о состоянии местного телевидения, Руслан поведал нам во время беседы, которую мы представляем вашему вниманию.
Немного биографии
В детские годы, когда смотришь телевизор, всегда возникает желание оказаться на экране. Среди ведущих того периода мне очень нравились Рафиг Гусейнов, Роза Тагиева, Офелия Санани, но самой любимой была Диляра Салимова, несмотря на ее молодой возраст. Когда я в школе заполнял анкеты своих одноклассниц, то в строке «любимый телеведущий» всегда указывал ее имя. А на вопрос «кем вы хотите стать?» обычно отвечал «врачом». Потом, в определенный этап моей жизни я осознал, что хочу стать актером. И с течением времени это желание не угасло – наоборот, следуя за своей мечтой, я поступил в Университет культуры и искусств, закончив его по специальности актера театра и кино.
Обучаясь в институте, я записался на курсы руководителя и основателя театра «Юг» Вагифа Ибрагимоглу, который всегда относился к своим ученикам с особым вниманием, создавая необходимые условия для их профессионального развития. В ту пору я много раз выступал в качестве актера. Также помимо обучения модели поведения на сцене, Вагиф муаллим научил меня жизни и способствовал моему формированию как личности.
Некоторые мои друзья в то время работали на телевидении, и я постоянно интересовался, в чем заключается их деятельность. Меня манила эта сфера. Помню, мы с ребятами часто сбегали с уроков для того, чтобы принять участие в съемках, которые устраивались AzTV на Новруз байрамы. Однако так и не снялись ни в одном эпизоде (улыбается). Потому что у меня в голове всегда звучали слова Вагифа муаллима, который говорил: «Неизвестно кем вы станете завтра, а снявшись сегодня, например, в какой-то смешной, комичной роли, можете запомниться телезрителям именно такими».
Потом меня забрали в армию, а вернувшись, я начал искать работу. В скором времени мне поступило предложение поработать в одном из кафе на должности администратора, и я решил согласиться. Но когда пошел устраиваться, мне сказали, что они уже нашли человека на эту вакансию, и теперь у них свободна только позиция официанта. Меня рассмешило такое предложение, и я поначалу не стал его серьезно рассматривать, но потом подумал – если сегодня я не справлюсь даже с обязанностями официанта, то завтра не смогу осилить вообще ни одну профессию.
Таким образом, я пошел на принцип с самим собой и принял решение устроиться в кафе. Когда мой отец об этом узнал, он очень удивился и сказал: «У тебя же высшее образование, зачем тебе это? Тем более, необходимости нет, я помогаю тебе в материальном плане».
Я ответил, что не ставлю перед собой цели заработать деньги. Просто хочу увидеть жизнь с другой стороны, понаблюдать за людьми с различных ракурсов и накопить жизненный опыт. Это ведь тоже своеобразная школа.
Кстати говоря, в один из дней, возвращаясь домой, мне довелось разговориться в метро с незнакомым человеком. И после общения он спросил, не работаю ли я ведущим. Я ответил отрицательно, и вдруг мужчина искренне сказал, что очень хотел бы видеть меня по телевизору. «Если вы когда-нибудь услышите о конкурсе на телевидении, обязательно попробуйте свои силы, у вас есть потенциал», - вселил в меня уверенность мужчина. Пожалуй, в какой-то степени его мотивирующие слова способствовали моему дальнейшему профессиональному становлению.
Потом однажды мне позвонил Вагиф муаллим и спросил, не хочу ли я поработать в Министерстве культуры. Я, конечно, дал положительный ответ, и он сказал, что нужно встретиться с министром Абульфасом Гараевым. Я пошел на прием и меня взяли на работу на контрактной основе. Все это произошло внезапно, и в одночасье моя жизнь поменялась. Министерство дало мне направление в Театр юного зрителя, и определенное время я там проработал заместителем директора.
В скором времени я услышал о конкурсе, который проводился на Азербайджанском телевидении – они набирали новых сотрудников. Я вспомнил слова того незнакомого мужчины и отправил свои документы, после чего мне позвонили и пригласили на пробы. Там мне дали лист бумаги с написанной новостью, которую нужно было зачитать перед камерой. Через месяц со мной снова связались и попросили зайти. Рафиг Гусейнов оказал мне доброжелательный прием и сказал, что выбрал меня на позицию ведущего. Я удивился, учитывая, что подавал заявку на вакансию корреспондента, но он ответил, что видит во мне перспективы. Так началась моя карьера на телевидении.
Это было в 2007 году, который Ильхам Алиев объявил Годом молодежи. Хотелось бы отметить, что со стороны Президента молодым гражданам нашего общества всегда оказывалась всесторонняя поддержка. И как один из представителей молодежи я это постоянно ощущаю.
О состоянии местного телевидения
На сегодняшний день в Азербайджане нет цензуры, которая была во времена Советского Союза, и люди ежедневно получают огромный поток информации. Однако у этой медали две стороны. Например, если в какой-то семье произошло убийство на почве ревности – я не сторонник того, чтобы личные проблемы этих людей выносить на всеобщее обозрение. Мне кажется, наблюдая каждый день за многочисленными преступлениями по телевизору или читая об этом в Интернете, люди совершат нечто аналогичное, оправдывая себя тем, что они не единственные. Если же мы будем подавать зрителям хороший пример, они будут на него равняться. Поэтому средства массовой информации должны озвучивать только глобальные проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на социальную жизнь людей, а об одиночных преступлениях, по моему мнению, все-таки стоит умалчивать.
Раньше AzTV был единственным местным каналом, сегодня их гораздо больше, и каждому свойственен индивидуальный формат. Однако наш канал – единственный, который делает все возможное для просвещения населения. То есть передач, посвященных шоу-бизнесу мы не показываем, в этом нет необходимости – их и так полно на других каналах.
Таким образом, я считаю, что AzTV можно поставить на один уровень с самыми прогрессирующими и передовыми мировыми телеканалами: и с точки зрения технического оборудования, и с точки зрения потенциала кадров. Лично я, когда знакомлюсь с работой зарубежных коллег, вижу, что они намного уступают сотрудникам нашего канала в плане профессионализма. Потому что мы – универсальны, наша работа может предполагать выполнение самых разнообразных функций, в то время как они чаще всего узконаправленны.
Конечно, есть люди, недовольные местным телевидением и транслируемыми передачами. Я не буду рассматривать деятельность всех каналов в отдельности, скажу только, что не встречал людей, которые бы отрицательно высказывались об AzTV .
Волнение перед камерой и непредвиденные ситуации
На первый взгляд работа диктора кажется несложной – просто зачитываешь строку телесуфлера. Но есть проблемы, которых зритель не видит, потому что они остаются за кадром. Например, однажды во время эфира у меня осип голос. Для подобных случаев у нас под столом имеется кнопочка, которая выключает микрофон – можно нажать ее и откашляться. Но в тот момент она находилась слишком далеко, и я вдруг обнаружил, что не дотягиваюсь до нее. Я начал нервничать, но потом вспомнил, что в нашей профессии предусмотрены другие методы борьбы с этой проблемой. Например, если горло мешает нормально разговаривать, нужно повысить немного голос и тогда он откроется. Однако этот метод тоже не смог мне помочь (улыбается). Я уже находился в весьма затруднительной ситуации, но наши работники сумели профессионально спасти положение – они начали транслировать небольшой сюжет, чтобы за это время я смог откашляться и привести свой голос в порядок. После чего я благополучно дочитал оставшиеся новости.
Во время своего первого выступления в эфире я был очень взволнован и забыл представить анонсы. Тогда редактор через гарнитуру в ухе напомнил мне об этом. Впоследствии я постоянно пересматривал вышедшие записи, чтобы посмотреть на себя со стороны, запомнить свои ошибки и в следующий раз не повторять их.
Для того чтобы работать на телевидении, нужно обладать множеством характеристик. В человеке должно гармонично сочетаться все – и голос, и внешность, и образование, и внутренний мир. Также большое внимание уделяется оперативности, потому что порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда внезапно приносят какой-то материал и диктор должен зачитать его в прямом эфире, не имея возможности предварительно ознакомиться. Например, может внезапно выйти указ Президента или в мире случится какое-нибудь важное происшествие, теракт, землетрясение, и нужно профессионально представить эту новость в эфире. И, конечно же, для эффективной работы на телевидении необходим опыт – с первых дней невозможно стать хорошим диктором или ведущим.
Кстати говоря, эти две сферы очень сильно разнятся. Дикторы должны зачитывать новости вне зависимости от того, согласны они с ними или нет, ведь в этом заключается их работа. А в роли ведущего ты можешь выступить с интересующими тебя темами и озвучить свое индивидуальное мнение.
Также работа на телевидении формирует в человеке ответственность. Конечно, нет ничего совершенного, но мы стараемся приблизиться к идеалу. Сколько бы времени ты не проработал в этой сфере, всегда могут возникнуть непредвиденные ситуации, и порой бывает невозможно скрыть от зрителя свои ошибки. Но когда я выступал в качестве ведущего и ошибался, зрители всегда воспринимали это с пониманием и поддерживали меня, за что хочется высказать им огромное спасибо.
Когда любишь свою работу, ты можешь посвящать ей все свое время, и она тебе вовсе не покажется трудной. Помню, во время проведения музыкального конкурса «Евровидение», когда Азербайджан занял первое место, я спокойно сидел дома и вдруг услышал крики радости, доносящиеся с трибуны. Никто не говорил, что надо идти на съемку, но я, как гражданин своей страны, в 3 часа ночи отправился готовить репортаж, потому что мне самому этого захотелось.
Когда в Азербайджане проводились Европейские игры, я был задействован в Центре водных видов спорта. Но самым волнительным моментом было мое выступление в Crystal Hall. Там выступала волейбольная команда, и мне дали задание побеседовать с ними во время перерыва. Так вот, выйдя на сцену и увидев первую леди, сидящую среди гостей, я разволновался. Но я должен был взять себя в руки, потому что у меня не было другого выхода. А когда я начал выступать и увидел, что Мехрибан ханым поддержала меня аплодисментами, то воодушевился и благополучно довел выступление до конца. Этот момент в моей рабочей практике был самым незабываемым и эмоционально насыщенным.
Если ты рожден для того чтобы работать на телевидении, жизнь все равно приведет тебя в эту сферу. Просто стоит делать для этого какие-то шаги. Например, посещать кастинги, через которые, собственно, я и устроился на работу своей мечты.
Лейла Мамедова
Фото: личный архив Руслана Гасанова